V. Изучение нового материала
Урок № 20
Тема. Художественно- выразительные способы выявления гармоничной среды.
Цель:Определить особенности взаимодействия человека с природой; выделить роль человека в сохранении природы, показать значение природных ресурсов для жизни человека; учить искать пути сохранения животного мира; учить находить творческий подход к решению проблем экологического характера,
Развивать наблюдательность, зрительную память, логическое и абстрактное мышление; совершенствовать умение выражать идею художественным языком графики, живописи.
Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
Материалы: краски, кисти; графические материалы (цветные карандаши, одноцветные ручка, фломастер, перо, тушь), альбом с шаблонами (с. 34-35);
Зрительный ряд: фотографии с изображением животных в зоопарке; рисунки животных в разных техниках;
Музыкальный ряд: песня «Розовый слон» (муз. С. Пожлакова, слова Г. Горбовского).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
- Какие негативные явления происходят в природе?
-Назовите основные причины возникновения экологических катастроф. .
- Назовите исчезнувших животных, растения, а также виды, находящиеся на грани вымирания.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя. Ж. Бюффон писал: «Как отвратительна эта дикая умирающая природа! Это я, только я один могу сделать ее приятной и живой: осушим эти болота, оживим эти мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них ручьи, каналы...», «Своим искусством человек раскрывает то, что она (природа) таила в лоне своем; сколько сокровищ, сколько новых богатств!»
А вот другое высказывание, принадлежащее Ж. Б. Ламарку: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».
Эти два великих естествоиспытателя жили в XVIII веке, но и тогда, и в другие времена ученых волновал вопрос: человек раб природы или ее господин? В современном мире человечество изменило свое отношение к природе. От альтернативы — господство или подчинение — пришлось отказаться. Сотрудничество с природой, ее всемерная охрана! — такой призыв ко всем будущим поколениям.
IV. Объявление темы урока
Сегодня мы поговорим о взаимодействии человека с природой и выполним рисунок «Животные в зоопарке».
V. Изучение нового материала
Слово учителя
Человек с древнейших времен является творцом: он создает орудия труда, украшения, одежду, жилища, произведения искусства. Существует еще один вид человеческого творчества — грандиозный и не всегда сознаваемый — создание особой природной среды. Человек старался делать это продуманно, целесообразно, что удавалось далеко не всегда: слишком сложна цепь природных взаимосвязей. Человек все более властно, решительно стал вносить свои изменения в природную среду, и уже в конце XX века появилась возможность в кратчайшие сроки уничтожить почти все живое на планете.
Окружающая нас природа не только величественна и грандиозна, но удивительно хрупка и ранима. Со всех концов планеты — даже из Антарктиды, даже из космического околоземного пространства — постоянно идут сообщения об «экологических неполадках»: распространении загрязнения и разрушении ландшафтов. Человек создал замечательную технику, перед которой бессильна земная природа, и думалось, что новая искусственная Природа заменит живую Мать-Природу. Но оказалось, что искусственная Природа ни сложностью, ни гибкостью, ни красотой не может соперничать с Матерью-Природой. Самый замысловатый физический прибор, самая современная кибернетическая машина устроены гораздо проще, чем обыкновенный лист дерева, бабочка или медуза. Всегда нужно помнить, что при максимальном использовании природных ресурсов следует добиваться минимальных негативных воздействий на окружающую среду. Над сочетанием этих двух направлений работает содружество ученых разных сфер: ботаники, зоологи, экологи, генетики, статистики, математики, демографы, биохимики и др. Они фокусируют свое внимание на охране живой природы, ищут пути ее охраны.
Сегодня мы остановимся на одной из составных частей природной среды и природных богатств нашей Родины — животном мире, который составляет большую и разнообразную группу. Животные живут везде, где есть для них пища и благоприятные условия: в лесах, горных массивах, морях, на лугах, побережьях водоемов, в садах и парках, жилых и хозяйственных постройках. В современном мире большую негативную роль играют изменения природной среды человеком, что заставляет животных приспосабливаться к новым условиям обитания или мигрировать. Есть животные, которые не выживают в измененной среде и погибают. Поэтому численность некоторых видов в природе невелика. Редкие виды животных охраняются в заповедниках, национальных парках, исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся работы, содействующие воспроизводству исчезающих видов, обогащается фауна и за счет акклиматизации некоторых животных. Большой вклад в сохранение редких животных внесли зоо