Государство Караханидов

Государства тюргешей, карлуков

Тюркский этнофеномен на территории Евразии. Тюркский и Западнотюркский каганаты

1. В I тысячелетии происходит изменение этнической среды в евразийском регионе, здесь все более начинают преобладать тюркоязычные племена. Первые упоминания о тюрках появляются в 542 г. в китайских источниках, в которых описываются их набеги на Китай с северо-запада. Китайцы считали тюрков потомками хунну.

Тюркский каганат (551-603 гг.) – возник в 551 г., когда вождь тюрков Бумын принял титул кагана. В период своего расцвета оно занимало обширную территорию от Корейского полуострова на востоке до Крымского п-ва на западе, от верховьев Енисея на севере до верховьев Амударьи на юге. Можно заметить, что управлять тюрками было довольно трудно. Бумын – первый каган тюрков, объявивший себя повелителем всех тюрок, понимал сложность стоявших перед ним задач. Сплотить соплеменников Бумын мог, организовав военные походы против соседних народов и пообещав тюркской знати большую добычу. Особенно преуспели на этом поприще его преемники: Кара-каган (552-553), Мукан – каган (553-572), позднее – Таспар-каган (572-581). Господствующим в ЦА это государство стало при Мукан -кагане, оно входило в систему отношений с такими государствами того времени, как Иран и Византия. Китай был данником каганата. А происходило это так: сначала Мкган-каган покорил киданей в Маньчжурии, киргизов на Енисее, подчинил себе северокитайское государство и устремился в Среднюю Азию, где на территории от Восточного Туркестана до Каспийского моря находились владения эфталитов. В 561 –563 гг. Мукан –каган заключил союз с Ираном против эфталитов, и они были разбиты. Тюркский каганат стал господствовать в Средней Азии. Затем тюрки заключили союз с Византией против персов и последние обязались платить дань. Панцирная конница тюрок в 568-589 гг. совершили успешный поход на Иран, захватив несколько богатых городов с ходу.

Важнейшим направлением тюркской экспансии было восточное, против Китая – извечного врага кочевых народов. Уже при Мукан-кагане китайцы платили дань тюркам. Особенно усилилась их зависимость от тюрок при Таспаре-кагане. Ежегодно в качестве дани китайцы отправляли кагану более 100 тыс. рулонов шелка.

Надо сказать, власть тюркских каганов держалась не только на военной силе. Стремясь упрочить столь разнородный по своему составу Тюркский каганат, его правители, ранее поклонявшиеся языческим идолам Небу (Тенгри), Земле, Воде, Умай (богине домашнего очага) и др., обратили свой взор на «великие религии». Наиболее рано из всех этих религий в среде тюркской знати стал популярен буддизм. В тюркской среде распространялись также и христианство, зороастризм, иудаизм. Красноречивым свидетельством их влияния на духовный мир наших предков являются находки археологов: зороастрийское кладбище 7 в. в Таразе, руины христианских, буддийских, манихейских монастырей в городах Семиречья. Так что, начало древнетюркской эпохи характерно религиозным многообразием и веротерпимостью на просторах Великой Степи. Тюрки были не только храбрыми воинами. Именно с древнетюркской эпохи поднимается на новую ступень культура степняков – возникла тюркская письменность, заимствованная и собственная (руническое письмо), появилась запечатленная этими письменами тюркская литература. Известно более 150 памятников тюркского рунического письма. Приобщение к мировым религиям позволило тюркам широко освоить достижения иных цивилизаций – индийской, иранской, византийской, китайской. В определенной степени древние тюрки сыграли роль посредников между сравнительно изолированными ранее друг от друга очагами цивилизаций – дальневосточной и переднеазиатской. В условиях кочевой жизни, а иногда после перехода к оседлому и городскому быту тюрками была создана новая самобытная культура, занявшая свое место в мировой цивилизации того времени.

О мощи древних тюрок говорит тот факт, что в распространенной в Азии того времени концепции мирового правопорядка, так называемых «четырех углов света» - мировых монархий, Тюркская «империя царя коней» - на севере, занимает достойное место наряду с другими империями «царя слонов» на юге (Индии), «царя людей» на востоке (Китая), «царя драгоценностей» на западе, которого олицетворяли Иран и Византия.

Тюрки, повторяя опыт других народов, не смогли избежать внутренних противоречий. Борьба военно-кочевой аристократии за власть, внешняя угроза в лице Китая и Ирана, преодолевших раздробленность к концу VI в., природные катаклизмы – джут и голод в степи, восстания покоренных народов подрывали молодую тюркскую государственность.

Совокупность этих причин и привела в 603 г. к разделу Тюркского каганата на два каганата на два самостоятельных – Восточный и Западный (его самоназвание было «он ок эли» - «государство 10 стрел»), с центром последнего в городе Суябе в долине реки Чу (Семиречье). Западнотюркский каганат занимал «древние усуньские земли»- от восточных склонов Каратау до Джунгарии. Он выступил наследником всех завоеваний Тюрского каганата на западе – в оазисах Восточного Туркестана, Средней Азии, степях Казахстана. Восточнотюркский каганат охватывал восточные владения своего предшественника до границ Китая, и центр его был в долине реки Орхон в Монголии.

Оба этих каганата заметно отличались друг от друга. Если в Восточнотюркском каганате преобладала кочевая жизнь, то в Западном – значительная часть населения была оседлой – занималась хлебопашеством, ремеслами и торговлей. Только в Чуйской долине в VI-VIII вв. существовало не менее 18 крупных городов и много более мелких поселений.

Период расцвета Западнотюркского каганата относится ко времени его каганов Шеху (618-619 гг.) и Тон-ябгу (618-630 гг.), возродивших мощь своих предшественников и военной силой раздвинувших пределы своей империи до верховий Аму-Дарьи и Гиндукуша. В 627-628 гг. Тон-ябгу лично принял участие со своими воинами в походе Ираклия – императора Византии на Кавказ. Успешно дела у Тон-ябгу шли и в Средней Азии, где он усилил свою власть от Семиречья на севере до южного Афганистана и северо-западного Пакистана на юге. Укрепил Тон-ябгу личные связи с «сильными мирами сего» в Средней Азии, выдав свою дочь за правителя Самарканда. Увы, история повторялась и Западнотюркский каганат постигла судьба его предшественника. Итогом междоусобиц было вторжение в Семиречье китайских войск империи Тан в 657 г. и развал государства западных тюрок. Управление каганатом стало осуществляться через китайского ставленника.

2.В 699 г. вождь тюргешей Уч-Элиг устранил ставленника китайского императора в Западнотюркском каганате и установил свою власть. Тюргеши – многочисленное племя, населявшее западную часть каганата Чу-Илийского междуречья и контролировавшее большую часть караванных путей Семиречья. Уч-элиг-каган основал государство Тюргешский каганат (704-756 гг.), главная ставка которого находилась в городе Суяб, а затем была перенесена в Тараз. Тюрегши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами, которые стремились установить свое влияние в этом регионе. К этому времени арабы завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину и, несмотря на сопротивление Западнотюркского каганата, им удалось захватить его южную часть и включить в состав Арабского халифата.

Тюргешский каганат укрепился при правлении кагана Сулука. Сулук вел активную дипломатию, он женился на дочери кагана Восточного каганата, а также дочери царя Тибета, ему удалось нейтрализовать Китай. Однако большая опасность для тюргешей исходила от арабов, которые всячески пытались склонить Сулука на свою сторону, но он успешно боролся против них, за что арабы прозвали его Абу Музахим («Бодливый»).