Любая деятельность состоит из решения, его реализации и контроля за реализацией.
Государственное управление.
Государственное (управление делами государства);
Управление как социальное явление.
Основные черты, характеризующие общее понятие управления полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.
Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.
Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.
В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения.
В-четвёртых, социальное управление, выступает в роли регулятора поведения людей.
В-пятых, социальное управление базируется на определённой соподчинённости воль людей, где воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властность социального управления. Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих.
В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления.
Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:
2) негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований).
Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей.
Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, который понимается как вид государственной деятельности, отличный от её иных проявлений.
Конституцией РФ 1993 года вместо термина «государственное управление» в оборот был введён новый термин - исполнительная власть. Это объясняется конституционным провозглашением принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).
В связи с этим следует выяснить какое содержание вкладывалось в понятие государственное управление до 1993 года.
По существу на подобной основе строится государственный аппарат, т.е. совокупность органов, олицетворяющих государственную власть. В рамках этого аппарата происходило «разделение труда" по осуществлению государственных задач и функций. Выделялись органы государственной власти (в виде Советов всех уровней), органы государственного управления (в виде исполнительных комитетов) и судебных органов. Каждый из них осуществлял тот или иной вид государственной деятельности. Органы государственной власти принимали решения по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни в форме законов; органы государственного управления осуществляли реализацию законов; судебные органы выполняли законоохранительную функцию.
В узком смысле слова государственное управление можно охарактеризовать как исполнительную деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.
Государственное управление – это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти.
Государственное управление характеризуется следующими основными чертами:
1) государственное управление является организующей деятельностью;
2) государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением её является исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных актов.
3) государственное управление – исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством;
4) государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, а также она вторична по отношению к законодательной деятельности;
5) государственное управление осуществляется уполномоченными на то субъектами управления.
Принципы государственного управления – это основополагающие начала, руководящие установки, которые определяют правила осуществления данного вида деятельности и её организации.
В системе управленческой, исполнительной деятельности выделяются общие (социально-правовые) и организационные принципы.
Общие принципы:
1) объективность управления;
2) законность и дисциплина в управлении;
3) конкретность управления;
4) участие граждан в управлении;
5) эффективность управления;
6) сочетание централизации и децентрализации в управлении.
Организационные принципы:
1) отраслевой принцип;
2) территориальный принцип;
3) линейный принцип;
4) функциональный принцип;
5) принцип двойного подчинения;
6) рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности;
7) ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы;
8) сочетание единоначалия и коллегиальности.