Виды административно-правовых отношений.

Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Они делятся на юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершившего, - создание художественного произведения) и юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия.

Основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. конкретный адрес и характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Неправомерные действия – не соответствуют требованиям правовых норм. Это прежде всего правонарушения.

Неправомерным юридическим фактом также выступает бездействие – невыполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.

События – это явления, не зависящие от воли и сознания субъектов правоотношения (смерть, рождение человека, землетрясение и т.д.).

Административно-правовые отношения разнообразны и могут быть классифицированы по нескольким критериям.

По исполнению функции административного права административно-правовые отношения делят на две группы:

1)регулятивные – возникающие на основе норм административного права и строго им соответствующие.

2)охранительные – возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства, граждан на такое поведение.

По содержаниюадминистративно-правовые отношения классифицируют на

1) материальные – отношения, регулируемые материальными нормами административного права, например, отношения по реализации субъективных прав и обязанностей.

2) процессуальные – отношения в сфере управления по поводу разрешения конкретных дел.

В теории административного права выделяют основные и неосновные административно-правовые отношения.

1)основные – выражают сущность управления и могут быть определены формулой «команда - исполнение».

2)неосновные – типа «субъект – субъект».

Различают субординационные и координационные административно- правовые отношения.

Для субординационных отношений характерна авторитарность (властность). Координационные, как правило, не связаны между собой соподчинённостью.

По юридическому характеру взаимодействия участников отношения бывают:

1)вертикальные – возникающие между соподчинёнными сторонами (действуют по принципу неравенства сторон).

2) горизонтальные – отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равны.

В зависимости от целей возникновения административно-правовых отношений выделяют:

1) внутренние – отношения, связанные с формированием и деятельностью управленческих органов;

2) внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием субъектов управления на объекты с целью достижения определённого результата.

Итак, административно-правовые отношения – это отношения, складывающиеся в сфере управления и регулируемые нормами административного права.