Замысел речи.
Логико – речевое доказательство. Структура и способы доказательства. Прогрессивные и регрессивные доказательства. Требования, предъявляемые к тезису. Актуальное членение предложения. Синтаксическая и лексическая омонимия. Система аргументации. Требования, предъявляемые к аргументу. Причины коммуникативных неудач.
Логико-речевое доказательство, или замысел, является вторым уровнем речевой коммуникации: цель – замысел – текст – реакция.
Доказательство – это логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей.
Доказательство и его приёмы стояли в центре внимания почти всех логиков и ораторов со дня возникновения науки о мышлении. Обоснованность, доказательность – это важное свойство правильного мышления. Оно является отображением в нашем сознании одной из наиболее общих закономерностей объективной действительности – взаимосвязи, взаимообусловленности предметов и явлений.
По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные. Прямое доказательство основывается на каком-нибудь несомненном положении, из которого непосредственно выводится истинность тезиса. В косвенном доказательстве истинность тезиса обосновывается посредством опровержения истинности противоречащего положения.
Доказательства делятся на прогрессивные (ход рассуждения идёт от оснований к следствиям) и регрессивные (ход рассуждения идёт от следствий к основаниям).
Любое речевое доказательство включает три блока: тезис, аргумент и доказательство. Речевое доказательство – триединая сущность, ни один из элементов которой не может быть изъят.
Тезис – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать в речи. Аргументом называется мысль, которая предназначена для доказательства тезиса.
Требования, предъявляемые к тезису: истинность, чёткая и точная формулировка.
Актуальное членение предложения – это членение предложения в контексте на исходную часть сообщения (тему) и на то, что утверждается в ней (рему).
Синтаксическая омонимия – многообразие смысловой интерпретации текста.
Требования, предъявляемые к аргументу: истинность, достаточность для доказательства тезиса.
Литература:
1. Никольская С.Т. Техника речи.-М.,1978.
2. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.-М.,1989
3. Чихачев В.П.Речевое мастерство пропагандиста.-М.,1987.
Дополнительная литература:
1. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991,
2. Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. - М., 1980.
3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов. Психолингвистика: Пер. с англ. М., 1984.
4. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. - М., 1982.
5. Гаймакова Б.Д. и др. Мастерство эфирного выступления. - М., 1993.
6. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для вузов, - М., 1997.
7. Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. - М., 1996.
8. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество//Избр. труды. - М., 1998.
9. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1999.
10. Зворыкин Ю.Н. Юмор в публичном выступлении. - М., 1977.
11. Золотова Т.А. Синтаксис текста. – М., 1979.
12. Клюев Е.В. Риторика. - М., 2001.
13. Новое в зарубежной лингвистике: Теория речевых актов. – М., 1986. Вып. 8.
14. Одинцов В. В. Структура публичной лекции. - М., 1976.
15. Поварнин С. А. Спор: О теории и практике спора//Вопросы философии. -1990.-№ 3.
16. Радченко В. И. Изучение ораторского искусства в США.- М., 1991.
17. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.
18. Стернин И.А. Практическая риторика. - М., 1993.
19. Сычев О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: Введение в опыт США. - М., 1991.
20. Уёмов А.М. Логические ошибки. - М., 1958.
21. Харченко В.К. Функции метафоры. - Воронеж, 1992.
17. Демонстрация как способ логической связи между аргументом и тезисом. Виды демонстрации: дедукция, силлогизм, догма, индукция, по аналогии, создание моделей. Дополнительные виды демонстрации: аппеляция к человеку, аппеляция к публике, закон «бумеранга». Ирония в речевой коммуникации.
Третьим уровнем речевого доказательства является демонстрация – логическая связь между аргументом и тезисом, т.е. логическое рассуждение, в процессе которого из аргумента выводится истинность или ложность тезиса.
К видам демонстрации относятся:
1) Дедукция – форма мышления, когда новая мысль выводится логическим путём из предшествующих мыслей. Дедуктивное доказательство предлагает заглавную, ведущую идею, которая признаётся говорящим и слушающим истинной и из которой доказываемый тезис вытекает как следствие.
2) Индукция – форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.
3) Демонстрация по аналогии – обоснование сходства двух предметов в каком-либо признаке на основании того, что эти предметы имеют ряд других сходных признаков. Этот вид доказательства не является абсолютным, оно гипотетическое.
Аналогия и другие формы умозаключений неразрывно входят в единый мыслительный процесс.
Различается несколько видов аналогии:
Безусловная – аналогия, которая применяется тогда, когда точно и определённо установлена связь между общими признаками, имеющимися у обоих сопоставляемых предметов, и тем признаком, который присваивается исследуемому предмету (гороскопы).
Условная – аналогия, когда определённо не установлена связь между общими признаками.
Простая – аналогия, в которой по сходству двух предметов в одних каких-либо признаках, заключают о сходстве этих предметов в других признаках.
Строгая – аналогия, основанная на знании того, что признаки сравниваемых предметов находятся в зависимости.
Нестрогая – аналогия, в результате которой делается заключение из сходства двух предметов в известных признаках к сходству их в таком новом признаке, о котором неизвестно, находится ли он в зависимости от первых.
Неполная – аналогия, которая указывает путь для эксперимента.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995
2. Никольская С.Т. Техника речи.-М.,1978.
3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.-М.,1991.
4. Прошунин Н.Ф. Что такое полемика?- М.,1985.
5. Сахаров В.Р. Навыки и умения лектора.-М., 1978.
6. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики.-М.,1991.
Дополнительная литература:
1. Алексеев А. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.
2. Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. - М., 1980.
3. Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М., 1996.
4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1999.
5. Зворыкин Ю.Н. Юмор в публичном выступлении. - М., 1977.
6. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике: В 2 ч. - М., 1990.
7. Караулов Ю.Н. Язык и личность. - М., 1989.
8. Клюев Е.В. Риторика. - М., 2001.
9. Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. - М., 1992.
10. Одинцов В. В. Структура публичной лекции. - М., 1976.
11. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.
12. Петрова А.Н. Сценическая речь. - М., 1981.
13. Пиз А. Язык телодвижений. - Новгород, 1992.
14. Секреты хороших манер и поведения. - Харьков, 1995.
15. Сорокин Ю.А. и др. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1978.
16. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. - Ростов-н/Д, 1994.