Общая оценка объема производства.
Задачи анализа и источники информации для анализа.
Анализ выпуска продукции по ассортименту и структуре
Методика традиционного анализа.
Метод цепных подстановок основывается на последовательной замене базовых показателей на фактические, а затем на сравнении полученных промежуточных результатов. На первом этапе составляется факторная модель. Этот способ универсальный, он пригоден для всех типов факторных систем. На втором этапе производится заметы и расчет влияния факторов.
Ип = ап х bп
Иу1 = аф х bп
Иф = аф х bф
DИа = Иу1 - Ип
DИb = Иф – Иу1
DИ = Иф – Ип = DИа - DИb
Таблица 2 – Данные для анализа стоимости продукции
Показатели | План | Факт | Отклонения |
А | |||
Количество, шт. | -2 | ||
Цена, руб. | +5 | ||
Стоимость, руб. | -10 |
Су1=18 х 50 = 900
D Ск= 900 – 1000 = -100 D Сц= 990 – 900 = +90
Метод абсолютных разниц – его суть состоит в последовательной замене факторов сначала на их отклонение, а затем их фактическую величину. Предварительных условных расчетов нет, а сразу определяется количественное отклонение.
Ип = ап х bп х cп х dп
Dа = аф - ап Db = bп - bп Dc = cп - cп Dd = dп - dп
D Иа = Dа х bп х cп х dп
D Иb = аф х Db х cп х dп
D Ис = аф х bф х Dc х dп
D Иd = аф х bф х cф х Dd
D И = D Иа - D Иb - D Ис - D Иd
D Ск= (-2) х 50 = -100 D Сц= 18 х 5 = +90
Тема 2. «Анализ производства и реализации продукции»
Основными источниками показателей деятельности организации являются объем производства продукции (работ, услуг). От величины этого показателя зависят конечные результаты финансового состояния организации.
При анализе используются следующие показатели:
- валовая продукция – стоимость всей произведенной продукции, включая НЗП. Выражается в учетных ценах;
- товарная продукция – в отличие от валовой не включается НЗП;
- объем реализованной продукции – выражается в действительных ценах, это стоимость реализованной продукции уже отгруженной и оплаченной продукции.
Задачи анализа выпуска продукции.
- анализ достижения запланированного уровня производства;
- оценка влияния разнообразных факторов на изменение показателей производства продукции;
- анализ состава, структуры и ассортимента продукции;
- оценка комплектности производства;
- оценка ритмичности производства;
- выявление резервов производства и реализации продукции.
Источниками анализа являются:
Форма 1-П – отчет организации по продукции;
Форма № 1 – баланс организации;
Форма № 2 – отчет о прибылях и убытках;
Ведомость № 16 – движение готовых изделий, их отгрузки и реализация;
Журнал – ордер № 11 – счет 20, 43.
Общая оценка дается объему выпуска продукции и рассчитываются следующие показатели:
а) при сопоставлении отчетных показателей с плановыми рассчитываются процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, относительное отклонение (% вып.плана – 100%). Сравнение происходит в пределах одного и того же периода;
Таблица 1 – Анализ выполнения плана производства, млн.руб.
Показатели | План | Факт | % выполнения плана | Отклонение | Относительное отклонение |
А | |||||
Объем валовой продукции | 105,4 | 105,4 | +5,4 | +5,4 |
б) прослеживается изменение за один или несколько предыдущих периодов (показатели отчетного периода сравниваются с показателями прошлого периода и рассчитываются темп роста), абсолютное отклонение, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста (D / прирост).
Таблица 2 – Динамика объема выпущенной продукции, млн.руб.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год | Отклонение | Темп роста, % | Темп прироста, % |
А | |||||
Объем валовой продукции | +6614 | 108,4 | +8,4 |
Абсолютное значение 1% прироста = = = 787,4 млн.руб.
Вывод: Данные таблицы показывают, что в отчетном году по сравнению с предыдущим годом произошел рост объема валовой продукции на 6614 млн.руб., темп роста составил 108,4%, прироста – 8,4%, а одному проценту прироста соответствует 787,4 млн.руб.