УПРАВЛЕНИЯ КРОВЛЕЙ В ЛАВЕ

ПАСПОРТ ВЫЕМКИ УГЛЯ, КРЕПЛЕНИЯ И

Лекция 17

17.1 Общие сведения и составные части "Паспорта выемки угля, крепления и управления кровлей в лаве"

Паспорт выемки угля, крепления и управления кровлей в очистном за­бое (далее "Паспорт ...") является обязательным для исполнения документом, совокупно отражающим в графическом и письменном видах параметриче­ские характеристики очистной выработки, состав и последовательность вы­полнения в ней рабочих операций с соблюдением мер безопасности. Соглас­но ПБ [3] "Паспорт ..." составляет часть "Паспорта выемочного участка, проведения и крепления подземных выработок", разрабатывается на основе прогнозных данных о горно-геологических условиях отработки пласта и под­писывается начальником выемочного участка, главным технологом, а ут­верждается главным инженером шахты.

"Паспорт ..." состоит из двух частей: пояснительной записки и листа графики. Согласно инструкции по составлению паспортов выемочного уча­стка, проведения и крепления подземных выработок (ДНАОП 1.1.30-5.16-96. Раздел 7.3. Выемка угля, крепления и управления кровлей в очистном забое. - С. 214-219 [48]) на лист наносятся:

- план очистной выработки и ее концевых участков, их сечения, це­лики, оставленные при отработке сближенных пластов, опасные зо­ны в масштабе 1:100 или 1:50;

- тип средств выемки и доставки угля, способ управления кровлей, охраны и поддержания подготовительных выработок в зоне влияния очистных работ;

- конструкция и размеры крепи, расстояние между элементами по длине выработки, расстояние от забоя до первого ряда стоек и кон­цов консолей верхняков механизированной или индивидуальной крепей, очередность и порядок передвижки (установки) секций (сто­ек, верхняков или рам) крепи, размеры допустимых обнажений кровли;

- мероприятия до первичной посадки основной кровли;

- таблица расходов крепежных материалов;

- график организации работ в лаве, перечень работ, которые нельзя выполнять одновременно, графики выходов рабочих;

- пути передвижения людей по запасным выходам.

В качестве примера на рисунке 17.1 приведен лист графики "Паспор­та ..." конкретной лавы в полном объеме его содержания. На листе при необ­ходимости могут изображаться отдельные узлы и детали.

При креплении очистной выработки, в том числе и концевых участков, по типовой технологической схеме {типовому паспорту) достаточно привес­ти ее копию с указанием размеров и основных параметров для конкретных горно-геологических условий данной очистной выработки.

 

 


 

Пояснительная записка "Паспорта ..." включает:

- краткую характеристику исходных прогнозных горно-геологических условий и рекомендации постоянно-действующей комиссии шахты по креплению и управлению кровлей в очистных выработках;

- обоснования выбора средств механизации, параметров очистной вы­работки и схемы выемки угля;

- выбор типоразмера крепи, определение плотности ее установки, а также способа управления кровлей;

- расчет расхода крепежных материалов на технологический цикл и 1000 τ добычи угля;

- определение режима работы очистной выработки и схем расстанов­ки рабочих по сменам;

- форму организации труда, объем добычи угля за технологический цикл (сутки) и др.;

- описание состава работ и безопасных приемов их выполнения;

-комплекс дополнительных мероприятий по предотвращению воз­можных природных опасностей и вредных производственных фак­торов, связанных с проявлениями газодинамических явлений, само­возгоранием угля, пылеподавлением, дегазацией, переходом разве­дочных скважин и геологических нарушений и т.п.

Текст пояснительной записки сопровождается ссылками на лист гра­фики. В случае непредвиденных изменений горно-геологических, производ­ственных условий начальник участка должен внести изменения или дополне­ния в "Паспорт ..." и в суточный срок утвердить их. Правильное составле­ние "Паспорта ..." и его соблюдение является залогом обеспечения безава­рийной, в заданном ритме, эффективной работы очистного забоя.

По продолжительности пребывания людей в очистной выработке "Паспорта ..." подразделяются:

типовые, с традиционной технологией и постоянным присутствием

людей в выработке;

нетиповые, с временным пребыванием людей для выполнения ими профилактических или ремонтных работ и без присутствия их в забое (без­людная выемка).

К основным отличительным (классификационным) признакам Пас­портов ..." относятся также и горнотехнические условия:

- вынимаемая мощность пласта и угол его падения;

- средства механизации выемки и транспортировки угля;

- средства крепления и управления кровлей;

- способы охраны и поддержания прилегающих к очистной подгото вительных выработок.

Типовые "Паспорта ..." [8] отражают только обобщенные, унифициро ванные технологические рекомендации ведения очистных работ примени тельно к определенным горно-геологическим условиям. "Паспорт ..." кон кретной лавы, даже по одному и тому же пласту на любой шахте, хотя и не значительной деталью, но отличается от другой.

 

 


17.2 Порядок разработки "Паспорта..."

 

Разработка "Паспорта ..." производится в общепринятой последова­тельности. В частности, для лав с индивидуальной крепью выполняются еле дующие проектные работы:

а) анализ исходных горно-геологических условий залегания пласта ι пределах вынимаемого лавой столба (полосы) определенных размеров пс длине и ширине при соответствующих способах подготовки и системе егс разработки;

б) установлении параметрических характеристик сопряженных с лавор подготовительных выработок (формы поперечного сечения и ее площади ε свету, типа крепи и шага установки ее рам, высоты подрывок кровли и поч­вы), наличия средств основного и вспомогательного транспорта и др.;

в) обоснование выбора средств механизации выемки и транспортиров­ки угля в лаве с учетом области их применения, установление их габаритны* размеров, в том числе ширины захвата (стружки), определение ширины ма­шинной дороги, размеров ниш и длины лавы;

г) установление схем выемки угля, размещения приводов скребковых лавных конвейеров относительно подготовительных выработок и их крепле­ние, а также самозарубки комбайна; выбор вспомогательных средств механи­зации, обеспечивающих безопасность работ;

д) разработка конструкции пункта перегрузки угля из лавы на транс­портное средство прилегающей к ней подготовительной выработки;

е) обоснование типоразмера призабойных стоек индивидуальной кре­пи и верхняка, конструкции рамы;

ж) расчет ожидаемой силовой нагрузки на призабойную крепь и на ба­зе его необходимой плотности их установки; определение схемы расположе­ния крепежных рам и расстояния между ними, включая и между стойками в раме (расстояние между стойками в направлении подвигания очистного забоя должно быть равным ширине захвата или кратное ему, в т.ч. и глубине стружки, при этом минимальный зазор между стойками для прохода людей в любом направлении по лаве должен составлять не менее 0,7 м);

з) выбор способа управления кровлей, обоснование его параметров и средств; при способах управления кровлей полным или частичным обруше­нием производится расчет силовой нагрузки на посадочную крепь и обосно-

вание выбора ее типоразмера, шага и схемы установки по длине лавы; опре­деление величины шага посадки (передвижки или переноски) этой крепи;

и) определение ширины призабойного пространства лавы (минималь­ной, промежуточной и максимальной);

к) обоснование способов охраны прилегающих к лаве подготовитель­ных выработок и средств поддержания их сопряжений, а также их парамет­ров, или необходимости погашения подготовительных выработок после про­хода лавы;

л) определение состава очистных работ за технологический цикл по­сменно и за сутки, последовательности их выполнения горнорабочими очи­стного забоя, явочный численный состав которых устанавливается на осно­вании комплексной нормы выработки (времени);

м) с учетом рассчитанных затрат времени на выполнение очистных рабочих процессов и явочного численного состава бригады составляется пла-нограмма работ и график выходов рабочих, определяется суточная нагрузка на лаву, которая сопоставляется с нормативной [49];

н) определяются режим работы лавы и меры безопасности при выпол­нении в ней очистных процессов.

При разработке паспорта выемки угля, крепления и управления кровлей в лаве, оборудованной очистным механизированным комплексом (агрегатом) придерживаются той же последовательности, указанной выше, хотя часть пунктов сокращается, проектная работа сводится в основном к следующему:

а) анализ исходных горно-геологических условий;

б) обоснование выбора типоразмера механизированной крепи, вы­емочной машины, лавного скребкового конвейера (самотечного рештачного става), крепи сопряжений и схем передвижки секций механизированной кре­пи, а также самозарубки комбайна в пласт на концевых участках лавы.

Согласно требованиям ПБ [3] на листе графики "Паспорта ..." необхо­димо указывать перечень работ, которые нельзя выполнять одновременно. Перечень этих работ в общем присущ каждой конкретной лаве с соответст­вующим очистным оборудованием и с точки зрения обеспечения правил тех­нической эксплуатации [15] акцентирует внимание исполнителей на их со­блюдение. Естественно, перечень работ, которые нельзя выполнять одновре­менно, зависит от состава их операций по выемке и транспортировке угля, оформлению забоя, креплению и управлению кровлей, передвижке (перенос­ке) транспортных средств, поддержанию сопряжений. Общими требованиями являются:

запрещение всех работ в очистной выработке, при производстве взрывных работ [50];

прекращение работы машин, создающих шум, во время посадки кров­ли, разборки пород и крепления в местах вывалообразований, установки ан­керов, выкладки костров в образовавшихся пустотных полостях, переноски(передвижки) крепи сопряжения;

доставка материалов и оборудования при выемке угля;

ремонт или профилактический осмотр очистного оборудования при его работе.

В качестве примера ниже приводится дополнительный перечень работ, которые нельзя выполнять одновременно в комбайновой лаве:

передвижку приводной и концевой головок скребкового конвейера при его работе и выемке угля;

срыв "земника" у забоя при работе скребкового конвейера;

замену зубков и смазку узлов, раскайловку "негабаритов" на корпусе комбайна при его работе;

работы по поддержанию сопряжения лавы с подготовительной выра­боткой и сооружение перегрузочного пункта при передвижке приводов кон­вейера и т.п.