На обозримую перспективу
Железные дороги — основной вид транспорта в России
На пороге XXI века железные дороги выполняют важнейшую роль в отечественной транспортной системе общего пользования. В 2003 г. их доля в общем внутреннем грузообороте всех видов транспорта (кроме трубопроводного) составила более 80 %, а в пассажирообороте — примерно 40%; было перевезено 1160,8 млн. т грузов, грузооборот составил 1668,9 млрд. ткм. Железнодорожным транспортом воспользовались около 1,4 млрд. пассажиров при пассажирообороте 157,6 млрд. пасса-жиро-км. Несмотря на существенное снижение объема производства, а значит, и объемов перевозок, а также и уменьшение эксплуатационной длины сети России примерно на 40% по сравнению с ее протяженностью в СССР, железные дороги России по размерам перевозок занимают третье место в мире (после США и Китая) при значительном отрыве от других стран.
Столь значительная роль железнодорожного транспорта в России, нехарактерная для большинства других стран мира, определяется рядом постоянных специфических факторов, которые необходимо учитывать при разработке ближайших и особенно долгосрочных прогнозов по объемам перевозок, выполняемых железными дорогами.
Прежде всего, это беспрецедентные сухопутные расстояния. Еще в 1901г. было закончено строительство Транссибирской железной дороги, или, как ее тогда назвали, Великого Сибирского пути, общей длиной 6000 км, а с ответвлениями — около 8000 км. Таких сухопутных маршрутов не имеет ни одна страна. В мире выполняются перевозки и на большие расстояния, но не железнодорожным, а морским транспортом.
Отметим, что в России сырьевые базы значительно удалены от промышленных центров и соответствующие перевозки могут выполняться, как правило, только сухопутным транспортом. Это относится и к выполнению экспортных перевозок сырьевых грузов.
Кроме того, в России отсутствуют внутренние морские пути сообщения, соединяющие крупные промышленные центры, что совершенно нехарактерно для многих развитых стран. Например, в США доля внутренних морских перевозок составляет около 10%,вРоссии — менее 1 %. Каких-либо оснований для изменения этого положения в перспективе нет.
Относительно невелики и возможности речных перевозок, так как отсутствуют речные пути сообщения по оси Восток— Запад. Природно-климатические условия в России таковы, что навигационный период составляет не более шести-семи месяцев в году, а завоз грузом на Крайний Север возможен лишь в течение двух-трех месяцев. В результате доля речного транспорта в перевозках грузов составляет и России 4 — 5%, в то время как, например, в Германии 19%, а в США 14- 15%.
Огромные расстояния, суровые зимние условия снижают и роль автомобильного транспорта в выполнении междугородних перевозок грузов и пассажиров. И хотя целый ряд перевозок на короткие расстояния может и должен быть передан с железнодорожного на автомобильный транспорт, это не окажет существенного влияния на распределение их общего объема между основными видами магистрального транспорта.
Трубопроводный транспорт уже взял на себя основную часть перевозок сырой нефти, но еще предстоит освоить с его помощью доставки продуктов переработки нефти, что, однако, требует крупных капиталовложений.
В перевозках пассажиров на дальних маршрутах должна увеличиться роль авиации, но неизбежно возрастут пассажирские перевозки, выполняемые высокоскоростными железными дорогами после их сооружения.
При оценке роли железнодорожного транспорта в XXI веке все большее значение приобретает экологический фактор. Уже говорилось, что по сравнению с авиацией и автотранспортом на железных дорогах существенно ниже удельные энергетические затраты и выбросы вредных веществ в атмосферу. Это, кстати, является одной из важных причин быстрого роста протяженности высокоскоростных железных дорог в мире.
Следует учитывать, что в XXI веке для выработки электроэнергии, поставляемой электрифицированным железным дорогам, возможно, будут использоваться перспективные энергоносители, которые не требуют сжигания продуктов переработки нефти, газа или угля.
Вот почему можно говорить, что железнодорожный транспорт является экологически чистым.
Таким образом, в условиях России стальные магистрали и на обозримую перспективу XXI века останутся ведущим видом магистрального транспорта в освоении грузо- и пассажиропотоков.