V. Изучение нового материала

Урок № 20

Тема. Художественно- выразительные способы выявления гармоничной среды.

Цель:Определить особенности взаимодействия человека с природой; выделить роль человека в сохранении природы, показать значение при­родных ресурсов для жизни человека; учить ис­кать пути сохранения животного мира; учить на­ходить творческий подход к решению проблем экологического характера,

Развивать наблюдательность, зрительную память, логическое и абстрактное мышление; совершенствовать умение выражать идею худо­жественным языком графики, живописи.

Воспитывать любовь к родной природе, бе­режное отношение к окружающей среде.

Оборудование:

Материалы: краски, кисти; графические мате­риалы (цветные карандаши, одноцветные руч­ка, фломастер, перо, тушь), альбом с шаблона­ми (с. 34-35);

Зрительный ряд: фотографии с изображением животных в зоопарке; рисунки животных в раз­ных техниках;

Музыкальный ряд: песня «Розовый слон» (муз. С. Пожлакова, слова Г. Горбовского).

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

- Какие негативные явления происходят в природе?

-Назовите основные причины возникновения экологических катастроф. .

- Назовите исчезнувших животных, растения, а также виды, находящиеся на грани вымирания.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя. Ж. Бюффон писал: «Как отвратительна эта дикая умирающая природа! Это я, только я один могу сделать ее приятной и живой: осушим эти болота, оживим эти мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них ручьи, каналы...», «Своим искусством человек рас­крывает то, что она (природа) таила в лоне своем; сколько сокро­вищ, сколько новых богатств!»

А вот другое высказывание, принадлежащее Ж. Б. Ламарку: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заклю­чается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

Эти два великих естествоиспытателя жили в XVIII веке, но и тогда, и в другие времена ученых волновал вопрос: человек раб природы или ее господин? В современном мире человечество изме­нило свое отношение к природе. От альтернативы — господство или подчинение — пришлось отказаться. Сотрудничество с приро­дой, ее всемерная охрана! — такой призыв ко всем будущим поко­лениям.

IV. Объявление темы урока

Сегодня мы поговорим о взаимодействии человека с природой и выполним рисунок «Животные в зоопарке».

V. Изучение нового материала

Слово учителя

Человек с древнейших времен является творцом: он создает орудия труда, украшения, одежду, жилища, произведения искус­ства. Существует еще один вид человеческого творчества — гран­диозный и не всегда сознаваемый — создание особой природной среды. Человек старался делать это продуманно, целесообразно, что удавалось далеко не всегда: слишком сложна цепь природных взаимосвязей. Человек все более властно, решительно стал вносить свои изменения в природную среду, и уже в конце XX века появилась возможность в кратчайшие сроки уничтожить почти все живое на планете.

Окружающая нас природа не только величественна и гран­диозна, но удивительно хрупка и ранима. Со всех концов пла­неты — даже из Антарктиды, даже из космического околоземного пространства — постоянно идут сообщения об «экологических неполадках»: распространении загрязнения и разрушении ланд­шафтов. Человек создал замечательную технику, перед которой бессильна земная природа, и думалось, что новая искусственная Природа заменит живую Мать-Природу. Но оказалось, что искус­ственная Природа ни сложностью, ни гибкостью, ни красотой не может соперничать с Матерью-Природой. Самый замысловатый физический прибор, самая современная кибернетическая машина устроены гораздо проще, чем обыкновенный лист дерева, бабочка или медуза. Всегда нужно помнить, что при максимальном исполь­зовании природных ресурсов следует добиваться минимальных негативных воздействий на окружающую среду. Над сочетанием этих двух направлений работает содружество ученых разных сфер: ботаники, зоологи, экологи, генетики, статистики, математики, демографы, биохимики и др. Они фокусируют свое внимание на охране живой природы, ищут пути ее охраны.

Сегодня мы остановимся на одной из составных частей природ­ной среды и природных богатств нашей Родины — животном мире, который составляет большую и разнообразную группу. Животные живут везде, где есть для них пища и благоприятные условия: в лесах, горных массивах, морях, на лугах, побережьях водоемов, в садах и парках, жилых и хозяйственных постройках. В современ­ном мире большую негативную роль играют изменения природной среды человеком, что заставляет животных приспосабливаться к новым условиям обитания или мигрировать. Есть животные, ко­торые не выживают в измененной среде и погибают. Поэтому числен­ность некоторых видов в природе невелика. Редкие виды животных охраняются в заповедниках, национальных парках, исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся работы, содейству­ющие воспроизводству исчезающих видов, обогащается фауна и за счет акклиматизации некоторых животных. Большой вклад в сохранение редких животных внесли зоо