Развитие риторических традиций в России.

Церковные и риторические традиции православной ритуальной речи. Житийная литература, Послания , Моления. Первые русские риторики. Риторика как учебный предмет. Вклад М.В.Ломоносова в развитие риторики как науки.Риторика М.Сперанского, Н.Ф.Кошанского. Кризис риторики в 19 в.

На Руси были приняты церковные и риторические традиции православной ритуальной речи (торжественность службы, высокая культура, эмоциональность общения, пиэтет по отношению к мудрому и поэтическому слову). Расцвет ораторских жанров приходится на XI – XII вв. Образцы проповеди: творчество Кирилла Туровского, жития святых («Житие ФеодосияПечерского», «Сказание о Борисе и Глебе»), образец послания – «Моление Даниила Заточника», обращенное к князю. Огромный интерес представляет переписка воеводы князя АндреяКурбского с царём Иоанном Грозным – страстные, обличительные письма, образец ораторского искусства.

Первый в России предмет по риторике (1620) представляет собой перевод латинской риторики Ф. Меланхтона с пояснениями русского переводчика и дополнениями.

В 1747 г. подлинный расцвет риторики начинается с выхода «Краткого руководства ккрасноречию» М.В.Ломоносова. Заслуга «Янтерики» Ломоносова: обращение к лучшим образцам античного мира, рассматриваются педагогические проблемы, отстаивает научную истину в речах, разрабатывал каналы инвенции, учил находить главное в содержании и выделять его.

Теория красноречия в России XIX в. считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства и делилась на общую и частную. Задачи риторики определяются в «Общей и частной риторике» (1859 г.) неизвестного автора: риторика объемлет все те произведения, в которых выражается способность мыслящая и деятельная.

Н.Ф.Кошанский, преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, написал две риторики: «Частная риторика», «Общая риторика», где делит науку на три главные части: грамматику, риторику, поэзию.

Сочинения К.П. Зеленецкого – вершина риторического творчества в истории русской филологии. «Исследование о риторике и её наукообразном содержании и в отношении, какие имеет она к общей теории слова и к логике», «Теория словесности, курс гимназический».

Курс риторики в России начинается с нравственно-педагогических проблем. «Школой фазёрства» называет риторику В.Г. Белинский. Со второй половины XIX в. риторика исчезает из планов учебных заведений. Но отказ от риторики носил внешний характер. Демократические реформы судебного дела приводят к расцвету судебного красноречия, оживляется теоретическая деятельность.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995

2. Об ораторском искусстве./Сб.статей.-М., 1980

3. Ораторское искусство: Хрестоматия.-М., 1978.

4. Основы культуры речи: Хрестоматия./ Сб.статей. Сост. Скворцов Л.И.-М.,1984

5. Основы ораторского мастерства.-М.,1980 (2 экз.)

6. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета.-М.,1984

 

Источники:

1. Ломоносов М. В. Краткое руководство к риторике. - М., 1747; Полн.собр. соч.: В 10 т. - М., 1952. - Т. 7.

2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.

 

Дополнительная литература:

1. Александров Д.Н. Риторика. - М., 1999.

2. Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. - М.,1998.

3. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991.

4. Вомперский В. П. Риторика в России XVIII-XIX вв. - М., 1988.

5. Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. - М., 1996.

6. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике: В 2 ч. - М., 1990.

7. Караулов Ю.Н. Язык и личность. - М., 1989.

8. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. - М., 1994.

9. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М., 1996.

10. Панов М.В. Риторика от античности до наших дней: Антология. -М., 1997.

11. Риторика и перспективы ее изучения: Сб. материалов: Риторическая стратегия, функция сильной позиции, ирония и пр. - Ростов-н/Д, 1990.