Любая деятельность состоит из решения, его реализации и контроля за реализацией.

Государственное управление.

Государственное (управление делами государства);

Управление как социальное явление.

 

Основные черты, характеризующие общее понятие управления полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

В-четвёртых, социальное управление, выступает в роли регулятора поведения людей.

В-пятых, социальное управление базируется на определённой соподчинённости воль людей, где воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властность социального управления. Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления.

Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

2) негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований).

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, который понимается как вид государственной деятельности, отличный от её иных проявлений.

 

 

Конституцией РФ 1993 года вместо термина «государственное управление» в оборот был введён новый термин - исполнительная власть. Это объясняется конституционным провозглашением принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).

В связи с этим следует выяснить какое содержание вкладывалось в понятие государственное управление до 1993 года.

По существу на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, олицетворяющих государственную власть. В рамках этого аппарата происходило «разделение труда" по осуществлению государственных задач и функций. Выделялись органы государственной власти (в виде Советов всех уровней), органы государственного управления (в виде исполнительных комитетов) и судебных органов. Каждый из них осуществлял тот или иной вид государственной деятельности. Органы государственной власти принимали решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни в форме законов; органы государственного управления осуществляли реализацию законов; судебные органы выполняли законоохранительную функцию.

В узком смысле слова государственное управление можно охарактеризовать как исполнительную деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.

Государственное управление – это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти.

Государственное управление характеризуется следующими основными чертами:

1) государственное управление является организующей деятельностью;

2) государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением её является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов.

3) государственное управление – исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;

4) государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, а также она вторична по отношению к законодательной деятельности;

5) государственное управление осуществляется уполномоченными на то субъектами управления.

 

Принципы государственного управления – это основополагающие начала, руководящие установки, которые определяют правила осуществления данного вида деятельности и её организации.

В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы.

Общие принципы:

1) объективность управления;

2) законность и дисциплина в управлении;

3) конкретность управления;

4) участие граждан в управлении;

5) эффективность управления;

6) сочетание централизации и децентрализации в управлении.

 

Организационные принципы:

1) отраслевой принцип;

2) территориальный принцип;

3) линейный принцип;

4) функциональный принцип;

5) принцип двойного подчинения;

6) рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности;

7) ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы;

8) сочетание единоначалия и коллегиальности.