ИСТОРИЯ РИТОРИКИ
1. Очерк истории риторики. (Античная риторика).
Причины зарождения ораторского искусства. Связь риторики с наукой и искусством. Расцвет риторики в 5 веке до н. э. В учении софистов. Значение Сократа в истории становления риторики. Искусство красноречия в трудах Платона. Риторика Аристотеля. Вершина мастерства в Древней Греции – речи Демосфена. Развитие риторических традиций в Древнем Риме. Квинтилиан. Высшая ступень ораторского искусства в Древнем Риме – творчество Цицерона.
Риторика (в узком смысле) – наука и искусство красноречия. Риторика (в широком смысле) – филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову, которая абстрагируется от системы конкретного языка и сосредотачивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания.
Риторические учения возникали в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя Греция, Рим. Европейская риторическая традиция восходит к античной культуре V – І вв. до н.э. Развитие греческого ораторского искусства связано с расцветом афинской рабовладельческой демократии, греческого полиса. Большинство крупных политических деятелей, писателей и полководцев Греции и Рима прошли риторические 14-летние школы.
Открытие первых риторических школ, создание первых учебников по риторике традиционно связывают с именами софистов Корака и Тисия из Сиракуз. Заслуги софистов: изучали психологическое воздействие речи на слушателей, применение стилистических средств украшения речи, разработали теорию красноречия.
С именем Сократа связано развитие диалога в разных его формах, ставит на первое место логическое доказательство, ибо «верная мысль рождает верное деяние».
Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был Демосфен, который в совершенстве владел приёмами ораторского искусства, часто прибегал к стилистическим фигурам, подчёркивал и сопровождал слова жестами.
Платон излагал свою теорию красноречия в философских диалогах «Федр» и «Георгий». В основе ораторского искусства, по Платону, лежат психология и диалектика.
Ученику великого Платона, Аристотелю принадлежит значительный труд в трёх книгах «Риторику», охвативший мир разума и духовного богатства человека.
Эллинская традиция расценивала риторику как науку убеждать словом, мастерством речи, связывала развитие риторики как с наукой, так и с искусством.
Рим ревностно перенимает эллинскую культуру. Риторические школы достигают своего расцвета в І в. до н.э.
В римский период усиливаются прагматические тенденции: повысился социальный статус оратора, повышение роли правил и подготовки в области красноречия, усилился эстетический фактор в мастерстве красноречия. Расцвет ораторского искусства в Риме связан с именами непревзойдённых и поныне ораторов: Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь, Марк Фабий Квинтилиан.
К началу новой эры в теоретической риторике были определены и разработаны её проблемы.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995
2. Об ораторском искусстве./ Сб.статей. -М., 1980
3. Ораторское искусство:Хрестоматия.-М.,1978.
4. Основы культуры речи: Хрестоматия./ Сб.статей. Сост. Скворцов Л.И.-М.,1984
5. Основы ораторского мастерства.-М.,1980
Источники:
1. Античные риторики: (Вводная статья А. Ф.Лосева) / Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 1978.
2. Демосфен. Речи: В 3 т. - М., 1994.
3. Квинтилиан М.Ф. 12 книг риторических наставлений. Воспитание оратора. - СПб., 1903.
4. Ораторы Греции. - М., 1905.
5. Суд над Сократом: Сборник свидетельств: Платон, Ксенофонт, Диоген, Лаэрций, Плутарх. - СПб., 1997.
6. Цицерон. Речи: В 2т.-М., 1993.
7. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1994-
Дополнительная литература:
1. Александров Д.Н. Риторика. - М., 1999.
2. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. - М., 1991,
3. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике: В 2 ч. - М., 1990.
4. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М., 1996.
5. Об ораторском искусстве/ Сост. А.В.Толмачев. - М., 1978.
2. Очерк истории риторики. (Новая эра).
Христианское учение, Евангелие, проповеди Иисуса Христа – лучшие образцы средневекового красноречия. Учение гомилетики. Ораторское искусство в странах Востока. Литература и Риторика. Система речевого этикета. Мастерство политического красноречия. Теория жанров в риторике.
Само христианское учение, Евангелие, Откровение Иоанна Богослова, проповеди Иисуса Христа – лучшие образцы красноречия. Учение, заложенное в Евангелии стало основой гомилетики – теории и искусства проповеди. Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедника – бескорыстного, самоотверженного, полного сострадания к ближнему, абсолютно убеждённого в своей правоте. Он должен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою проповедь, но верить в высшую награду. Но духовенство высказывалось против использования риторических приёмов, фигур и тропов.
Античное риторическое учение наследовалось Испанией, Францией, Италией, Византией, Англией и Германией. Формируется строгая логическая научная речь, развивается система доказательств, многообразной аргументации.
До XV в. риторика в основном схоластическая (стиль становится законом, влияние риторических правил).
С XVІ в. – риторика гуманистическая ( разрабатывается грамматика и литературная норма языка, вводится «инсценирование речи» ).
В XVІІ в. риторика – реформистская (риторика становится наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания, идёт борьба с плебейским стилем).
Риторика энциклопедическая и натуристская ( господствует античная формула «искусство мыслить – искусство говорить – искусство писать»).
Риторика как филологическая дисциплина смыкается с литературой (цель речи, выбор темы, позиция говорящего, адекватность понимания слушателем). Многие ораторы и риторы были в то же время писателями или литературоведами: Аристотель, Цицерон, Буало, Ломоносов, Лосев, И.М.Тронский, А.А.Тахо-Годи.
Риторика оказывала влияние на теорию жанров; речь обвинительная и защитительная, боевой приказ, дружеские, застольные речи.
Теоретическая поэтика и риторика стабилизируют систему жанров во всём многообразии общения.
Литература:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи.-Ростов-на-Дону.1995
2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи.-М.,1978
3. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления.-М.,1989
4. Об ораторском искусстве./Сб.статей.-М., 1980
5. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации.-М., 1982.
6. Основы ораторского мастерства.-М.,1980
7. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета.-М.,1984
Источники:
1. Античные риторики: (Вводная статья А. Ф.Лосева) / Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 1978.
2. Гумбольдт В. Язык и философия. - М., 1985.
3. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991.
4. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1994-
Дополнительная литература:
1. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. - М.,1996.
2. Александров Д.Н. Риторика. - М., 1999.
3. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике: В 2 ч. - М., 1990.
4. Клюев Е.В. Риторика. - М., 2001.
5. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М., 1996.
6. Панов М.В. Риторика от античности до наших дней: Антология. -М., 1997.