Возрождение риторики.
ТЕОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Причины возрождения риторики в середине 20 века. Классификация видов красноречия (социально – политическое, дипломатическое, деловая речь, военное, педагогическое, академическое, судебное, духовно – нравственное, бытовое, внутреннее). Отличительные особенности видов красноречия.
В XX в. оживляется развитие риторического направления: появляются книги Н. Абрамова «Дар слова», Г.Д. Давыдова «Ораторское искусство».
В 1918 г. был создан Институт живого слова, в котором работали Л.В. Щерба, В.Э. Мейерхольд, С.М. Бонди, Л.Б. Якубинский.
Книга А.В. Миртова «Умение говорить публично» является риторической классикой XX в. Интерес к вопросам ораторского искусства и публичной речи, ведение дискуссий и споров, речевого воспитания масс был чрезвычайно велик в 20 – е годы, когда формировалось новое социалистическое общество.
В трудах А.А. Потебни был совершён новый смысловой поворот, связанный с переводами теоретико-словесных понятий в плоскость фундаментальной науки.
В конце 70х годов XX столетия начинается ренессанс риторики: 1) интерес к забытой науке возник и разгорелся в молодёжной среде; 2) успехи наук о речи, возникших на рубеже языкознания и психологии (в научной среде появились труды А.Ф. Лосева, В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, В.П. Вомперского, переведены «Общая риторика» Ж.Дюбуа, «Основы искусства речи» П.Л. Сопера, книги Д. Карнеги); 3) возрождение демократии в России в конце 80х гг.; 4) развитие СМИ.
Классификация видов красноречия, типов речи складывалась постепенно, на протяжении многих веков.
На сегодняшний день её можно представить следующим образом.
1. Речи политические: | пропаганда, агитация, политические дискуссии, лозунги и призывы, речи лидеров на совещаниях, партийных съездах, жанры СМИ (средств массовой информации) и пр. |
2. Дипломатическое общение: | дипломатический речевой этикет с его обязательными нормами, переговоры и переписка, составление юридически строгих документов, синхронный перевод, умение находить выход в сложных ситуациях и пр. |
3. Деловая речь: | деловые переговоры, постоянный контакт (телефон и пр.), деловые бумаги – акты, контракты, протоколы, другие юридические и финансовые документы, планы работ и программ, доклады, отчёты и пр. |
4. Военное красноречие: | боевой призыв, боевой приказ, воинские уставы, военные мемуары, письма командира части родителям солдата (павшего в бою), радиосвязь в экстремальных условиях и пр. |
5. Академическое красноречие: | университетская лекция и циклы лекций, семинары, доклады и рефераты студентов, конференции, встречи с учёными, специалистами-профессионалами, защита дипломных проектов, конспектирование, тезисы, резюме, академические дискуссии, диспуты, творческие работы, исследования студентов и пр. |
6. Педагогическое общение: | рассказ и объяснение учителя (разнообразных видов), эгоцентрическая речь ребёнка, устные рассказы детей, их письменные сочинения, детское литературное творчество, урок как сложный акт педагогического общения, отдельные части урока – вступительная и заключительная беседы, обобщение и подведение итога урока и пр. |
7. Правовая сфера, судебное красноречие: | тексты законов, кодексы законов, допрос, свидетельские показания, юридические консультации, дискуссия как судебный процесс, речи обвинения и защиты, дискуссия на суде. |
8. Духовно-нравственное красноречие (на примере православия): | церковная проповедь, миссионерская деятельность, беседы с верующими и ищущими веры, пастыря с прихожанами, исповедь, молитвы, курсы: богословия в духовных академиях и пр. |
9. Бытовое общение: | дружеская беседа в непринуждённых условиях, дружеские беседы на научные, политические темы, семейный полилог с участием детей, неофициальные деловые беседы, телефонные разговоры, дружеская переписка и пр. |
10. Диалоги с самим собой (внутренняя речь, мысленная): | мысленная подготовка к устному и особенно к письменному высказыванию, чтение «про себя» с критической (или восторженной) оценочной деятельностью, воспоминания и размышления, внутренние споры со вторым «я», мечты, соображения, подходы к творчеству, внутреннее планирование и репетирование – регулятивная функция внутренней речи, репетиция к ораторскому или иному выступлению и пр. |
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995
2. Никольская С.Т. Техника речи.-М.,1978
3. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации.-М.,1982
4. Ораторское искусство: Хрестоматия.-М., 1978.
5. Основы культуры речи: Хрестоматия./ Сб.статей. Сост. Скворцов Л.И.-М.,1984
Дополнительная литература:
1. Актуальные проблемы культуры речи / Под ред. В.А.Ицковича. - М.,1970.
2. Александров Д.Н. Риторика. - М., 1999.
3. Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс. - Казань, 1993.
4. Баранов А.Н. Парламентские дебаты: традиции и новации. - М.,1991.
5. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991,
6. Бенедиктова В.И. О деловой этике и эстетике. - М., 1994.
7. Василенко Ю.С. Постановка речевого голоса. - М., 1990.
8. Граудина Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия.- М., 1989.
9. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1999.
10. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. - М., 1995.
11. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.
12. Клюев Е.В. Риторика. - М., 2001.
13. Культура парламентской речи. - М., 1994.
14. Одинцов В. В. Структура публичной лекции. - М., 1976.
15. Пешков И.В. Введение в риторику поступка. - М., 1998.