Требования служебной этики

ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Л е к ц и я 5

Основные принципы этикета государственного служащего

Принцип гуманизма Культура взаимоотношений и включающих вежливость во всём многообразии её оттенков: корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность.
Принцип целесообразности действий Определяет поведение государственного служащего во взаимоотношениях с окружающими в служебной ситуации.
Принцип эстетической привлекательности поведения Определяет внешний облик служащего, манеру поведения, форму общения с окружающими.
Уважение традиций Знание и уважение традиций, обычаев разных народов; следование им.
Принцип субординации Диктует внешний рисунок поведения служащих во многих ситуациях делового общения

П.А. Вяземский: «Искусство нравиться есть великая тайна, которая, даруемая ли природой или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна уважения и зависти…».

 

Одежда несет партнерам по общению информацию о человеке, его вкусах, принадлежности к тому или иному социальному или профессиональному слою.

Под имиджем (англ. image – образ, ореол) обычно понимают сформировавшийся образ (делового) человека либо организации, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Часть культуры делового общения составляет создание привлекательного имиджа. Обретение профессионального имиджа не самоцель, однако, обладание им составляет весьма существенную личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

Э. Гофман: «Имидж – это искусство управлять впечатлением».


Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль». Такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям.

Этика государственной службы имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим обязанностям государственных служащих, уровням управления или формам организации труда.

® ПРОБЛЕМА: формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда

Служебная этика - совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности.

1. Дисциплинированность

2. Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности

3. Корректность межличностных отношений

В последнее время осознана первостепенная роль в управлении, в том числе и государственном, культурных факторов, формирования новой культуры государственной службы. Магистральным направлением здесь стала «этизация» государственной службы, т.е. усиление внимания к морально–этическим аспектам поведения государственных служащих. Считается, что без этического компонента любые административные реформы имеют мало шансов на успех.