Резерв средств на непредвиденные работы и затраты

Глава 11. Подготовка эксплуатационных кадров

Глава 10. Содержание службы заказчика. Строительный контроль.

Порядок формирования стоимости по главам

Глава 6. Сводный сметный расчет стоимости строительства

Глава 5..Порядок составления объектного сметного расчета (объектной сметы)

Объектные сметные расчеты (сметы) составляются в текущем уровне цен на объекты в целом путем суммирования данных локальных сметных расчетов (смет), с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости «Строительные работы», «Монтажные работы», «Оборудование, мебель и инвентарь», «Прочие затраты».

В целях определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, дополнительно включаются средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:

- на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных зданий и сооружений и другие затраты, включаемые в сметную стоимость строительно-монтажных работ и предусматриваемые в составе главы «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства в текущем уровне цен;

- часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

При расчетах между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. В этом случае объемы фактически выполняемых работ фиксируются в обосновывающих расчеты документах, в том числе и тех работ, которые дополнительно могут возникать при изменении заказчиком в ходе строительства ранее принятых проектных решений. В договоре подряда должны предусматриваться порядок и сроки согласования дополнительной сметы в случае изменений, вносимых в техническую документацию после принятия ее в производство работ исполнителем.

Сводные сметные расчёты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей являются документами, определяющими сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства объектов, предусмотренных проектом. Утверждённый в установленном порядке сводный сметный расчёт стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства. Сводные сметные расчёты стоимости строительства составляются и утверждаются отдельно на производственное и непроизводственное строительство.

Сводный сметный расчет стоимости к проекту на строительство предприятия, здания, сооружения или его очереди составляется по форме, приведенной в МДС 81-35.2004 (Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации). В него включаются отдельными строками итоги по всем объектным сметным расчётам (сметам) без сумм на покрытие лимитированных затрат, а также сметным расчётам на отдельные виды затрат. Позиции сводного сметного расчёта стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений должны иметь ссылку на номер указанных сметных документов. Сметная стоимость каждого объекта, предусмотренного проектом, распределяется по графам, обозначающим сметную стоимость «строительных работ», «монтажных работ», «оборудования, мебели и инвентаря», «прочих затрат» и «общая сметная стоимость».

Сводный сметный расчёт на строительство составляется в текущем уровне цен.

В сводных сметных расчётах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства распределяются по следующим главам:

1. «Подготовка территории строительства».

2. «Основные объекты строительства».

3. «Объекты подсобного и обслуживающего назначения».

4. «Объекты энергетического хозяйства».

5. «Объекты транспортного хозяйства и связи».

6. «Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения».

7. «Благоустройство и озеленение территории».

8. «Временные здания и сооружения».

9. «Прочие работы и затраты».

10. «Содержание службы заказчика. Строительный контроль.

11. «Подготовка эксплуатационных кадров».

12. «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор».

Для отдельных отраслей народного хозяйства, промышленности и видов строительства на основании нормативных документов по проектированию, утверждаемых министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, наименование и номенклатура глав сводного сметного расчёта могут быть изменены.

Для объектов капитального ремонта жилых домов, объектов коммунального и социально-культурного назначения в составе сводного сметного расчёта средств рекомендуется распределять по следующим главам:

1. «Подготовка площадок (территории) капитального ремонта».

2. «Основные объекты».

3. «Объекты подсобного и обслуживающего назначения».

4. «Наружные сети и сооружения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и т. п.)».

5. «Благоустройство и озеленение территории».

6. «Временные здания и сооружения».

7. «Прочие работы и затраты».

8. «Технический надзор».

9. «Проектные и изыскательские работы, авторский надзор».

Сводный сметный расчёт составляется в целом на строительство независимо от числа генеральных подрядных строительно-монтажных организаций, участвующих в нём.

Сметная стоимость работ и затрат, производимых каждой генеральной подрядной организацией, оформляется в отдельную ведомость, составляемую применительно к форме сметного расчёта.

К сводному сметному расчёту, представляемому на утверждение в составе проекта, составляется пояснительная записка, в которой приводятся:

месторасположение строительства;

перечень каталогов сметных нормативов, принятых для составления смет на строительство;

наименование генеральной подрядной организации (если она известна);

нормы накладных расходов (для конкретной подрядной организации или по видам строительства);

норматив сметной прибыли;

особенности определения сметной стоимости оборудования и его монтажа для данной стройки;

особенности определения для данной стройки средств по гл. 8-12 сводного сметного расчёта;

расчёт распределения средств по направлениям капитальных вложений (для жилищного строительства);

другие сведения о порядке определения стоимости, характерные для данной стройки, а также ссылки на соответствующие решения правительственных и других органов государственной власти по вопросам, связанным с ценообразованием и льготами для конкретного строительства.

В сводном сметном расчёте стоимости строительства приводятся (в графах 4-8) следующие итоги: по каждой главе (при наличии в главе разделов – по каждому разделу), по сумме глав 1-7, 1-8, 1-9, 1-12, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты – «Всего по одному сметному расчёту».

В сводном сметном расчёте стоимости строительства приводятся итоговые данные по каждой главе, по сумме глав 1-5, 1-6 , 1-7, 1-9, а также после начисления суммы резерва средств на непредвиденные работы и затраты – «Всего по сводному сметному расчёту».

 

 

В главу 1 «Подготовка территории строительства» включаются средства на работы и затраты, связанные с отводом и освоением застраиваемой территории. К этим работам и затратам относятся:

- отвод земельного участка, выдача архитектурно-планировочного здания и выделение красных линий застройки;

- разбивка основных осей зданий и сооружений и закрепление их пунктами и знаками;

- освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т. п.;

- компенсация стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих государственным, общественным, кооперативным организациям и отдельным лицам (владельцам на правах частной собственности);

- осушение территории стройки, проведение на ней других мероприятий, связанных с прекращением или изменением условий водопользования, а также с защитой окружающей среды и ликвидацией неблагоприятных условий строительства;

- приведение земельных участков, предоставленных во временное пользование на период строительства, в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном, рыбном хозяйстве, или для других целей в соответствии с проектом восстановления (рекультивации) нарушенных земель;

- плата за землю при изъятии (выкупе) земельного участка для строительства, а также выплата земельного налога (аренды) в период строительства;

- затраты, связанные с оплатой работ (услуг), выполняемых коммунальными и эксплуатационными организациями, находящимися на полном хозяйственном расчёте (кроме находящихся на бюджетном финансировании), затраты по выдаче исходных данных на проектирование, технических условий и требований на присоединение проектируемых объектов к инженерным сетям и коммуникациям общего пользования, а также по проведению необходимых согласований проектных решений;

- возмещение убытков, причинённых пользователям земли изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель (стоимость подлежащих сносу или переносу зданий и сооружений; стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений, незавершённого производства – вспашка, внесение удобрений, посев и другие работы; затраты, необходимые для восстановления ухудшенного качества земель; убытки в виде упущенной выгоды, вызываемые прекращением получения ежегодного дохода пользователями земли с изымаемых земель в расчёте на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства);

- возмещение потерь сельскохозяйственного производства, вызванных изъятием или ограничением использования, ухудшением качества сельскохозяйственных угодий;

- другие затраты, связанные с освоением застраиваемой территории и возмещением компенсаций, полагающихся по действующему законодательству.

Стоимость работ, включаемая в главу 1, определяется на основе проектных объёмов и действующих расценок.

В размере средств рекомендуется учитывать стоимость работ, необходимых для размещения на подготавливаемой территории временных зданий и сооружений.

В главу 2 «Основные объекты строительства» включаются здания и сооружения, предназначенные для выполнения основных технологических функций предприятий. Состав и число производственных объектов, относимых к основным, зависит от характера и назначения проектируемого предприятия. Например, по жилищно-гражданскому строительству – жилые дома, детские учреждения, объекты здравоохранения, предприятия всех видов торговли и общественного питания, спортивные сооружения и др.

В главу 3 «Объекты подсобного и обслуживающего назначения» включается сметная стоимость объектов подсобного и обслуживающего назначения:

для промышленного строительства – здания ремонтно-технических мастерских, заводоуправление, эстакады, галереи, складские помещения и др.;

для жилищно-гражданского строительства – хозяйственные корпуса, проходные, теплицы в больничных и научных городках, мусоросборники и др., а также стоимость зданий и сооружений культурно-бытовой сферы, предназначенных для обслуживания работающих (отдельно стоящие поликлиники, столовые, магазины, объекты бытового обслуживания населения, другие объекты), и расположенных в пределах территории, отведенной для строительства предприятий.

В том случае, когда разрабатывается отдельный проект со сводным сметным расчётом стоимости строительства таких объектов, как котельная, линия электроснабжения, тепловые сети, благоустройство дороги и другие, которые обычно указываются в главах 3-7 сводного сметного расчёта к комплексному проекту, сметная стоимость этих объектов должна включаться в главу 2 в качестве основных объектов.

В главу 4 «Объекты энергетического хозяйства» включаются здания электростанций, трансформаторных подстанций на территории предприятия, линии электропередач высокого напряжения, осветительные сети.

Глава 5 «Объекты транспортного хозяйства и связи»содержит железнодорожные и подъездные пути к предприятиям; внутризаводские пути, переезды, подъездные автомобильные дороги, здания и сооружения по обслуживанию транспорта и т. д.; устройство всех видов внешней и внутренней связи (диспетчерская, абонентская и др.), здания для размещения устройств связи, радиофикации, часификации, телевидения.

В главу 6 «Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения»включается сметная стоимость плотин, водозаборных сооружений, насосных станций, напорных линий водоснабжения, зданий перекачки, разводящей сети с кранами, наружной сети канализации со смотровыми колодцами, очистных сооружений.

В главу 6 не включается затраты на устройство водопровода, канализации, тепло- и газопровода и других проводок внутри зданий. Точками раздела сетей на наружные и внутренние, как правило, являются:

- для выпусков канализации и вводов водопровода – лоток, вентиль или тройник, расположенные в ближайшем к зданию колодце, при этом сам колодец относится к внешним сетям. Если на вводе водопровода колодец не устраивается, то к внутренним относятся все сети, прокладываемые внутри здания после задвижки пред водомерным узлом; для сетей теплоснабжения и газификации – задвижка теплового пункта или задвижка, устанавливаемая на вводе сети газификации;

- для осветительных, телефонных и других слаботочных проводок – кабельные концевые муфты при кабельных вводах и проходные изоляторы при воздушных вводах. При этом муфты относятся к наружным сетям, проходные изоляторы – к внутренним.

Глава 7 «Благоустройство и озеленение территории». Вертикальная планировка, устройство дорожек площадок, посадка деревьев, кустарников, устройство клумб, спортивные сооружения, малые формы и пр.

Глава 8 Временные здания и сооружения». Включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений. Состав, размер средств и расчеты за временные здания и сооружения приведены в разделе 3.8.

Глава 9 «Прочие работы и затраты»

Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ (ремонтно-строительных) работ в зимнее время (графы 4, 5, 8)определяются от стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8 или от стоимости ремонтно-строительных работ по итогу глав 1-6 согласно Сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-08-02-2001) и Сборнику сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001).

Затраты на содержание действующих постоянных автомобильных дорог и восстановления их после окончания строительства (графы 4, 8) определяются локальным сметным расчетом на основе ПОС в соответствии с проектными объемами работ по расценкам Сборника №27 «Автомобильные дороги» . На итоговую стоимость начисляются накладные расходы и сметная прибыль.

Затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительных и монтажных организаций или компенсация расходов по организации специальных маршрутов городского транспортаопределяется на основе ПОС с учетом обосновывающих данных транспортных предприятий. Перевозка рабочих и служащих к месту работы и обратно допускается в случае, когда их место жительства (пункта сбора) находится на расстоянии более 3 км от места работы, а коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить перевозку, и не представляется возможным организовать в установленном порядке для работников строительно-монтажных организаций специальные маршруты городского пассажирского транспорта, что должно быть подтверждено органами местного самоуправления.

4. Затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом(за исключением вахтовой надбавки к тарифной ставке, учитываемой в локальных сметах), определяются расчетами на основе ПОС. Организация работ вахтовым методом на внебюджетных стройках допускается по согласованию заказчика и подрядчика, а на стройках федерального бюджета России и на стройках, финансируемых из регионального бюджета, – в порядке, установленном органами регионального управления. При этом организация работ на стройках вахтовым методом, как правило, осуществляется в случаях, когда на поездку от места нахождения организации до места работы и обратно работникам требуется ежедневно затрачивать более трех часов. Эти затраты определяются сметным расчетом для конкретной стройки и утверждаются в составе проектно-сметной документации. В состав затрат включается:

содержание вахтового поселка;

содержание гостиниц в аэропортах;

содержание диспетчерских служб по авиаперевозке;

аренда каналов связи;

компенсация в связи с работой сверхнормативной продолжительности.

К затратам, связанным с производством работ вахтовым методом, не относятся:

- стоимость комплектов сборно-разборных и контейнерных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений для вахтового поселка;

- стоимость сборки и разборки инвентарных зданий и сооружений, устройства оснований и фундаментов под них, вводов инженерных сетей, благоустройства, учитываемые в главе 8 сводного сметного расчета;

- затраты, связанные с применением вахтового метода при организации работ, т.к. средства на командирование работников для выполнения строительно-монтажных работ, включающие расходы по переезду к месту работы и обратно, учитываются в сводном сметном расчете отдельно;

- вахтовая надбавка к заработной плате.

Для определения дополнительных затрат, связанных с выполнением строительно-монтажных работ вахтовым методом, а также для технико-экономического обоснования использования данного метода при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов на территории РФ следует руководствоваться Методическими рекомендациями для определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом (приняты и введены в действие с 04.04.2007 г. письмом Росстроя от 04.04.2007 г. № СК-1320/02).

5. Затраты, связанные с использованием военно-строительных частей, студенческих отрядов и других контингентов (организованный набор рабочих),определяются расчетами на основе ПОС. К ним относятся:

затраты по содержанию военно-строительных частей, а также групп (отделов), создаваемых для улучшения руководства этими частями;

затраты на передислокацию (перебазирование) военно-строительных частей;

затраты на доплату за воинские звания и т.д.;

затраты, связанные с размещением личного состава студенческих строительных отрядов (при необходимости сюда входят затраты по созданию временных городков для проживания студенческих строительных отрядов и других временных зданий и сооружений и т.д.).

6. Затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ,определяются расчетами на основании ПОС. Порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, установлен статьей 168 Трудового кодекса РФ. Согласно указанной статьи, а также п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13. 10. 2008 № 749, размеры расходов определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

7. Затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую, определяются расчетами на основании ПОС. В случаях, когда это вызвано необходимостью, затраты на перебазирование определяются сметным расчетом, составленным подрядчиком и согласованным с заказчиком по внебюджетным стройкам.

8. Затраты, связанные с премированием за ввод в действие построенных объектов определяются расчетами по итогам граф 4 и 5 согласно Письму Минтруда СССР и Госстроя СССР от 10 октября 1991 г. №1336-ВК/1-Д (в % к сметной стоимости строительно-монтажных работ).

Размеры средств на премирование за ввод в действие в срок объектов определяются в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ.

9.Средства на покрытия затрат строительных организаций по платежам (страховым взносом) на добровольное страхование, в том числе строительных рисков.

Определяются расчетом, согласно статей 255, 263 Налогового кодекса РФ, но не более 3% от итогов глав 1-8 сводного сметного расчета, (графы 7 и 8). Оплата затрат строительных организаций по страховым взносам производится на основании договоров на добровольное страхование и фактическим расходам на эти цели.

10. Средства на организацию и проведение подрядных торгов (тендеров)(графы 7 и 8) определяются на основании расчетов по видам затрат в соответствии с МДС 81-11.2000 Методические рекомендации по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации (утв. Межведомственной комиссией по подрядным торгам при Госстрое России от 12.02.1999).

11. Затраты на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (борьба с радиоактивностью, малярией, энцефалитным клещом силикозом, гнусом и др.) (графы 7 и 8). Определяются расчетами на основании ПОС.

12.Затраты по содержанию горноспасательной службы.Принимаются на основе нормативов, утвержденных в установленном порядке (графы 7 и 8 ).

13. Затраты на проведение пусконаладочных работ (графы 7 и 8) .

Пусконаладочные работы — это комплекс мероприятий по вводу в эксплуатацию смонтированного на объектах строительства оборудования.

При строительстве новых, реконструкции и техническом перевооружении действующих объектов жилищно-гражданского, социального, а также специального назначения, не связанных с выпуском продукции (получением дохода от реализации), все затраты на проведение пусконаладочных работ, необходимые для доведения объекта до состояния, пригодного для его использования, выполняемые до ввода объекта в эксплуатацию и формирования первоначальной стоимости амортизируемого имущества (основных средств), включаются в главу 9 «Прочие работы и затраты» (графы 7 и 8) сводного сметного расчета стоимости строительства без разделения на работы, выполняемые «вхолостую» и «под нагрузкой» (письмо Минрегиона России от 13.04.2011 года № ВТ-386/ 08).

При этом состав и объем выполняемых пусконаладочных работ должны соответствовать требованиям проекта, СНиПов, технических регламентов, технической документации предприятий-изготовителей оборудования, другой нормативно-технической документации органов государственного контроля и надзора, правил технической эксплуатации и техники безопасности.

Для определения сметной стоимости пусконаладочных работ и других затрат, связанных с вводом предприятия, здания, сооружения в эксплуатацию, составляется следующая сметная документация:

- сводная смета на ввод в эксплуатацию предприятия, здания, сооружения;

- локальные сметные расчеты (локальные сметы) на виды пусконаладочных работ;

- сметные расчеты стоимости материальных ресурсов и сырья;

- сметные расчеты затрат на содержание эксплуатационного персонала;

- расчеты прочих затрат.

В сводной смете средства распределяются, как правило, по следующим главам:

1. Пусконаладочные работы, выполняемые подрядными организациями.

2. Сырье и материальные ресурсы.

3. Содержание эксплуатационного персонала.

4. Прочие работы и затраты.

Локальные сметные расчеты (локальные сметы) составляются на виды пусконаладочных работ в соответствии со специализацией подрядных пусконаладочных организаций: по электротехническим устройствам, автоматизированным системам управления, системам вентиляции, технологическому оборудованию и т.д.

 

В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ и Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468) установлен порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".

В главу 11 «Подготовка эксплуатационных кадров» включаются (в графы 7 и 8) средства на подготовку эксплутационных кадров для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, определяемые расчетами.

Глава 12. Проектно-изыскательские работы, авторский надзор

В главу 12 «проектные и изыскательские работы, авторский надзор» включаются (в графы 7 и 8) средства:

- на выполнение проектно-изыскательских работ (услуг) – раздельно на проектные и изыскательские;

- проведение авторского надзора проектных организаций за строительством;

- проведение экспертизы предпроектной и проектной документации;

- разработка тендерной документации;

- испытание свай, проводимое подрядной строительно-монтажной организацией, по техническому заданию заказчика строительства.

Стоимость проектных и изыскательских работ для строительства определяется на основе сборников и справочников базовых цен на проектные и изыскательские работы с использованием индексов изменения стоимости, устанавливаемых Минрегионразвития России.

Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством определяются определяются расчетом (графы 7 и 8) в пределах 0,2 % от итога по главам 1-9 сводного сметного расчета. Необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком.

Стоимость экспертизы предпроектной и проектной документации определяется в соответствии с «Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (постановление Правительства РФ от 5.03. 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»).

Средства, связанные с испытанием свай, проводимым подрядной строительно-монтажной организацией по техническому заданию заказчика строительства (приобретение свай, их транспортировка и погружение в основание, устройство приспособлений для нагрузки, испытание свай в грунте динамической и статической нагрузками, осуществление технического руководства и наблюдения в период испытаний, обработка данных испытаний и другие связанные с этим затраты в текущем уровне цен), определяются сметным расчетом на основании проектных данных и сборников на строительные конструкции и работы с начислением накладных расходов и сметной прибыли. Эти средства включаются в графы 4 и 8 сводного сметного расчета на строительство.

Средства, связанные с разработкой тендерной документации,определяются расчетами по согласованию с заказчиком.

В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется:

при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства - исходя из итоговой суммы расчетов, предусмотренных главами 1 - 12 сводного сметного расчета стоимости строительства;

при капитальном ремонте объектов капитального строительства - исходя из итоговой суммы расчетов, предусмотренных главами 1 - 9 указанного сводного расчета.

В отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда государственным заказчиком является главный распорядитель средств) в размерах, не превышающих:

2 % - для объектов капитального строительства непроизводственного назначения;

3 % - для объектов капитального строительства производственного назначения;

10 % - для уникальных объектов капитального строительства, а также объектов атомной энергетики, гидротехнических сооружений первого класса, объектов космической инфраструктуры, метрополитенов».

Указанные средства показываются отдельной строкой с распределением по графам 4-8 сводного сметного расчета.

Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика.