Меры административного пресечения. Суть этих мер состоит в принудительном прекращении противоправных действий субъектов права, нарушающих установленный порядок.

Виды и содержание административно-правовых методов.

 

Для того, чтобы органы исполнительной власти могли успешно выполнять свои задачи и функции, каждый орган управления и их система в целом должны быть определённым образом организованы. Вместе с тем аппарат создаётся, чтобы действовать и выполнять определённые задачи и функции. Методы его деятельности и составляют методы управления.

В теории административного права исходя из особенностей юридической практики выделяют следующие методы управления:

а) наблюдение – пассивный метод деятельности органов управления. Он способствует выявлению положения дел на объекте и даёт возможность правильно его оценивать;

б) контроль– «слежение» за положением дел с целью корректирующего воздействия на объект управления. Здесь пассивное наблюдение сменяется активными действиями;

в) разработка мер – активный метод управления для непосредственного управления хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством. Эти методы связаны друг с другом и применяются в зависимости от достижения поставленных целей управленческой деятельности;

г) методы прямого и косвенного воздействия:

- административные – способы и приёмы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, граждан и должностных лиц со стороны органов государственного управления путём прямого установления их обязанностей, путём приказа;

- экономические – способы и приёмы воздействия на лиц, но через косвенное воздействие, заинтересованность управляемых (создание благоприятных условий для работы, премирование, определение минимального, среднего и максимального должностного оклада и т. д.);

д) убеждение и принуждение – (как два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей):

1. убеждение– является основным способом воздействия на сознание управляемых, а через него – на их поведение с целью добровольного исполнения и соблюдения установленных норм. Реализуется через проведение воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия.

Способы убеждения разнообразны. Среди них:

- обучение;

- пропаганда;

- агитация;

- разъяснение;

- обмен опытом;

- критика;

- воспитание;

- рекомендации;

- показ;

- личный пример;

- демонстрация чего – либо;

- осуждение антисоциального поведения и др.

Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководителей, яркие художественные образы.

Большое значение имеет система информирования о достижениях успешной государственной, муниципальной и частной деятельности. Выставки, конкурсы, смотры, лозунги, призывы, программы, публичные слушания, диспуты и многое другое тоже находятся в арсенале средств убеждения.

Воспитательное воздействие на многих оказывает, убеждает их в необходимости законопослушания и справедливое, своевременное и гласное применение к виновным принудительных мер, хорошая организация борьбы с неправомерными деяниями.

Элементами убеждения как метода государственного воздействия являются:

- овладение вниманием;

- внушение;

- воздействие на сознание;

- оперирование эмоциями;

- формирование интереса.

Необходимо помнить о том, что убеждение относится к прямым (административным) методам государственного управления.

2. принуждение – вспомогательный, не основной метод воздействия, используемый в силу нерезультативности убеждения.Рассмотрение сущности, основания и видов принуждения предполагается отдельно, в п.9.6.

Многие авторы убедительно обосновывают мнение, что в их ряду важным и самостоятельным должен быть назван и признан и метод поощрения,который подлежит рассмотрению вслед за административным принуждением.

 

6. Административное принуждение: сущность, основания и виды

Административное принуждение – это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

В числе административно-правовых методов имеются средства принудительного характера, использование которых оказывает влияние на регулирование общественных отношений. В своей совокупности они составляют институт административного принуждения.

В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создаёт объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Административно-предупредительные меры. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий как связанных, так и не связанных с действиями человека (предусмотренных гипотезой нормы – это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т. д.).

Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Государство, используя эти меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление.

Наиболее типичными из них являются следующие:

1) контроль и надзорные проверки;

2) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

3) проверка документов, удостоверяющих личность:

- при проверке паспортного режима (по месту временного или постоянного жительства);

- при отказе уплатить штраф на месте;

- при составлении протокола;

- по подозрению в совершении правонарушения;

- при вызове повесткой в правоохранительные органы;

- при пересечении границы и др.

4) административное задержание;

5) введение карантина (при эпидемиях, эпизоотиях);

6) прекращение движения пешеходов и транспорта при возникновении угрозы общественной безопасности;

7) медицинское освидетельствование лиц и санитарного состояния предприятий, учреждений, организаций общественного питания;

8) реквизиция имущества;

9) закрытие участков государственной границы и др.

По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить 4-е группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, поражённых эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и т. д.

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причём не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и др.);

4) особую группу составляют лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т. д.).

В качестве таких мер применяются:

1) требование прекратить противоправные действия;

2) непосредственное физическое воздействие;

3) применение специальных средств (резиновая палка, газ, наручники);

4) административное задержание лица;

5) применение оружия;

6) принудительное лечение лиц, опасных для окружающих;

7) временное отстранение от работы инфекционных больных;

8) запрещение эксплуатации транспортных средств;

9) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ;

10) приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и др.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов. В частности к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и т. д.;

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведённых строений и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий \торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление действия лицензии и др.);

7) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водомётов, резиновых палок, наручников и др.).

 

Основаниями применения мер административного пресечения являются: совершение правонарушения, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.