Логика, риторика, этика как система.

Место логики в системе. Законы формальной логики (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Формы логического мышления. Правила термина и посылок. Ошибки в логических суждениях. Место риторики в системе «логика-риторика- этика». Риторика и оратор. Информация и общение. Информационные каналы говорящего.

Каждый из предметов системы «логика – риторика – этика» является обязательным в мировой системе образования со времён Античности до наших дней. Они связаны внутренне между собой, дополняют и развивают друг друга, являясь единым механизмом формирования творческой личности.

Логика – наука о способах доказательств и опровержений, которые используются оратором в ходе спора, обсуждения, дискуссии, полемики.

Логика как наука зародилась в Древней Греции, основателем принято считать Аристотеля, который сформулировал три из важнейших законов логики.

Формальная логика изучалась многими учёными: Ф. Бэконом, Д. С. Милем, Р. Декартом, Г. Лейбницем, которому принадлежит формулировка четвёртого закона, М.В. Ломоносовым, Радищевым П.Н.

Под логическим законом понимается существенная связь между мыслями в процессе рассуждения.

Формально-логические законы (закон тождества, закон непротиворечия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания) существуют вне зависимости от воли или желания отдельного человека или общества.

Формы логического мышления: понятие – отражение предметов в их существенных признаках; (правила понятия); суждение – утверждение или отрицание связи между предметами, событиями, фактами и их признаками, (простые и сложные); умозаключение – выведение из одного или нескольких суждений нового (дедуктивные, индуктивные, по аналогии, абдукция).

Аргументация в ходе ораторского выступления включает в себя: тезис – мысль, которую нужно обосновать, поддержать или опровергнуть; аргументы – доводы, при помощи которых демонстрируется истинность суждений и умозаключений; демонстрация – логическая связь между тезисом и аргументами.

Простой категорический силлогизм – умозаключение, в котором исследуются отношения двух крайних терминов к среднему.

Энтимема – силлогизм с пропущенной посылкой или заключением.

Эпихейрема – сложно сокращённый силлогизм.

В теории рассматриваются принципиальные ошибки: софизм – умышленно ложное умозаключение, основанное на двусмысленности понятий.

Паралогика – непреднамеренное непонимание собеседников, чаще по причине «слабой квалификации» одного из них.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995

2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи.-М.,1978

3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.-М.,1989

4. Об ораторском искусстве./Сб.статей.-М., 1980

5. Чихачев В.П. Техника речи пропагандиста.-М.,1981.(3 экз.)

6. Язык и стиль СМИ и пропаганды.-М.,1980.

 

Дополнительная литература:

1. Актуальные проблемы культуры речи / Под ред. В.А.Ицковича. - М.,1970.

2. Александров Д.Н. Риторика. - М., 1999.

3. Алексеев А. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.

4. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. - М.,1954.

5. Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. - М., 1980.

6. Библер В. С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. -М., 1975.

7. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для вузов, - М., 1997.

8. Риторика и перспективы ее изучения: Сб. материалов: Риторическая стратегия, функция сильной позиции, ирония и пр. - Ростов-н/Д, 1990.

9. Риторика и синтаксические структуры: Сб. материалов: Риторический вопрос, фигуры, интенция, логика, структура и длина предложений, тропы, олицетворение, метафора. — Красноярск, 1988.

10. Хомский Н. Язык и мышление: Пер. с англ. - Благовещенск, 1999.

8. Этика в системе «логика- риторика- этика».

Сферы функционирования этики. Квадрат этики. Сумма норм. Этические правила для деловых партнеров. Этика и религия. Нравственность речи (риторические постулаты). Целевые установки речи. Позиция слушающего. Модель коммуникативного приоритета. Зоны психологического пересечения аудитории. Синтез речи.

Этика представляет собой философскую дисциплину, изучающую нравственность, мораль.

Этика – свод определённых этических норм и правил, которые почитаются важными в данное время у данного общества.

Термин «этика» был введён Аристотелем. Мораль (по-латыни) – этика (по-гречески) – нравственность (по-русски).

Этика опирается на национальные, религиозные, исторические и др.

Три сферы функционирования: человек – личность (по отношению к другим людям); человек – личность (по отношению к окружающей среде); человек – личность (по отношению к государству, к органам власти).

Сумма норм оратора (вежливость, тактичность, обязательность, скромность, сдержанность, достоинства).

Этика и религия тесно связаны между собой и одновременно существуют отдельно.

Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

Эмоции – реакция людей на воздействие внутренних или внешних раздражителей.

Протокол – документ, в котором письменно зафиксированы совокупные и частые правила поведения и действий служащих.

Нравственность речи и позиция слушающего – две проблемы, лежащие в основе речевого этикета.

В основе любого поступка лежит набор целевых установок, который называется мотивацией поступка, а речь – тоже поступок, в основе которого лежит конкретная психологическая цель.

В риторике существует главный постулат: с речью можно обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно, что накладывает запрет на значительное количество речей.

Второй риторический постулат вытекает из первого: свою речь следует ориентировать на добро. Речевая коммуникация должна создавать благоприятную психологическую обстановку.

Позиция слушающего выдвигается на первый план в паре «говорящий – слушающий», в речевой коммуникации его позиция приоритетна. Этот приоритет имеет два аспекта: психологический и физиологический.

То, что делает говорящий, называется синтезом речи по заданному смыслу. В соответствии с замыслом говорящий синтезирует речь. Синтез речи – это переход от смысла к тексту, где под текстом понимается набор фонетических или графических единиц.

 

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995

2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи.-М.,1978

3. Никольская С.Т. Техника речи.-М.,1978

4. Об ораторском искусстве./Сб.статей.-М., 1980

5. Ораторское искусство:Хрестоматия.-М.,1978.

6. Основы культуры речи: Хрестоматия./ Сб.статей. Сост. Скворцов Л.И.-М.,1984

7. Основы ораторского мастерства.-М.,1980

8. Сахаров В.Р. Навыки и умения лектора.-М., 1978.

 

Дополнительная литература:

1. Акишина А.А., Формановская Н.Н. Этикет русского письма. - М., 1989.

2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно (как найти свой стиль мышления, обрести взаимопонимание с людьми). - СПб., 1993.

3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. - М., 1965.

5. Бенедиктова В.И. О деловой этике и эстетике. - М., 1994.

6. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим...: Очерки о человеческом общении. - М., 1982.

7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М., 1994.

8. Порубов Н.И. Этика в ораторском творчестве. - Минск, 1974.

9. Формановская Н.Н. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

10. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. - Ростов-н/Д, 1994.