Претензии. Санкции
ЛЕКЦИЯ 12
Включение в контракт специальной статьи о претензиях чаще обусловлено интересами покупателя в связи с возможной поставкой продавцом некачественного товара, недостачей по количеству, просрочкой поставки и иными нарушениями обязательств со стороны продавца. Но и у продавца могут возникать претензии к покупателю, например, в случае опоздания открытия аккредитива или оплаты товара в иной форме, задержки с подачей транспортного средства под погрузку товара (если это входит в обязанности покупателя) или извещения продавца о закреплении такого транспортного средства, несвоевременного представления отгрузочных инструкций и т.д.
В контракте целесообразно предусмотреть, по каким основаниям могут заявляться претензии, что следует указывать в содержании претензий, какими документами они подтверждаются, сроки предъявления и рассмотрения претензий, способ их удовлетворения (допоставка товара при недостаче по количеству, возврат переплаченной суммы, замена дефектных частей, устранение дефектов силами продавца или покупателем на месте за счет продавца, предоставление уценки и др.).
Весьма детальная регламентация положений о претензиях освобождает партнеров соответствующих стран от необходимости повторять эти положения в контрактах.
Продавец заинтересован по претензиям, предъявляемым покупателем, сократить сроки их предъявления и удлинить сроки рассмотрения. Покупатель, напротив, в аналогичной ситуации заинтересован в удлинении сроков заявления претензий по количеству и качеству и сокращении сроков их рассмотрения продавцом.
Приведём пример из импортного контракта: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом своих обязательств по контракту покупатель имеет право предъявить продавцу претензии, которые будут рассмотрены продавцом по существу (т.е. удовлетворены либо отказаны) в срок, не превышающий 15 дней с даты получения продавцом соответствующей претензии. За каждый день просрочки с ответом на претензию или задержки в переводе признанной суммы по претензии продавец обязан уплатить штраф в размере (указывается процент) от суммы платежей.»
Во многих контрактах выделяется как самостоятельная статья «Санкции». В этой статье определяются формы материальной ответственности продавца или покупателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту. К формам материальной ответственности относятся уплата фиксированного штрафа (пени, неустойки) и возмещение фактических убытков, в которые входят расходы, понесенные одной стороной, утрата или повреждение ее имущества, а также упущенная выгода в связи с нарушением другой стороной контрактных обязательств.
Штрафы могут взыскиваться за просрочку поставки товара, просрочку представления технической документации, несвоевременное представление необходимых документов о качестве и сертификации товара, несвоевременное устранение дефектов или замену дефектного товара, несвоевременное извещение о произведенной отгрузке товара, опоздание с подачей транспортных средств или их простой (судов, железнодорожных вагонов, автотранспортных средств), задержку оплаты товара и по другим основаниям. Штрафы за просрочку поставки (иногда их называют конвенциональным штрафом) и иные нарушения начисляются за определенный период времени (день, неделя). Они могут прогрессивно возрастать в зависимости от продолжительности нарушения, но быть ограничены предельным размером.
Например, в торговле со странами, входившими в СЭВ, был установлен штраф за просрочку поставки в течение первых 30 дней в размере 0,05% за каждый день, в течение следующих 30 дней — 0,08% за каждый день и в дальнейшем — 0,12% за каждый день, однако общая сумма штрафа за просрочку не могла превышать 8% стоимости товара, в отношении которого имела место просрочка.
Уплата штрафа за просрочку поставки не освобождает продавца от обязанности произвести поставку товара. Вместе с тем в случае просрочки поставки сверх установленного в контракте срока (например, 6 месяцев) возможно предусмотреть право покупателя аннулировать контракт полностью или частично.
В качестве примера приведем содержание статьи «Санкции» из контракта на импорт комплектного оборудования:
«1. В случае если будет иметь место опоздание в передаче технической документации и (или) в поставке оборудования против сроков, указанных в настоящем контракте, продавец должен уплатить покупателю конвенциональный штраф в размере 0,5% от стоимости некомплектно поставленного или непоставленного оборудования за каждую неделю в течение первых 4-х недель и 1 % за каждую последующую неделю, но не более 10% от стоимости непоставленной документации или оборудования.
2. Если по вине продавца будет иметь место задержка в пуске оборудования в эксплуатацию, покупатель будет иметь право на получение от продавца штрафа в размере до 10% от стоимости оборудования, рассчитанного как указано выше, включая штраф за просрочку поставки, если таковой уже был начислен.
3. Размер штрафа не может быть изменен в арбитражном порядке.
4. Штраф будет удерживаться со счетов продавца при оплате их покупателем. В случае если покупатель по какой-либо причине не удержит штраф при оплате счета продавца, последний обязан оплатить сумму штрафа по первому требованию покупателя.
5. В случае если опоздание превысит четыре месяца, покупатель имеет право отказаться от оборудования.
6. За не извещение или несвоевременное извещение о произведенной отгрузке оборудования продавец уплачивает покупателю штраф в размере 0,1% от стоимости отгруженного оборудования»