Давлением в лаве
Надежность механизированного управления горным
14.3.1 Отказы механизированной крепи
Надежность работы MK за определенный промежуток времени зависит от суммарной продолжительности ее простоев, вызванных в целом отказами системы "боковые породы-механизированная крепь-человек", которые приводят к аварийным ситуациям в лаве, характеризуется вероятностью на-работки этой системы на отказ. Опытным путем надежность работы меха-низированной крепи устанавливается по данным хрономегражных наблюдений и характеризуется коэффициентом
(14.6)
где ΣΤпр - суммарная продолжительность простоев крепи, не совмещенных во времени с другими простоями и связанных только с ликвида-цией отказов ее составляющих, за рассматриваемый промежуток времени T.
Основными причинами, вызывающими простои лавы из-за отказов Ра-боты MK, являются проявления горного давления и поломки самой MK как горной машины, включая и обслуживающее ее оборудование. Доля отказов рассматриваемой систем по причине человеческого фактора незначительна.
К группе отказов MK, связанных с проявлением горного давления относятся вывалообразования кровли в бесстоечном призабойном пространстве, которые с подвиганием забоя без принятия дополнительных мер по ее поддержанию могут развиваться и привести лаву к аварийному состоянию. Основными причинами таких вывалообразований являются отжим угольного пласта, благодаря которому увеличивается площадь неперекрытой обнаженной части кровли под забоем (рис. 14.14, а), а также недостаточная реакция консольной части крепи и неплотное ее контактирования с кровлей (см. рис. 14.14, б).
При образовании межсекционных зазоров (снижении коэффициента затяжки кровли) по причине поломки оградительных устройств или отклонения секции от их нормального положения, а также наличии неустойчивого нижнего слоя кровли следует ожидать просыпание пород в образованные зазоры, не исключая под забоем в полосе между консольной частью MK и кромкой угольного пласта, равные по ширине 0,2-0,3 м (см. рис. 14.14, в).
Вдавливание основания секций агрегатированных MK в почву при ее недостаточном удельном сопротивлении вызывает задержку, усложняет их передвижку, а также исключает возможность передвижки секций с подпором (см. рис. 14.14, г).
При потере рабочего сопротивления крепи или превышении формируемой на нее нагрузки (чаще это связано с простоем лавы или интенсивной первичной посадкой труднообрушаемой кровли) происходит посадка гидростоек на жестку базу (см. рис. 14.14, д). Это аварийная ситуация сопряжена не только с большими трудозатратами и времени на высвобождение зажатых секций, но и их поломками (продавливание перекрытий стойками, раздутие их гидроцилиндров и другие их деформации).
При наличии в кровле природных хаотически расположенных наплывов, выпуклостей, уступов прочных пород, а также ярко выраженной ее волнистости, нарушается полное контактирование перекрытий секций, что вызывает концентрацию напряжений в местах их касания с ними, перекосы стоек, а в совокупности приводит к потере несущей способности и устойчивости MK (см. рис. 14.4, е). Эти повторяющиеся обстоятельства приводят к быстрому износу и функциональному отказу секций MK.
Существенное влияние на устойчивую работу MK по предотвращению развития обрушений (высыпаний) пород под забоем оказывает направление выемки пласта и перемещения секций крепи относительно ярко выраженной системы природной трещиноватости кровли. По данным натурных исследований [12, 13] следует рассматривать наиболее благоприятный вариант направления перемещения секций MK, представленный на рисунке 16.15, б. При этом угол между линиями забоя и пересечения плоскостей природной трещиноватости кровли и пласта должен составлять не менее 15°.
Отказы MK как гидравлической горной машины, вызванные поломками ее отдельных частей, в т.ч. и насосной станции, чаще всего связаны с износом клапанов и уплотнений, порывами высоконапорных рукавов и их соединений, неисправностями пульта управления и насосной станции, включая и отсутствие электроэнергии.
При обосновании выбора MK для конкретных условий необходимо учитывать возможные аварийные ситуации и меры их устранению.
Для недопущения посадки секций крепи на жесткую базу, завалов лавы, необходимо разрабатывать мероприятия по их предупреждению, которые утверждаются главным инженером шахты.
|
14.3.2 Предотвращения опрокидывания и сползания секций механизированной крепи в лаве
При выемке очистным механизированным комплексом пласта по простиранию в зависимости от величины угла его падения происходят отклонения его гидравлических стоек от нормального положения, а также сползания секций его крепи и скребкового конвейера. Отклонения стоек происходит при неоднократной передвижке секций агрегатированной MK с отрывом их перекрытий от кровли и возникновении опрокидывающего момента (рис. 14.16).
Величина опрокидывающего момента M0 (см. рис. 14.16) зависит от угла наклона α , веса секции Рс и удаления hс ее центра тяжести С от точки О присечение оси ее стойки с почвой и составляет
(14.7)
Если угол отклонения стоек в направлении линии падения пласта в зависимости от межсекционных зазоров за одну передвижку секции составляет Αψ , то за Nn передвижек его полная величина
град (14.8)
Конструктивно угол отклонения гидростоек ψ с в основании секции ограничен по величине, поэтому нельзя допускать, чтобы ψ>ψc. Следует отметить, что отклонение стоек от нормального положения снижает их реакцию, противостоящей формируемой на крепь нагрузке, величина которой равна Qн.
|
Интенсивности наращивания отклонений стоек Δψ при α>45° способствует также согласованные с направлением опрокидывания боковые смещения слоев кровли, вызванных составляющей Qn =Qcosα (Q- вес отслаивающихся пород).
Сползание секций крепи (аналогично и секций рештачного става скребкового конвейера) возникает при
где Fn - сила сопротивления перемещению основания секции крепи, зависящая от коэффициента сопротивления движению стальной поверхности по породе ксп.
Одной из существенных мер по предотвращению отклонения стоек и сползание MK по падению является передвижка их секций с остаточным подпором без потери контакта с боковыми породами. Однако эта мера полностью не предотвращает проявления вышерассмотренные негативных последствий.
В некоторых конструкциях MK предусматриваются приспособление для удержания секций от их опрокидывания с применением подвижных межсекционных перекрытий (см. рис. 14.8, в) или механизма возвращения секции в нормальное положение, размещенного в основании (рис. 14.17), где 1 -стойка крепи; 2 - рычаг; 3 - толкатель; 4 - полка основания; 5 - основание секции; 6 - гидропатрон; 7 - верхняя балка; 8 - нижняя балка; 9 - ползун; 10 - пакет рессор; 11 - домкрат передвижки.
|
Для предотвращения сползания MK при α = 15 - 35° на практике чаще производят разворот линии очистного забоя на угол γρ =3-12° относительно линии падения пласта (рис. 14.18, а), или создают угол между ставом скребкового конвейера и осью домкратов передвижки 84-87° (см. рис. 14.18, б), где 1 и 2 - линии соответственно очистного забоя и падения пласта, 3 - скребковый конвейер (база передвижки агрегатированной крепи); 4 -домкраты передвижки скребкового конвейера секции механизированной крепи 5; 6 - домкраты передвижки скребкового конвейера в лаве с немеханизированной крепью; 7 - упорные стойки.
При передвижке как секций крепи, так и скребкового конвейера (см. рис. 14.18) за счет изменения направления усилия домкратов передвижки Fgн по нормали относительно линии падения пласта на F, (см. рис. 4.1) создается составляющая Fn, противодействующая силе сползания Pn. Уравновешивание сил Fn и Pn за счет вышеуказанных углов разворота устанавливается в конкретных условиях экспериментальным путем. В частности, в условиях выемки по простиранию тонких с различными углами падения пластов антрацита механизированными комплексами получена эмпирическая связь для определения ожидаемой величины угла разворота у (коэффициента корреляции 0,82):
|
Необходимо отметить, что сползанию агрегатированной MK и скреб-кового конвейера в совокупности способствует также изгиб последнего в месте его передвижки за счет возникновения на стыках линейных рештачных секций продольной составляющей распорной силы между ними, величина которой зависит от шага передвижки и конструкции узлов соединения этих рештаков.
14.3.3 Мероприятия до первичной посадки массива кровли
в комплексно-механизированных лавах
Согласно требованиям ПБ ведения очистных работ до первичной посадки основной кровли, а также подхода забоя к техническим границам выемочного участка следует проводить соответствующие мероприятия, преду-смотриваемые паспортом выемочного участка. Факт первичной посадки основной кровли оформляется актом, утвержденным главным инженером шахты.
При категориях обрушаемости массива кровель A1 (легкообрушаемая) и A2 (средней обрушаемости) особых мероприятий до первичной их посадки не требуется, если же не считать контрольно-исполнительские операции:
- вести эскиз подвигания лавы, на котором с учетом прогнозируемой величины шага первичной посадки кровли указывается ее рубеж относительно оставленной при отходе от разрезной печи кромки угольного массива;
- передвижку секций крепи и конвейера при подходе лавы к этому рубежу производить при остановленных механизмах, издающих шум в лаве;
- через определенный период времени (чаще через сутки) в зависимости от степени износа уплотнительных средств отдельных гидростоек производить их дораспор;
- недопускать незаполненных деревянными кострами пустот в кровле, образованных в результат ее вывалообразований;
- вести контроль за интенсивностью просадок стоек крепи, особенно после прохода комбайна;
- первичная посадка кровли в лаве должна производиться под непосредственным руководством начальника участка или его заместителя.
При категориях обрушаемости массива кровель Аъ (труднообрушае-мая) и A4 (весьма труднообрушаемая) необходимо предусматривать дополнительные меры до первичной их посадки.
В первом случае предусматривается применение MK повышенным сопротивлением [36], во втором - искусственное воздействие на прочностные свойства труднообрушаемой кровли.
Процессы, направленные на изменение прочностных свойств массива труднообрушаемой кровли путем их разупрочнения осуществляются методами передового торпедирования, гидрообработки и гидромикроторпедирования. Общая их сущность заключается в следующем: до начала отхода лавы от разрезной печи бурят скважины, пронизывающие на определенной схеме их расположения труднообрушаемый слой (слои) кровли, на которую в пределах шага первичной посадки предварительно до начала выемке пласта воздействуют взрывом, нагнетанием воды или их комбинированным применением. Pa-зупрочненные таким образом породы при отходе от разрезной печи при первичной посадке кровли ограничивают массу одновременно обрушаемых пород в выработанном пространстве, что способствует снижению интенсивности влияния осадок кровли в пределах призабойного пространства лавы. Рассмотренные методы предварительного разупрочнения труднообрушаемых кровель не нашли широкого применения из-за сложностей обеспечения направленного бурения скважин и небезопасного осуществления взрывных работ.
В отдельных случаях наиболее рациональным является применяемый способ механизированного управления горным давлением до первичной посадки обнажаемой труднообрушаемой кровли путем поэтапного ее обрушения участками за счет постепенного разворота линии очистного забоя, начиная от монтажной камеры (разрезной печи) до установленного рубежа на удалении шага первичной посадки IUn (рис. 14.19).
Рисунок 14.19 - Схемы поэтапной первичной посадки труднообрушаемой кровли участками при отходе лавы от монтажной камеры; а, б и в- положе-ние пинии очистного забоя при посадке обнаженной кровли соответственно На участках I, II и III: 1 - монтажная камера; 2 - лава; З и 4- положения линий очистного забоя соответственно промежуточные и окончательное; 5 - выработанное пространство; 6 - подготовительные выработки
Регулировать величиной шага первичной посадки на участках I, IT и III в некоторой степени можно скоростью гюдвигания очистного забоя. При этом рекомендуется не допускать ее увеличения особенно при подходе к рубежу первичной посадки кровли.
Технические характеристики MK являются определяющей исходной информационной базой для обоснования выбора очистного механизированного комплекса в конкретных условиях залегания угольного пласта.
Вопросы для самоконтроля по теме 14
14.1 Функциональное назначение механизированной гидрофицирован-ной крепи как горной машины и ее составные части.
14.2 Типы механизированных крепей по кинематической связи их секций с базой передвижки.
14.3 Разновидности схем размещения в секциях механизированной крепи в лаве и стоек в них.
14.4 Типы механизированных крепей по их взаимодействию с боковыми породами в рабочем состоянии при выемке пласта по простиранию. Принцип определения этих типов.
14.5 Типы механизированных крепей по их взаимодействию с боковыми породами в рабочем состоянии при выемке крутонаклонных и крутых пластов по падению. Принцип определения этих типов.
14.6 Типы механизированных крепей по взаимодействию с боковыми породами при передвижке их секций. Факторы, влияющие на эти типы.
14.7 Конструктивные особенности консольных частей (козырьков) секций механизированной крепи. Предъявляемые к ним требования.
14.8 Конструктивные особенности ограждений механизированных крепей и предъявляемые к ним требования.
14.9 Разновидности межсекционных перекрытий механизированной крепи, их назначение и область применения.
14.10 Разновидности схем перемещения секций агрегатированной механизированной крепи и скребкового конвейера. Область их применения.
14.11 Перечислите краткие названия типоразмеров механизированной крепи для тонких пологонаклонных пластов отечественного производства и область их применения.
14.12 Схема передвижки секций механизированной крепи в лавах. Их особенности и область применения.
14.13 Определение скорости механизированного крепления. Факторы, определяющие ее величину.
14.14 Состав работ и требования ПБ при механизированном креплении.
14.15 Понятие о надежности механизированной крепи и определяющие ее факторы.
14.16 Разновидности отказов механизированной крепи и их последствия.
14.17 Рациональное расположение секций механизированной крепи в лаве относительно системы природной трещиноватости кровли и определяющие ее факторы.
14.18 Условия, влияющие на опрокидывание и сползания секций механизированной крепи.
14.19 Меры по ликвидации опрокидывания секций механизированной крепи.
14.20 Меры по локализации сползания очистного механизированного комплекса в лаве.
14.21 Мероприятия до первичной посадки кровли в комплексно-механизированной лаве.
14.22 Способы (мероприятия) управления труднообрушаемой кровлей в комплексно-механизированной лаве.