Тема 3. Камеральная бухгалтерия

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

 

Регулирование бухгалтерского учета началось вместе с появлением железных дорог: в Англии первая дорога «Ливерпуль-Манчестер» появилась в 1830 году, в США несколько позже, в 1878-1893 гг. строительство железных дорог достигло своего наибольшего развития. Период, начиная с 1887 года можно назвать веком присяжных бухгалтеров, т.к. это профессиональное направление получило в США настолько широкое и преобладающее распространение, что многие отождествляют бухгалтера с присяжным бухгалтером, несмотря на то, что на протяжении многих веков существовал учет для менеджеров, так называемый управленческий учет.

Массовое строительство железных дорог приводило к экспроприации сельскохозяйственных земель и возникновению недовольства и споров. Кроме того, на ранних этапах становления этой отрасли учредители выплачивали огромные дивиденды по акциям, не обеспеченные капиталом, рыночная цена акций стала падать, и инвесторы понесли огромные потери. В 1887 году Конгресс США основал первое федеральное агентство по регулированию – Межштатную коммерческую комиссию (Interstate Commerce Commission ICC), с присвоением ей особых прав регулирования деятельности железнодорожных компаний, а также право создания единой системы установления и учета железнодорожных налогов.

В декабре 1886 года была создана американская ассоциация общественных бухгалтеров ААРА, объектом деятельности которой было установление учетных стандартов. В 1894 году ААРА приняла резолюцию, рекомендующую отражать статьи баланса в порядке убывания ликвидности, тем самым подчеркивая преимущества кредитора как пользователя бухгалтерских отчетов.

В 1890 году Конгрессом США был принят антимонопольный Закон Шермана, который не принес желаемых результатов, т.к. компании нашли способы обходить его. В 1913 году правительство предприняло новую попытку наступления на монополии, был ратифицирован Антимонопольный закон Клейтона, при этом, учитывая прошлые ошибки, для наблюдения за выполнением положений закона была образована Федеральная комиссия по торговле (Federal Trade Commission - FTC). В 1914 году, когда началась война и был открыт панамский канал, правительство США сформировало Федеральное управление резервов (Federal Reserve Board - FRB), первым шагом которого было установление общественного контроля центральной банковской системы.

 

 

Финансовый кризис 1929 года в Нью-Йорке оказался настолько значительным, что его последствия сказывались в течение 60 лет. Производство сократилось на 56 %, уровень безработицы превысил 24 %, частные капиталовложения снизились на 90 %. В 1930 году на съезде Американского института бухгалтеров была высказана критика отсутствия единообразия в практике бухгалтерского учета, особенно в области амортизации и консолидации, а также подчеркнута необходимость обеспечения акционеров адекватной и понятной информацией, помогающей в определи истиной ценности своих вложений. По итогам этих выступлений был образован Специальный комитет по кооперации с фондовой биржей.

В 1933 году с приходом к власти Ф. Рузвельта и принятием «Закона об истине в ценных бумагах», началось жесткое финансовое регулирование. В 1934 году Конгрессом была образована Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям (Securities and Exchange Commission - SEC), как независимое регулирующее агентство, проводящее в жизнь это Закон. Комиссия имела широкие полномочия предписывать учетные процедуры и определять формы бухгалтерской отчетности. В Периодическом обзоре по учету № 4 (ASR 4), принятом Комиссией, было установлено, что будет приниматься только финансовая отчетность, которая подготовлена в соответствии с учетными принципами, разработанными комиссией или ее главным бухгалтеров.

В 1936 году Американским институтом бухгалтеров был образован комитет по учетным процедурам (Committee on Accounting Procedure - CAP), которому было предоставлено право издавать решения по вопросам учетных принципов и процедур. До 1959 года этим комитетом был издан 51 бюллетень.

 

 

Конец второй мировой войны высвободил сдерживаемый спрос на товары и услуги, что привело к резкому скачку экономики. Возрожденное благосостояние Америки было убедительным аргументом в пользу вложения капитала в ценные бумаги. Если в 1940 году было 4 млн акционеров, то к 1962 году их насчитывалось уже 17 млн. Обеспечение акционеров соответствующей информацией для принятия ими инвестиционных решений считалось вопросом национального значения. В те времена самой распространенной рекомендацией по определению цены акции было предложение перемножить прибыль компании на коэффициент РЕ (отношение цены акции к прибыли). Инвесторы полагали, что чем выше доходы, приходящиеся на акцию, тем лучше компания. Однако, по действующей практике бухгалтерского учета различия в доходах часто означали не больше, чем различие в способах учета какого-либо факта хозяйственной жизни. Стало очевидным, что различия в способах учета доходов также важно оговаривать в отчетах, как и раскрывать экономическую сущность хозяйственной деятельности.

Таким образом, перед администрацией каждой компании стояла проблема выбора из множества альтернатив методики отражения данных в отчетности. В 1963 году на запрос Конгресса США Комиссия по ценным бумагам составила перечень таких проблемных статей:

оценка запасов;

учет амортизации и учет полезного истощения природных ресурсов (налоговый подход или интересы учета);

распределение налога на прибыль по отчетным периодам;

пенсии;

затраты на НИОКР;

гудвилл;

время реализации прибыли;

всевключающая или операционная концепция отчетной прибыли;

межкорпоративные инвестиции;

долгосрочная аренда;

принципы консолидации;

объединение предприятий;

оценка прибыли финансовых компаний;

нематериальные издержки в нефтяной и газовой отрасли.

 

 

Подъем послевоенной экономики сопровождался вспышкой инфляции, в результате чего была утеряна сопоставимость данных и возникла дискуссия о переоценке ценностей. В процессе дискуссии продолжавшейся несколько лет возродился призыв об унифицированности учета. В 1957 году президент Американского института присяжных бухгалтеров Алвин Дженнингс предложил создать новую организацию, которой будет поручено рассматривать основные предложения по организации бухгалтерского учета, выявлять «наилучшие» принципы и создавать новые методы бухгалтерского учета. В 1959 году был создан Совет по разработке принципов бухгалтерского учета ARB на основе расформированного комитета по учетным процедурам САР, целью которого было распространение общепринятых принципов бухгалтерского учета, ограничение, разделение областей их применения на практике и организация обсуждений нерешенных и противоречивых проблем. ARB просуществовал до 1973 года, когда по рекомендации Совета директоров Американского института присяжных бухгалтеров на его базе возникли 3 организации: Фонд финансового учета (FAF), Совет по разработке стандартов финансового учета (FASB) и Консультативный Совет по стандартам финансового учета (FASAC).

Назначение FASB состояло в разработке и улучшении стандартов финансового учета и отчетности для целей инструктирования и обучения общественности, включая издателей, аудиторов и пользователей финансовой информации.

Таким образом, начиная с 1929 года различным организациям от SEC до FASB было предоставлено право устанавливать стандарты бухгалтерам частного сектора. Выбор для этих целей организаций, состоящих из присяжных бухгалтеров, означал, что в вопросах регулирования на первое место выдвигается частный аспект. И САР и ARB находились под прямым контролем AICPA, FASB в отличие от них, независим и его члены представляют главным образом общество пользователей.

В заключение следует отметить, что «век присяжных бухгалтеров» имел следующие особенности:

1. В отличие от предшествующих веков, где царило невмешательство в дела бухгалтерского учета, зародился процесс регулирования.

2. В сфере учета преобладала власть присяжных бухгалтеров над управленческими бухгалтерами.

3. Зародилось движение за однородность бухгалтерского учета.

 

 

 

1. Понятие камеральной бухгалтерии и ее особенности.

2. Основные этапы становления и развития камеральной бухгалтерии.

3. Вклад Ф. Гюгли в развитие теории константной бухгалтерии.