Спонсорские программы и другие направления использования методов вирусного маркетинга

Методы вирусного маркетинга используются также в рекламных компаниях основанных на оплате пользователям Интернета за просмотр рекламы – спонсорских программах.

Спонсор – 1) распространённое в Интернете название рекламодателя, в отличие от традиционного рекламодателя, спонсор может оплачивать рекламу услугами или передачей товарно-материальных ценностей (например, предоставляя доступ в Интернет, сервер, помещение и т.п.); 2) рекламное агентство, которое реализует спонсорские программы, собирая рекламные предложения от рекламодателей и демонстрируя их участникам спонсорской программы.

Спонсорская программа – форма сотрудничества, основанная на оплате организатором спонсорской программы её участникам за просмотр рекламы (сектор В2С). Участники спонсорской программы на регулярной основе смотрят рекламу спонсоров и получают за это деньги или пользуются бесплатными услугами (например, бесплатным доступом в Интернет). Спонсорские программы часто основаны на создании виртуального сообщества пользователей-участников и строятся по принципу финансовой пирамиды, используя несколько уровней реферралов.

Рассмотрим наиболее популярный среди пользователей способ заработка денег в Сети – так называемую оплату за просмотр рекламы через ViewBar. Технология спонсорских программ данного вида заключается в том, что пользователь соглашается за определённую плату (например, около 0,5 долл. в час) просматривать рекламу. Для этого пользователь Интернета скачивает небольшую программу и устанавливает её на компьютере. Программа размещает на экране небольшое окошко («вьюбар»), в котором во время работы в Интернете демонстрируются баннеры рекламодателей. Как правило, оплата осуществляется за час просмотра, за клики по этим баннерам и за привлечение новых участников (реферралов) в программу.

Реферрал – покупатель или новый участник спонсорской или партнёрской программы, указавший идентификатор привлёкшего его участника программы во время покупки, регистрации или совершения других, оговорённых в данной программе действий. Источнику информации – издателю, выплачивают заранее оговорённые деньги за каждого реферрала. Чаще всего, за привлечение реферрала спонсорские программы начисляют деньги в твёрдых ставках или в процентном соотношении (процент от дохода каждого реферрала), но могут использовать условные единицы, например, поинты учитываемые на аккаунте. Реферралов подразделяют на прямых и косвенных. Прямым реферралом для издателя является тот, кто зарегистрирован непосредственно по ссылке издателя. Косвенный реферрал – тот, кто зарегистрировался по ссылке прямых или косвенных реферралов.

За каждую тысячу рекламных показов компания-спонсор (посредник между рекламодателем и участником программы) получает от рекламодателя 12-15 долл. В рекламном окне «вьюбара» баннеры обновляются каждые 20 секунд, так что пользователь просматривает в час 180 баннеров. Следовательно, он приносит компании-спонсору доход, равный 1,6-2,2 долл. в час ((180/1000) * 12 долл. - 0,5 долл.).

Реклама в рекламном окне появляется в соответствии с интересами конкретного потребителя, которые известны из данных регистрационного анкетирования, то есть реклама идёт на целевую аудиторию (однако, данные анкетирования могут быть преднамеренно искажены при накрутке), что эффективней, чем просто реклама на сайтах.

Пример:В России особую популярность получила появившаяся в 1997 г. отечественная спонсорская программа – центр сетевой рекламы «Гвозди», 17 марта 2000 г. начала работать ещё одна отечественная спонсорская программа сёрфинг-компания – «Russian Surf».

Следующий способ организации спонсорской программы – оплата за получение писем рекламного характера. Суть заключается в том, что в почтовый ящик участника программы присылают рекламные письма и платят за их просмотр оговоренное количество центов, а к письмам, которые отсылает пользователь, прикрепляют рекламу спонсора.

Пользователь получает около 5 центов за каждое прочтённое письмо. Заработок, основанный на получении рекламных писем, требует от пользователей меньших усилий – уделять минуту времени для того, чтобы прочесть пришедшее письмо и кликнуть по ссылке в нём (используется для проверки факта прочтения письма). Здесь также оплачивается труд по привлечению подписчиков – реферралов. Разновидностью этого метода можно считать оплату за получение рекламных сообщений по ICQ.

Третий способ, кроме хорошо известной пользователям Интернет регистрации, включает различные исследования, онлайновые конференции, фокус-группы. Инициаторы этих исследований заинтересованы в получении полезной информации о рынке для продвижения их товаров. Эта работа оплачивается в пределах от 5 долл. (маленькая анкета на 10 минут) до 60 долл. (участие в онлайновой фокус-группе – около 1-2 ч.).

Регистрация имеет ту же форму, что и в предыдущих случаях. После регистрации к пользователю примерно раз в месяц будут приходить извещения о доступности на сайте какого-либо нового исследования. При желании он может посетить сайт компании и пройти процедуру анкетирования или принять участие в интерактивном обсуждении, после чего его счёт будет пополнен заработанной суммой.

Среди других способов, к которым обращаются специалисты по вирусному маркетингу можно упомянуть оплату:

- за сёрфинг по определённым сайтам (где демонстрируется реклама);

- за использование определённой поисковой системы. Пока пользователь использует поисковую систему, ему активно демонстрируют рекламу. Кроме того, первыми в результатах запроса выдаются ссылки на страницы рекламодателей (с соблюдением тематики запроса) и используется поисковая реклама;

- за установку скринсейвера рекламодателя – во время работы скринсейвера пользователю показывают рекламу;

- за общение в чате, такая программа может преследовать две цели: 1) демонстрация рекламных баннеров; 2) поддержка «жизнеспособности» чата (поскольку чат без посетителей теряет смысл и потенциальные клиенты в нём не задерживаются);

- за факт подключения к Интернету через определённого провайдера – собирается информация о сёрфинге пользователя;

- за прописку адреса рекламируемого ресурса в качестве стартовой страницы браузера;

- за использование определённого почтового сервера;

- за использование определённой онлайновой радиостанции (где часто передаётся реклама) и т.п.

Часто одни и те же компании предлагают оплату за сёрфинг, чтение электронных писем, участие в специальных голосованиях, заполнении анкет и т.д.

Один из недавно появившихся способов – участие в популяризации различных проектов. Пользователям Интернета предлагается привлекать к какому-либо проекту новых людей и получать за это долю от прибыли этого предприятия.

В 1999 г. появились особые системы распространения рекламы, связанные с открытием в Сети большого числа интернет-магазинов, которые перед своим открытием занимаются созданием сети пользователей. Этим пользователям (зарегистрировавшимся в магазине за плату) после открытия интернет-магазина поступают рекламные рассылки, а также суммы за привлечение других пользователей. Такие методы называются – (referral-programm). Компания платит подписчику сумму его дохода (как участнику программы), а человеку, который привлёк этого подписчика, – дополнительную сумму из средств компании.

Этасистема оплаты напоминает финансовую пирамиду или системы класса МЛМ. Участник зарабатывает не только из расчёта выполненных им оплачиваемых действий, но и получает проценты от заработка привлечённых им членов программы. Аналогичный принцип используется в системах сёрфинга, распространения рекламных писем и др., что позволяет им «взрывообразно» распространяться в соответствующих группах пользователей.

Недостаток данного вида рекламы – невысокий уровень дохода целевой аудитории. Пользователи, совершающие дорогие покупки (автомобили, недвижимость, ювелирные украшения и т.п.) не станут занимать время ежедневным чтением 5-ти центовых рекламных сообщений.

Возникшие в странах с развитой экономикой, эти методы вирусного маркетинга следует с осторожностью применять в России. Уровень платёжеспособного спроса российских пользователей Сети значимо ниже, чем, например, у американских. Программы, связанные с оплатой пользователю за ознакомление с рекламой, в России вызывают большой интерес у мошенников.