Риторический идеал.
Его сущность и корни. Софистическая риторика. Античный риторический идеал (служение добру и счастью, допущение «лжи во спасение»). Древнерусские традиции («Повесть Временных лет»). Речевая культура цивилизаций Востока (Египет, Китай, Индия). Концепция речевого действия.
Признаками риторического идеала является: определённая схема анализа любого высказывания, облик говорящего, позиция говорящего по дилемме «истина – ложь», этика и эстетика речи.
Риторика непосредственно связана с языком, это наука о речи и общении людей, но родилась она в среде философов, из диалектики – науки убеждения и доказательства.
Черты риторического идеала софистов: использование эристики, чрезмерное восхваление одних и охаивание других, использование приёмов – софизмов, остроумия, находчивости.
Античный риторический идеал (получил самое широкое распространение): цель риторики – служение добру и счастью людей; риторика – это не только практика общения, но и наука, разрабатывается модель идеального оратора: уважительное отношение к слушателям.
Древнерусские традиции (на основе древнерусских памятников):оратор – лицо известное, облечённое доверием народа, выражает твёрдую позицию, отстаивает истину; прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью.
Речевая культура цивилизаций Востока ( ценится стиль, речевые фигуры, мастерство софистики). Стиль – это то новое, что основано на культуре свёрнутой к систематизированной истории. В Индии в основу ораторских традиций положена сословная структура общества. К І тыс. до н.э. относится становление санскрита («язык, доведённый до совершенства»). В восточных цивилизациях не сложилась теоретическая концепция речевого действия. В практической сфере во всех культурах развивалось ораторство, ритуальная, информационная (педагогическая), императивная, художественная, дискуссионная речь.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. -Ростов-на-Дону. 1995
2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи.-М.,1978
3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.-М.,1989
4. Об ораторском искусстве./Сб.статей.-М., 1980
5. Основы ораторского мастерства.-М.,1980
6. Ораторское искусство: Хрестоматия.-М., 1978.
7. Сахаров В.Р. Навыки и умения лектора.-М., 1978.
Источники:
1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М.,1996.
2. Александров Д.Н. Риторика. - М., 1999.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
4. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991,
5. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике: В 2 ч. - М., 1990.
6. Клюев Е.В. Риторика. - М., 2001.
7. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1997.
8. Михальская А. К. Основы риторики; мысль и слово: Х—Х1 кл. - М., 1996.
9. Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. - М., 1987.
10. Порубов Н.И. Этика в ораторском творчестве. - Минск, 1974.
11. Радченко В. И. Изучение ораторского искусства в США.- М., 1991.
12. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 1997.