Правовая основа разрешительной системы.

Тема № 12. Разрешительная система в Российской Федерации.

Вопросы, подлежащие рассмотрению:

 

1. Понятие разрешительной системы и её особенности.

Правовая основа разрешительной системы.

2. Разрешительное производство. Возбуждение дела.

3. Принятие и исполнение решения.

4. Надзор за соблюдением правил и условий

разрешительной деятельности.

 

1. Понятие разрешительной системы и её особенности.

Разрешительная система –это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определёнными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешительной деятельности.

Цель разрешительной системы –обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (занятие частной детективной и охранной деятельностью, производство оружия, осуществление образовательной, формацевтической и некоторыми другими видами деятельности, управление авто и мототранспортными средствами и т.д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил и условий, могут причинить большой вред обществу. Поэтому этой деятельностью могут заниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа. Эта система призвана защищать граждан, общество, государство от вреда, который может быть причинён неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет.

Особенности разрешительной системы позволяют выделить четыре её главных элемента:

1) наличие относительного запрета.Он может быть прямо или косвенно закреплён правовой нормой. Чаще это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определённой работой можно только при наличии разрешения на это;

2) деятельность по выдаче разрешений, осуществляемая субъектами функциональной власти в отношении граждан, организации, организационно им не подчинённых.

В настоящее время разрешения называются лицензиями, однако могут использоваться и другие названия: право на управление(автомобилем, самолётом, локомотивом и т. д.), допуск(к определённой работе, государственной тайне), разрешение ( на изготовление, хранение и реализацию лекарственных средств, оборот оружия), отвод (природных ресурсов), квота( на отлов рыбы, вывоз леса и т. д.). Разрешение выдаётся органом исполнительной власти. Выдача разрешения – центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;

3) надзор за соблюдением лицензиатами и иными субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности;

4) применение принудительных мердля прекращения нарушений правил, условий разрешительной деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.

Разрешения, выдаваемые в рамках рассматриваемой системы, и все складывающиеся при этом отношения следует отличать от смежных явлений.

Во-первых, от разрешений, выдаваемых линейным руководителем своему подчинённому, как разового характера (например, санкция прокурора на проведение следователем обыска), так и путём предоставления определённых полномочий (например, налагать дисциплинарные взыскания на подчинённых). Здесь наличествуют совсем иные отношения, процедуры, отсутствует возможность административного принуждения.

Во-вторых, от разрешений на совершение единичных действий (разрешение на пересдачу экзамена, выдача визы для выезда из России, разрешение на ранний брак). В указанных и иных подобных случаях совершаются единичные действия, не связанные с обеспечением безопасности и поэтому не подлежащие последующему надзору. Подобного рода действия находятся за рамками разрешительной системы.

В-третьих, то же самое можно сказать и о документах об окончании образовательных учреждений. Известно, что наличие диплома о высшем образовании позволяет занимать соответствующие должности (судьи, врача, прокурора пр.). Он действует пожизненно, но сам по себе документ об образовании – только одно из предварительных условий назначения на должность: нужен ещё приказ о назначении. А если врач намерен самостоятельно заниматься медицинской практикой, то он должен получить на это лицензию.

Допуск к работе с секретными материалами, принятие на работу водителя и т. д. производится при наличии у лица разрешения и приказа линейного руководителя. Здесь можно говорить о специфике взаимоотношений, поскольку в последующем надзор осуществляют и линейный руководитель, и орган функциональной власти.

Во многом схожа с разрешительной системой государственная регистрация. Но это два разных способа, принадлежащие к разным методам административного воздействия. При регистрации граждан, транспортных средств, сделок с недвижимостью и т. д. не издаётся административный акт, разрешающий деятельность. Регистрация состоит в проверке законности фактов, их официальном признании и последующем учёте. А выдача разрешений с последующим надзором связана с определёнными видами деятельности, правонаделением соответствующих субъектов.

Разрешительная система, в своей основе, органично сочетает личный (частный) и публичные интересы. Но её применение в большем объёме, чем это необходимо, порождает напряжённость в отношениях с субъектами государственной власти, способствует развитию и процветанию бюрократизма (волокита, произвол, злоупотребления властью, коррупция).

Согласно ст. 2 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия выдаётся «юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю». Отсюда следует, что гражданин также может выступать субъектом разрешительных правоотношений.

Компетентный орган даёт разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Лицензия федерального органа носит экстерриториальный характер, т.е. действует на всей территории РФ, а лицензия, выданная органом субъекта РФ, действует на территории субъекта.

Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие лицензии (разрешения). Но, как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, но не может быть менее трёх лет. На меньший срок разрешение выдаётся только в индивидуальном порядке по заявлению соискателя лицензии.

Соответствующая деятельность не должна осуществляться, если:

1) истёк срок разрешения;

2) разрешение выдано на иную деятельность;

3) другому лицу.

 

Правовая основа разрешительной системы.На фоне многих правовых актов, регламентирующих деятельность разрешительной системы, ведущая роль здесь принадлежит ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятому в сентябре 1998 года. Однако этот Закон не распространяется на внешнеэкономическую, образовательную, биржевую, природоохранную деятельность, а также отношения, возникающие в связи с использованием интеллектуальной собственности, и ряд других видов лицензируемой деятельности.

В соответствии с Законом лицензирование производится в отношении таких видов деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами…».

На основании Закона можно сделать вывод о том, что лицензирование видов деятельности определяются федеральными законами. Президент и Правительство РФ вправе определять работы и услуги в рамках названных законов видов лицензионной деятельности, утверждать положения и определять порядок лицензирования конкретных видов деятельности; устанавливает, какие виды деятельности вправе осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ.

Вопросы лицензирования разных видов деятельности регулируются законами «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об оружии», «О частной детективной и охранной деятельности», Таможенным кодексом, Воздушным кодексом и многими другими законами и подзаконными федеральными актами.

Очевидно, что отсутствие единого нормативного правового акта, регламентирующего деятельность разрешительной системы, затрудняет её эффективное осуществление.