ИСПОЛНЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК
ГЛАВА 6
Контрольные вопросы
Выводы
1. При заключении внешнеторговых сделок стороны подписывают контракт, являющийся основным коммерческим документом. Составление и подписание контракта— весьма ответственный этап внешнеторговой операции.
2. Целесообразно следовать разработанным общим рекомендациям по содержанию и форме внешнеторговых контрактов. Следует руководствоваться как российскими нормативными требованиями, так и положениями двусторонних и многосторонних ОУП, а также рекомендациями МТП и других международных организаций.
3. Вместе с тем каждый контракт достаточно индивидуален, что определяется спецификой товара и особенностями его поставки.
4. Контрактные условия обычно являются результатом компромисса, достигнутого сторонами сделки исходя из соблюдения принципа взаимовыгодности. Но при этом необходимо в максимальной степени учитывать и защищать интересы российской стороны в зависимости от того, выступает она в качестве продавца либо покупателя.
5. Среди условий внешнеторгового контракта нередко выделяют наиболее существенные и остальные. Однако следует иметь в виду, что любое условие контракта может приобрести существенное значение в процессе исполнения сделки.
6. Необходимо тщательно прорабатывать все условия внешнеторгового контракта, начиная с исходных реквизитов и вплоть до юридических адресов сторон и их расчетно-банковских реквизитов. Наибольшее внимание следует уделять четкому формулированию предмета контракта, условий количества и качества товара, цены и платежа.
1. Охарактеризуйте значение контракта как основного коммерческого документа, применяемого во внешнеторговых операциях. Почему важна тщательная проработка всех условий контракта?
2. В чем заключаются общие рекомендации по содержанию и форме внешнеторгового контракта? Охарактеризуйте унифицированные формы внешнеторговых контрактов.
3. Каковы начальные реквизиты и содержание преамбулы контракта, как обозначаются стороны внешнеторговых контрактов?
4. Что целесообразно включать в статью «Предмет контракта», как определяется количество товара в экспортных и импортных контрактах?
5. Каково значение базисных условий поставки, какие факторы влияют на выбор базиса поставки, как сформулированы обязанности продавца и покупателя в Инкотермс-2000 (по отдельным базисным условиям)?
6. Какие вопросы освещаются в условии «качество товара» исходя из интересов продавца экспортного товара или покупателя импортного товара?
7. Как осуществляется контроль за качеством импортных и экспортных товаров, какой порядок проверки качества товара оптимален для продавца и какой более выгоден покупателю, какие гарантии по качеству предоставляет продавец?
8. Какие требования к упаковке и маркировке товаров указываются во внешнеторговых контрактах?
9. Каково содержание условия цены и суммы контракта, что входит в структуру контрактной цены, какие способы установления цены используются во внешнеторговых контрактах?
10.Как определяются в контрактах сроки поставки и дата поставки?
11.Какое значение придаётся условиям сдачи-приемки товара по количеству и качеству? Сформулируйте несколько вариантов условий сдачи-приемки товара по количеству и качеству, наиболее выгодных для российских продавца и покупателя.
12.Изложите круг вопросов, входящих в условия платежа. В каких случаях практикуется использование банковских гарантий, каково содержание этих документов (с учетом рекомендаций МТП)?
13.Какие способы платежа и формы расчетов наиболее выгодны российским продавцу и покупателю?
14.Дайте общую характеристику условий о претензиях и санкциях во внешнеторговых контрактах. Какие существуют формы Материальной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств сторонами контракта?
15.Почему целесообразно включать во внешнеторговые контракты форс-мажорную оговорку, каково ее содержание (с учетом рекомендаций МТП)? Какие отличия в формулировках этого условия рекомендуются при заключении экспортных и импортных контрактов?
16.Каков обычный порядок разрешения споров по внешнеторговым контрактам? Охарактеризуйте содержание арбитражной оговорки, ее виды и практику применения, отражающую интересы продавца или покупателя.
Сразу после заключения внешнеторгового контракта, а в определенных случаях еще накануне его заключения начинается завершающая стадия внешнеторговой операции — исполнение сделки. Это — весьма ответственная часть всей внешнеторговой операции. Ведь хорошо подготовить сделку и заключить на выгодных условиях контракт — это предпосылка, залог успешного проведения внешнеторговой операции. Но конечный результат операции зависит от четкого исполнения заключенной сделки. И не следует полагаться на то, что внешнеторговый контракт будет выполнен автоматически. Каждая из сторон контракта должна проделать большой объем работы по исполнению сделки.
Российским участникам ВТД — продавцам экспортных товаров и покупателям импортных товаров — необходимо установить четкий контроль за ходом исполнения каждой сделки, иметь постоянную информацию о том, что происходит с товаром на всех этапах исполнения сделки, начиная с процесса его изготовления и подготовки к отгрузке и вплоть до принятия покупателем.
Во внешнеэкономических организациях были заведены специальные информационные банки (картотеки) учета выполнения контрактов. По каждому экспортному и импортному контракту фиксировался ход его выполнения, а именно: отмечались даты заключения контракта, проведения испытаний или предварительного осмотра товара до его отгрузки (если предусмотрено контрактом), готовности товара к отгрузке, отгрузки товара с предприятия-изготовителя, завоза в порт отправления, отгрузки из порта (или перехода государственной границы нашей страны при перевозках наземными видами транспорта), прибытия товара покупателю (или сдачи-приемки товара), выписки счета продавцом и оплаты его покупателем, а также сведения о рекламациях, существенных нарушениях контрактных условий и др.
Такой первичный учет, как и всю работу по исполнению сделок, обеспечивают специализированные (оперативные) фирмы, входящие в состав внешнеэкономического объединения (ВО). Учет выполнения контрактов входит в круг обязанностей конкретных работников фирмы — обычно экспертов, экономистов в объединениях сырьевого профиля или инокорреспондентов в машинно-технических объединениях. Общее руководство этой работой осуществляет директор фирмы (у него имеется заместитель, если штатная численность фирмы превышает 10 чел.).
Сводные данные по внешнеторговому объединению в целом концентрируются в планово-экономическом отделе (в некоторых ВО этот отдел теперь называется планово-аналитический или планово-статистический) и включаются в общие отчеты о хозяйственно-финансовой деятельности этой организации (ежемесячные, квартальные, годовые или разовые отчеты для организации-учредителя и соответствующих государственных органов). В необходимых случаях этот отдел контролирует соответствие наименования товара, его количества и страны контрагента в заключаемых сделках директивным или индикативным плановым показателям.
Другие функциональные отделы ВО контролируют и консультируют оперативные фирмы в процессе исполнения сделок (как и при их подготовке) по разным направлениям, в частности:
отдел качества и стандартов курирует фирмы по вопросам качества, технических условий, стандартизации и сертификации экспортных и импортных товаров;
конъюнктурный отдел (отдел маркетинга) отвечает за всю ценовую работу, включая расчет и обоснование цен внешнеторговых сделок, и координирует информационную работу по фирмам;
бухгалтерия, а также отдел коммерческих расчетов (ОКР) обеспечивает расчеты с иностранными контрагентами, российскими организациями, проведение всех платежных, кредитных и иных финансовых операций, проверяет расчетно-платежные реквизиты отечественных и иностранных заказчиков и поставщиков, контролирует соотношение внутренних и внешнеторговых цен, эффективность внешнеторговых операций, ведет учет дебиторской и кредиторской задолженности;
валютно-финансовый отдел отрабатывает валютно-финансовые условия сделок, включая установление валюты, способа платежа и других условий платежа;
транспортный отдел отрабатывает наиболее выгодные базисные условия поставки и другие транспортные условия сделок, включая обеспечение грузов транспортными средствами, проверяет реальность контрактных сроков поставки, занимается общими вопросами транспортировки внешнеторговых грузов и работой с транспортно-экспедиторскими организациями, а в ряде случаев еще страховыми и таможенными операциями (в некоторых ВО имеется самостоятельный отдел таможенных операций);
отдел информационного обслуживания (информационно-технического обслуживания или информационно-вычислительный центр) ведает компьютерным обеспечением и использованием информационно-коммуникационных технологий;
отдел выставок и рекламы (в некоторых организациях функции этого отдела переданы отделу маркетинга) обеспечивает проведение выставок и рекламных мероприятий для расширения экспорта;
протокольный отдел (группа) занимается организацией встреч, деловых бесед и переговоров с иностранными фирмами;
юридический отдел занимается всеми правовыми вопросами, организацией претензионной и арбитражной работы.
В ряде ВО имеются и другие функциональные подразделения, наделенные определенными функциями в соответствии с характером деятельности соответствующих организаций, например группа экспертов при руководстве ВО, отделы по кооперации, по работе с посредниками (агентами), биржевых операций, организации техобслуживания, координации закупок и продаж, АСУ, канцелярия, инобюро, хозяйственный отдел, камера образцов и т.д. Кроме того, практически во всех ВО существует секретариат, отдел кадров, экспедиция, архив (последние могут входить в состав канцелярии) и некоторые другие подразделения.
Функции каждого отдела отражены в Положении об этом отделе, утвержденном руководством ВО, а должностные права и обязанности отдельных категорий работников подразделений — в их должностных инструкциях.
Каждая из сторон внешнеторговой сделки заинтересована в первую очередь в том, чтобы другая сторона совершила вполне определенные действия, предусмотренные контрактом, а именно: осуществила бы поставку товара, уплату цены (суммы контракта), принятие поставки, т.е. такие действия, которые обеспечивают приобретение определенного товара в установленный срок или его сбыт в обмен на получение валютной выручки и в конечном итоге — намеченной прибыли.
Но для этого необходимо четко ориентироваться в полном объеме прав и обязанностей каждой стороны контракта и предвидеть возможности использования той и другой стороной определенных средств правовой защиты.
Как считают опытные коммерсанты и правоведы, каждая сторона сделки должна уметь исчерпывающим образом оценивать правовые последствия возможного неисполнения контрагентом своих обязательств.
Для потерпевшей стороны контракта (пострадавшего кредитора) важно использовать все способы правовой защиты, включая применение штрафных санкций, возмещение убытков, исполнение обязательств натурой и др. А нарушителю контракта (неисправному должнику) следует не допускать, чтобы потерпевший субъективно оценивал размер понесенного им ущерба и предъявлял завышенные требования к нарушителю.
После заключения сделки российской стороне важно стремиться продолжать поддерживать тесный контакт с иностранным контрагентом и активно взаимодействовать с соответствующими контролирующими, таможенными, транспортно-экспедиторскими, страховыми, банковскими организациями в нашей стране, а при необходимости и с зарубежными. Следует своевременно направлять иностранному контрагенту и другим соответствующим организациям необходимые извещения, запросы, поручения, инструкции и оперативно реагировать на все непредвиденные обстоятельства, возникающие в процессе исполнения сделки.
Учитывая существующую специфику в характере работы по исполнению экспортных и импортных сделок, охарактеризуем особенности этой работы по каждому из указанных видов сделок в отдельности.