Показатели инновационной деятельности организации

Инновационные цели и инновационный потенциал организации

Структура классификатора

Классификация новаций, инновационных процессов и нововведений

Большинство прогрессивных новаций (новшеств) находит применение в сложных, наукоемких продуктах, энергосберегаю­щих и высоких технологиях, сфере услуг. При всем разнообразии новаций весьма важным условием для их практической реализа­ции в нововведениях является своевременное и достаточное выделение инновационных инвестиций.

Новации и нововведения подразделяются на научно-техни­ческие, технологические, экономические, управленческие и орга­низационные. От степени их новизны и инновационного потенци­ала зависит принятие решений о создании новой продукции, освоении прогрессивной технологии, расширении сферы услуг. Организуемые с этой целью инновационные процессы обусловле­ны характером и сущностью нововведений и областью их распространения.

На варианты организации инновационных процессов и на­правления инновационной деятельности влияет большое число факторов, в том числе ценностный аспект нововведений, наличие конкуренции т.п. Чтобы обоснованно выделять инвестиции в ин­новационные процессы, необходимо знать основные признаки и принципиальное содержание всего многообразия новшеств и но­вовведений. Их классификация по базовым признакам и другим характеристикам окажет существенную помощь при принятии ре­шений в инновационном менеджменте, определении направлений инновационной деятельности.

В классификаторе имеются два уровня.

1.Базовые признаки объектов классификации.

2. Группировка типологических понятий по базовым призна­кам.

Базовые признаки объектов классификации подразделяются на три группы. В первую группу включены новации (новшества), во вторую — инновационные процессы, в, третью — нововведе­ния. В каждой группе выделены свои подгруппы базовых призна­ков классификации. Например, новации (новшества) детализиро­ваны признаками, характеризующими степень новизны, а также инновационный потенциал.104Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров

Статистика инноваций, основанная на единых международных подходах, начинает отсчет с 1989 г. Инициатором ее стала Организа­ция экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Экспертами ОЭСР была подготовлена серия методологических руководств, образу­ющих так называемую «Семью Фраскати» (г. Фраскати, Италия, извес­тный тем, что в нем странами — членами ОЭСР в 1963 г. было подго­товлено Руководство Фраскати «Стандартная практика для обследова­ния исследований и экспериментальных разработок»), включающая рекомендации по измерению и интерпретации данных баланса плате­жей за технологию (1990 г.); по сбору данных о технологических инно­вациях — Руководство Осло (1992 г.); по использованию патентных данных в качестве показателей науки и техники (1994 г.); по измере­нию кадровых ресурсов науки и техники — Канберрское Руководство (совместно с Евростатом, 1995 г.).

В России с учетом рыночных преобразований статистика ин­новаций начинается с 1994 г. Система статистических показате­лей, характеризующих инновационную деятельность промышлен­ных организаций, включает 10 разделов.

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную ак­тивность организации, ее инновационную конкурентоспособ­ность, можно разбить на следующие группы: затратные; по време­ни; обновляемости; структурные.

Затратные показатели:

1) удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые ха­рактеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

2) удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

3) затраты на приобретение инновационных фирм;

4) наличие фондов на развитие инициативных разработок.

Показатели, характеризующие динамику инновационного про­цесса:

1) показатель инновационности ТАТ,

2) длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

3) длительность подготовки производства нового продукта;

4) длительность производственного цикла нового продукта. Показатели обновляемости:

1) количество разработок или внедрений нововведений-продук­тов и нововведений-процессов;

2) показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

3) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

4) объем экспортируемой инновационной продукции;

5) объем предоставляемых новых услуг.

Структурные показатели:

1) состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (вклю­чая экспериментальные и испытательные комплексы);

2) состав и количество совместных предприятий, занятых исполь­зованием новой технологии и созданием новой продукции;

3) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

4) состав и число творческих инициативных временных бригад,

групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и чис­ленность научно-технических подразделений.

Японская фирма Sony считается самой инновационной фирмой в об­ласти бытовой радиоэлектроники. В течение своей 50-летней деятельности она постоянно вводила в обиход принципиально новую технику, изменя­ющую труд и досуг людей. Объем продаж фирмы в 1991 г. достиг 26 млрд долл., в 1994 г. он вырос до 36,6 млрд долл. Вся продукция фирмы разра­ботана ее научным и инженерным персоналом, насчитывающим 9 тыс. чел. (при общем количестве запятых на фирме 112,9 тыс. чел.). Фирма зат­рачивает па исследования и разработки 4,5 млрд долл., что составляет 5,7% от объема продаж. Ежегодно фирма предлагает 1000 новых изде­лий — примерно 4 каждый рабочий день. Около 800 из них — это усовер­шенствованные версии изделий, которые уже имеются на рынке: или с улучшенными характеристиками, или с пониженной ценой. Остальные 200 — это оригинальные разработки, нацеленные на открытие новых рынков: новинки аудио- и видеотехники, компьютерной техники.

Фирма Hitachi — один из крупнейших изготовителей радиоэлектрон­ной и электротехнической продукции, станков и кузнечно-прессового оборудования. Объем ее продаж в 1994 г. составил 70,710 млрд долл., чис­ленность запятых — 291 тыс. чел., в том числе 12 тыс. были заняты в на­учной деятельности; расходы на НИОКР составили около 10% от объема продаж продукции и услуг.

General Motors контролирует 88% автомобильного рынка США, включая рынок малолитражных машин. Уже в 1983 г. General Motors зани­мала 5-е место в списке компаний — крупнейших импортеров США. В 1994 г. компания занимала 1-е место в списке 10 крупнейших компа­ний США с объемом продаж в 120 млрд долл., прибылью 2,5 млрд долл. и численностью работающих 876 тыс. чел. На НИОКР было израсходовано 4,2 млрд долл., или 4% объема продаж. В 1996 г. в General Motors работали почти 900 тыс. чел., из них 130 тыс. — «белые воротнички» (это только в североамериканских автомобильных подразделениях).

Годовой оборот IBM с 1984 по 1990 г. вырос с 27,4 до 69 млрд долл. Размер прибыли в 1990 г. составил 6 млрд. долл. Расходы /5Л/на НИОКР в 1990 г. составили 3,5 млрд долл. (около 5% объема продаж).

Корпорация Digital Equipment (DEK) — транснациональная компа­ния, специализирующаяся на выпуске электронной продукции. В своей отрасли DEK в 1989 г. была 12-й в мире и 3-й в США, уступая IBM и General Electric. В 1989 г. число занятых в DEK составило 126 тыс. чел., из них в сфере НИОКР — 8300 высококвалифицированных работников (6,6% от общего числа). Объем продаж в 1989 г. составил 13 млрд долл., чистая прибыль превышала 1 млрд долл. На научные разработки было вы­делено 1,3 млрд долл. (в 1980 г. — 186 млн долл., 1984 г. — 630 млн долл.).

Корпорация General Electric является ведущим производителем элек­тромоторов, энергосилового оборудования, Медицинской диагностичес­кой аппаратуры, лазерного медицинского оборудования, термопласти­ков, железнодорожных локомотивов с компьютерным управлением, рентгеновской и ультразвуковой аппаратуры. Численность занятых во всех подразделениях составляет 307 тыс. чел., в том числе 22 тыс. чел. — науч­ные работники и инженеры, занятые в НИР (около 7% общей численно­сти занятых). Расходы на НИОКР составили в 1988 г. 1,9 млрд долл., в 1992 г. — 3,2 млрд долл., т.е. даже больше, чем инвестируется в основной капитал. Объем продаж только за 15 лет (1979—1994 гг.) возрос более чем в 3 раза и в 1994 г. составил 60,5 млрд долл. В списке крупнейших компа­ний США за 1994 г. корпорация занимает 8-е место по обороту, 2-е — по прибыли и 5-е — по числу занятых.

Основным направлением деятельности фирмы Chrysler является авто­мобилестроение: производство легковых и грузовых автомобилей, джипов и мини-фургонов. Численность занятых составляет 119 тыс. чел., в том числе в НИОКР — около 4,5 тыс. чел. В 1995 г. при объеме продаж в 52,2 млрд долл. прибыль компании достигла рекордной отметки в 3,7 млрд долл. Расходы па НИОКР составляли всего 3,2%. Во второй половине 90-х годов фирма затра­тила на НИОКР в среднем 1,9 млрд. долл. в год.

Широко используется показатель инновационности ТАТ, ко­торый пущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания «turn around time» («успевай поворачиваться»). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента-его отправки на рынок или потребителю в больших количествах. Фирме Matsushita в цветном телевидении принадлежит своего рода рекордное значение пока­зателя ТАТ — 4,7 месяцев.

Эксперты консультативной фирмы McKinsey считают, что в автомо­бильной промышленности применение передовой компьютерной техно­логии приведет к сокращению показателя ТАТ за счет сокращения на 25% цикла конструирования и разработки автомобиля.

Это означает экономию.в 18 месяцев, которая позволит автомобиль­ным компаниям принимать решения о том, какие следует производить автомобили, на полтора года ближе к моменту выпуска изделия на рынок. А это огромное преимущество перед конкурентами, которые не сумели воспользоваться новой технологией.

Реже используются в широкой печати другие показатели, на­пример, структурные, показывающие количество и характер ин­новационных подразделений. Такие показатели обычно присут­ствуют в специальных аналитических обзорах.

Корпорация Minnesota Mining & Manufacturing (3M), ведущая компа­ния в обрабатывающей промышленности, является примером формиро­вания динамичной, ориентированной на рынок организационной струк­туры. В 90-е годы фирма находилась в первой сотне промышленных гиган­тов США: 32-е место по размерам прибыли (1,3 млрд долл. в 1994 г.), 30-е — по числу работающих (83 тыс. чел.), 27-е — по суммарному объе­му продаж (15,1 млрд долл.). Корпорация гордится высокой наукоемкос-тыо своей продукции: доля затрат на НИОКР в стоимости продаж в 1994 г.

Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров

составила 6%, что вдвое превышает средний показатель по обрабатываю­щей промышленности США.

Особо выделяется специфическая форма деятельности корпорации в науч­но-технической сфере через финансирование венчурных компаний, т.е. мелких (изобретательских), создаваемых учеными или предпринимателями для разра­ботки какого-либо передового наукоемкого изделия или технологии.

Контролируя развитие нескольких сотен таких фирм, корпорация фактически осуществляет широкозахватный поиск перспективных науч­но-технических достижений. На приобретение наиболее перспективных инновационных фирм ежегодно тратится 100—150 млн долл.