Тема 3 СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
Лекция
- Понятия «социальная общность» и «социальная группа».
- Сущность социальной стратификации.
- Исторические типы социальной стратификации.
4 Мобильность, виды мобильности.
1. Понятие «социальная общность» является ключевым в социологии, так как именно социальные общности, с одной стороны, выступают основными субъектами социального действия, а с другой стороны, опосредуют взаимодействие человека и общества.
В социологии разграничивают понятия «социальная группа» и «социальная общность». Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
В этом определении следует подчеркнуть ряд моментов:
1. Социальные общности не являются умозрительными абстракциями, а существуют реально.
2. Социальные общности – не сумма индивидов, а целостность.
3. Социальные общности сами являются источником своего развития, самодвижения.
Выделяют основные виды социальной общности:
1. Агрегация – множество индивидов, находящихся в одном и том же месте в одно и то же время (очередь, пассажиры в транспорте).
2. Социальная категория – совокупность людей, выделяемая исследователем на основе одной или нескольких сходных характеристик. При этом данные характеристики не являются социально значимыми, т.е. не влияют на образ жизни и поведение человека (например, блондины, брюнеты, пользователи тостеров и т.д.)
3. Квазигруппа: а) толпа – внутренне неорганизованное множество индивидов, обладающих пространственной близостью, общими внешними стимулами и эмоциональной общностью;
б) аудитория – множество индивидов, связанных с коммуникатором с целью получения информации или эмоций (зрители в кинотеатре, лектории, консерватории).
в) социальные круги – совокупность людей, существующая для обмена информацией, причем это обмен может осуществляться спонтанно, несистематически. Разновидностью социальных кругов являются дружеские круги (приятели), профессиональные круги, контактные круги (случайные знакомства в транспорте), стаусные круги (элитные клубы).
3 Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами данной группы с точки зрения других.
Социальная группа | Агрегация, квазигруппа |
1. Характеризуется устойчивым взаимодействием, стабильностью существования в пространстве и времени. | 1. Носит ситуативный характер. |
2. Обладает определенной степенью сплоченности. | 2. Представляет собой бесструктурное образование. |
3. Характеризуется однородностью состава. | 3. Присуща разнородность состава, межгрупповой характер. |
4. Входит в более широкие общности в качестве структурных элементов. | 4. Не способны выступать в составе более широких общностей в качестве их структурных единиц. |
5. Обладает высоким уровнем социального контроля. | 5. Обладает низким уровнем социального контроля. |
Социальные группы классифицируют по различным основаниям:
1. По характеру взаимодействия индивидов в группе выделяют:
1) малые группы- все члены группы контактируют друг с другом лично;
2)большие группы - не все члены группы могут общаться лично, контакты внутри таких групп опосредованы.
Малые группы, в свою очередь, бывают первичные и вторичные. Первичные группы характеризуются интимностью общения, цель их создания – общение как таковое (семья, друзья). Вторичные группы создаются для достижения инструментальных целей, характеризуются формальностью общения (учебная группа, команда, трудовой коллектив).
2. По характеру связей индивида с группой выделяются:
1) Группа членства– любая группа, членом которой является индивид;
2) Референтная группа - это та группа, ценности которой являются значимыми для индивида.
3. По степени реальности существования выделяют
1) номинальные группы– мы можем наблюдать только представителей этих групп, но сами группы целиком ненаблюдаемые