Целевые установки речи.
Мотивация речевого поступка. Этикетность речевого поведения. Ритуальная речь как принадлежность к социуму. Десемантизация устной и письменной речи. Провокационная речь как способ воздействия на людей. Вопросительные конструкции в провокационной речи. Внутренние мотивы провокационной речи. Императивная речь: мотивация, способы коммуникации, эмоциональное воздействие, формы репрезентации человека.
В любом речевом акте происходит передача информации. Анализ целевых установок речи есть анализ того, почему человек передаёт данную информацию.
Для характерен процесс десемантизации (процесс, в соответствии с которым определённый текст начинает частично или полностью терять своё значение). Процесс десемантизации происходит с любым текстом в процессе частого повторения. На основе десемантизации возникает понятие «клише». Ритуальная речь произносится для того, чтобы не выйти из социума. Это обмен знаками принадлежности к одному сообществу, т.е. напоминание о себе как о члене этого сообщества.
Обучение красноречию традиционно начиналось с написания и произнесения хвалебных праздничных речей. Поздравительная речь ставит целью восхваление какого-то лица, события и произносится в торжественных случаях. Успех проведения всех торжественных мероприятий наполовину зависит от того, как люди будут контактировать друг с другом, какие слова найдут друг для друга.
Провокационная речь – это особый тип речи, рассчитанный внутренне на получение некоторой ответной информации. Часто в провокационной речи используются вопросительные конструкции, которые являются лингвистическими универсалиями. Провокационная речь существует для прямого воздействия на других людей, причём воздействия подчиняющего: человек вынужден помимо воли передать какую-то информацию. Внутренним мотивом провокационной речи является получение правдивой информации, т.е. информации, в истинность которой верит тот, кто её сообщает.
Цель учебной речи – передать знания, выработать навыки и умения. В учебной речи происходит не только передача, но и проверка знаний. В процессе учебной речи формируется образ аудитории – определённый коллектив, которым руководит преподаватель и стремится направить в нужную сторону.
Когда мы обращаемся к человеку, т.е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмоциональное состояние, т.е. ввести в состояние конгруэнтности (почувствовать то же, что ощущает говорящий).
Как можно заставить человека почувствовать, его можно заставить совершить поступок. Человечество выработало специальную речевую форму, связанную с поинуждением к действию или бездействию: это – приказ.
Заставить человека подумать – нельзя, но можно сформировать в нём намерение, т.е. заставить принять определённое решение.
Литература:
1. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.-М.,1989
2. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации.-М.,1982
3. Ораторское искусство: Хрестоматия.-М., 1978.
4. Основы культуры речи: Хрестоматия./ Сб.статей. Сост. Скворцов Л.И.-М.,1984
5. Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики.-М.,1991.
Дополнительная литература:
1. Александров Д.Н. Риторика. - М., 1999.
2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно (как найти свой стиль мышления, обрести взаимопонимание с людьми). - СПб., 1993.
3. Баранов А.Н. Парламентские дебаты: традиции и новации. - М.,1991.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
5 .Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. - М., 1980.
6. Библер В. С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. -М., 1975.
7. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. - М., 1994.
8. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. - М., 1982.
9. Граудина Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия.- М., 1989.
10. Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М., 1996.
11. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика: Пер. с фр. - Благовещенск, 1999.
12. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1999.
13. Зворыкин Ю.Н. Юмор в публичном выступлении. - М., 1977.
14. Караулов Ю.Н. Язык и личность. - М., 1989.
15. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. - М., 1994.
16. Минеева С.А. Полемика -диспут -дискуссия. - М., 1990.
17. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. - М., 1987.
18. Николаев Т.М. Жест и мимика в публичной речи. - М., 1972.
19. Новое в зарубежной лингвистике: Теория речевых актов. – М., 1986. Вып. 8.
20. Одинцов В. В. Структура публичной лекции. - М., 1976.
21. Порубов Н.И. Этика в ораторском творчестве. - Минск, 1974.
22. Смелкова 3. С. Азбука общения. - Самара, 1994.
23. Судебное красноречие русских юристов прошлого. - М., 1992.
24. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. - М., 1989.
25. Фрейд 3. Психология бессознательного: Пер. с нем. - М., 1990.
15. Категории «заставить» и «убедить» как реализация «воли к власти».Способы воздействия на человека. Психоаналитическое толкование «воли к власти». Речевое императивное воздействие. Мотивация профессиональной речи. Классификация целевых установок речи: сферы эффективности, жанры ораторики, роды и виды словесности.
Заставить человека помимо его воли можно, воздействуя на два мощных стимула: страх и корысть. Ницше выдвигает философскую категорию – «воля к власти» (человек творит закон и подчиняет себя этому самосозданному закону). Категории «убедить» и «заставить» суть производные от «воли к власти». Базовая психологическая категория «воля к власти» не подлежит характеристике с позиции хорошо – плохо.
Убеждение – это успешное интеллектуальное воздействие на сознание человека, в результате которого он сам приходит к мнению, что поступок необходим.
Один и тот же текст реально является результатом целой серии внутренних психологических установок. Среди целевых установок можно выделить общечеловеческие универсалии: создание собственного авторитета, речь во благо другим людям.
По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы:
императив – силовой способ речевого воздействия;
убеждение – попытка через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов;
провокация – связана с потребностью получить информацию.
Целевые установки речи могут формировать определённые сферы эффективности: провокация эмоций, привлечение внимания, распространение знаний, создание намерений, побуждение к действию, формирование навыков.
Все речи могут быть разделены на однократные (ораторика) и продолжающиеся (гомилетика).
Гомилетика с точки зрения убеждения и воздействия – самый сильный вид речи, т.к. оратор выступает с одной темой перед теми же людьми много раз.
Основная цель ораторической речи – эффективность воздействия, основанная на необходимости «выиграть» речь. Главная цель гомилетической речи – влиятельность, которая состоит в завоевании доверия и авторитета на будущее.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995
2. Михневич А.Е.Хрестоматия по лекторскому мастерству.-Минск,1978.
3. Эрнст О. Слово предоставлено вам.-М.,1988.
4. Язык и стиль СМИ и пропаганды.-М.,1980.
Дополнительная литература:
1. Библер В. С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. -М., 1975.
2. Граудина Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия.- М., 1989.
3. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1999.
4. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. - М., 1994.
5. Мастера красноречия: Очерки. - М., 1991.
6. Минеева С.А. Полемика -диспут -дискуссия. - М., 1990.
7. Николаев Т.М. Жест и мимика в публичной речи. - М., 1972.
8. Основы культуры речи: Хрестоматия / Сост. Л. И. Скворцов. - М.,1984.
9. Одинцов В. В. Структура публичной лекции. - М., 1976.
10. Панов М.В. Риторика от античности до наших дней: Антология. -М., 1997.
11. Смелкова 3. С. Азбука общения. - Самара, 1994.
12. Уайтсайд Р. О чем говорят лица: Пер. с англ. - СПб., 1997.
13. Фрейд 3. Психология бессознательного: Пер. с нем. - М., 1990.
14. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. - Ростов-н/Д, 1994.
15. Чихачев В. П. Лекторское красноречие русских ученых XIX в. – М., 1987.