Промежуточная контрольная информация по результатам внутреннего аудита. Рабочие документы аудитора.

Рис.6.1.1 Модель подсистемы бухгалтерского контроля в условиях централизации учетно-контрольного процесса.

 

Следовательно, как промежуточная, так и итоговая контрольная информация по результатам внутреннего контроля в основном формируется на втором этапе.

Структура и содержание контрольной информации обусловлены целью действий контролера и содержанием объекта контроля. Формы контрольной информации разрабатываются таким образом, чтобы в них нашли отражение в обобщенном виде выявленные нарушения действующего законодательства.

Например: форма промежуточной контрольной информации может иметь следующую структуру (обязательные реквизиты опущены).

Вид выявленного нарушения Степень влияния на активы предприятия и финансовый результат Размер (сумма) выявленного нарушения (отклонения)
Отнесение на себестоимость амортизационных отчислений по ОС непроиз.сферы. Занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль.  

Далее приведены структура форм промежуточной и итоговой контрольной информации, которые должны составлять должностные лица бухгалтерии: гл.бухгалтер, начальники отделов, бухгалтера (см. табл. 6.2.1 – 6.2.4).

Особенности формирования промежуточной и итоговой контрольной информации по результатам внутреннего аудита. Рабочие документы аудитора. Структура и содержание Аудиторского отчета.

В соответствии с нормативом аудита «Документальное оформление аудита» рабочие документы аудитора определяются п.2 как : «… записи, в которых аудитор фиксирует использованные процедуры, тесты, полученную информацию и соответствующие выводы, сделанные в процессе аудита» (Национальные нормативы аудита. – К: 1999, с. 41).

Рабочие документы ведутся с целью:

- Обеспечить обоснованность аудиторского заключения;

- Обеспечить управляемость процесса аудита;

- Обеспечить основу для контроля качества аудита;

- Обеспечить методический подход к аудиту.

Рабочая документация должна отражать такие сведения по каждому объекту, который подвергается аудиту:

- Реализованная методика;

- Использованные тесты;

- Полученная информация в процессе аудита;

- Выводы.

Рабочие документы аудитора условно могут быть классифицированы следующим образом:

1.Копии документов клиента; сведения об учредителях и другие сведения.

2.Документы, составленные аудитором в процессе проверки.

3.Переписка с клиентом по поводу проверки; дополнительная итоговая информация.

Копии документов клиента, которые должен хранить аудитор в своих рабочих бумагах; устав предприятия; учредительный договор; свидетельство о регистрации; организационная структура предприятия; извлечения из протоколов собраний акционеров, заседаний Правления или Совета Директоров; учетно-экономическая политика клиента; бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Кроме того, в документации аудитора о клиенте должны содержаться такие сведения, как:

- данные об акционерах, учредителях; данные о регистраторе акционерного общества, если ведение реестра акционеров поручено сторонней организации; данные о бизнесе клиента.

Документы, составленные аудитором в процессе проверки, объемная и наименее регистрированная часть рабочих документов аудитора. Как правило, к таким документам относятся: программа аудита; результаты изучения и оценки системы бухгалтерского учета (анкеты опроса работников, регламентное обеспечение, протокол соответствия применяемых методов оценок соблюдения элементов учетной политики); результаты изучения и оценки системы внутреннего контроля (опросники – анкеты); описание особенностей налогообложения клиента; анализ остатков по счетам; анализ сделок; результаты экспертизы экономического и финансового анализа; график выполнения процедур аудита, описание сущности времени проведения и объема выполненных аудиторских процедур в разрезе исполнителей; результаты аудита операций; копии переговоров аудиторов с экспертами, специалистами и консультантами.

Переписка с клиентом относительно организации и проведения аудита. Дополнительная и итоговая документация норматив № 6.

В этой части рабочие документы включают: копии письма-обязательства аудитора перед клиентом; план аудита; отчет аудитора, включая Аудиторское заключение.

Рабочие документы аудитора являются собственностью аудитора, если аудитор зарегистрирован как предприниматель , без образования юридического лица. В этом случае, если аудитор является сотрудником аудиторской фирмы, по окончании работы по договору с конкретным клиентом аудитор сдает рабочие бумаги на хранение в архив аудиторской фирмы.

Документация аудитора содержит абсолютно конфиденциальную информацию. Порядок хранения этой документации, сроки ее хранения, разграничение доступа к ней для различных лиц и категорий персонала аудиторской фирмы должны быть установлены внутрифирменным регламентом.

Структура и содержание рабочих документов аудитора приведены на рис.6.3.1.1.

Вывод: Аудиторские доказательства являются основой большей части рабочих документов аудитора. Руководитель предприятия, в части формирования рабочих документов, во-первых осознает меру ответственности за ограничение информационного обеспечения процесса аудита; во-вторых может сформировать мнение о степени профессионализма и компетенции аудитора.