Аудит стратегии функционирования фирмы во внешней среде.
Тема. Аудит маркетинговой деятельности
Лекция №12
Оценка стратегических направлений, связанных с функционированием предприятия во внешней среде, предусматривает изучение аудитором следующих основных объектов:
· Уставная деятельность
Аудиторскую оценку осуществляют по двум направлениям:
1. Оценивается сам устав с точки зрения полноты заложенных в нем возможностей развития предприятия в рыночных условиях (степень диверсификации деятельности, ориентация на вложение средств в рентабельные сферы деятельности, возможности привлечения инвесторов, границы экономической самостоятельности – все это определяет эффективность функционирования предприятия и составляет наряду с другими вопросами стратегию развития предприятия);
2. Устанавливается соответствие фактических видов деятельности тем, сто отражены в уставе предприятия (так как неуставная деятельность является незаконной и может нанести предприятию большой вред в плоть до ликвидации).
· Конкурентоспособность продукции (услуг)
Данный объект оценивают на основе информации об объемах производства и реализации продукции (услуг), остатках на складах, ценах по которым она продается, стабильность покупателей (заказчиков). Стабильность этого показателя определяет возможность продолжения предприятием своей деятельности в будущем.
· Организация маркетинга
Ознакомление аудитора с состоянием организации маркетинга является продолжением изучения вопроса о конкурентоспособности продукции, сравнения качественных и ценовых характеристик собственной продукции с характеристиками продукции других предприятий.
· Обновление продукции (услуг)
Выживание предприятия на рынке полностью зависит от того, как своевременно и эффективно обновляется продукция.
Объектами аудиторской оценки являются:
Þ Характеристики продукции, определяющие ее потребительскую стоимость, а значит и цену;
Þ Характеристики продукции, определяющие ее ресурсоемкость и себестоимость;
Þ Своевременность изготовления пробных образцов и внедрение их в производство.
· Взаимоотношения с поставщиками и покупателями
Аудитор оценивает состав поставщиков с точки зрения стабильности, надежности, т.е. в отношении своевременности снабжения, оптимальности цен и транспортных затрат. Отдельно дается оценка своевременности расчетов предприятия с поставщиками.
Аналогично осуществляется оценка взаимоотношений с покупателями, но акцент здесь перемещается на своевременность расчетов за отгруженную продукцию, товары, оказанные услуги.
· Собственные денежные средства и кредиты
Объектом изучения выступает соотношение объемов собственных и привлеченных денежных средств (кредитов). Разрабатывается система мер по повышению удельного веса собственных денежных средств в общем объеме денежных средств предприятия. Это может быть достигнуто путем поддержания целесообразных соотношений в их использовании на развитие производства и потребления.
· Экономические показатели
Объектом изучения является степень эффективности использования всех видов ресурсов. В этих целях производится расчет и аналитическая оценка системы показателей, а именно: производительность труда, фондоотдача, состояние запасов сырья и других товарно – материальных ценностей, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность.
· Доверие к предприятию
Доверие к предприятию со стороны контрагентов и органов государственного контроля обеспечивается его положительной деловой репутацией.
Конкурентоспособность продукции, оптимальный состав поставщиков и покупателей, устойчивое финансовое состояние и высокие экономические результаты деятельности предприятия – все эти характеристики определяют возможность стабильно функционировать во внешней среде, а значит и уровень доверия к бизнесу предприятия.