Промежуточная контрольная информация по результатам внутреннего аудита. Рабочие документы аудитора.
Рис.6.1.1 Модель подсистемы бухгалтерского контроля в условиях централизации учетно-контрольного процесса.
Следовательно, как промежуточная, так и итоговая контрольная информация по результатам внутреннего контроля в основном формируется на втором этапе.
Структура и содержание контрольной информации обусловлены целью действий контролера и содержанием объекта контроля. Формы контрольной информации разрабатываются таким образом, чтобы в них нашли отражение в обобщенном виде выявленные нарушения действующего законодательства.
Например: форма промежуточной контрольной информации может иметь следующую структуру (обязательные реквизиты опущены).
Вид выявленного нарушения | Степень влияния на активы предприятия и финансовый результат | Размер (сумма) выявленного нарушения (отклонения) |
Отнесение на себестоимость амортизационных отчислений по ОС непроиз.сферы. | Занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль. |
Далее приведены структура форм промежуточной и итоговой контрольной информации, которые должны составлять должностные лица бухгалтерии: гл.бухгалтер, начальники отделов, бухгалтера (см. табл. 6.2.1 – 6.2.4).
Особенности формирования промежуточной и итоговой контрольной информации по результатам внутреннего аудита. Рабочие документы аудитора. Структура и содержание Аудиторского отчета.
В соответствии с нормативом аудита «Документальное оформление аудита» рабочие документы аудитора определяются п.2 как : «… записи, в которых аудитор фиксирует использованные процедуры, тесты, полученную информацию и соответствующие выводы, сделанные в процессе аудита» (Национальные нормативы аудита. – К: 1999, с. 41).
Рабочие документы ведутся с целью:
- Обеспечить обоснованность аудиторского заключения;
- Обеспечить управляемость процесса аудита;
- Обеспечить основу для контроля качества аудита;
- Обеспечить методический подход к аудиту.
Рабочая документация должна отражать такие сведения по каждому объекту, который подвергается аудиту:
- Реализованная методика;
- Использованные тесты;
- Полученная информация в процессе аудита;
- Выводы.
Рабочие документы аудитора условно могут быть классифицированы следующим образом:
1.Копии документов клиента; сведения об учредителях и другие сведения.
2.Документы, составленные аудитором в процессе проверки.
3.Переписка с клиентом по поводу проверки; дополнительная итоговая информация.
Копии документов клиента, которые должен хранить аудитор в своих рабочих бумагах; устав предприятия; учредительный договор; свидетельство о регистрации; организационная структура предприятия; извлечения из протоколов собраний акционеров, заседаний Правления или Совета Директоров; учетно-экономическая политика клиента; бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Кроме того, в документации аудитора о клиенте должны содержаться такие сведения, как:
- данные об акционерах, учредителях; данные о регистраторе акционерного общества, если ведение реестра акционеров поручено сторонней организации; данные о бизнесе клиента.
Документы, составленные аудитором в процессе проверки, объемная и наименее регистрированная часть рабочих документов аудитора. Как правило, к таким документам относятся: программа аудита; результаты изучения и оценки системы бухгалтерского учета (анкеты опроса работников, регламентное обеспечение, протокол соответствия применяемых методов оценок соблюдения элементов учетной политики); результаты изучения и оценки системы внутреннего контроля (опросники – анкеты); описание особенностей налогообложения клиента; анализ остатков по счетам; анализ сделок; результаты экспертизы экономического и финансового анализа; график выполнения процедур аудита, описание сущности времени проведения и объема выполненных аудиторских процедур в разрезе исполнителей; результаты аудита операций; копии переговоров аудиторов с экспертами, специалистами и консультантами.
Переписка с клиентом относительно организации и проведения аудита. Дополнительная и итоговая документация норматив № 6.
В этой части рабочие документы включают: копии письма-обязательства аудитора перед клиентом; план аудита; отчет аудитора, включая Аудиторское заключение.
Рабочие документы аудитора являются собственностью аудитора, если аудитор зарегистрирован как предприниматель , без образования юридического лица. В этом случае, если аудитор является сотрудником аудиторской фирмы, по окончании работы по договору с конкретным клиентом аудитор сдает рабочие бумаги на хранение в архив аудиторской фирмы.
Документация аудитора содержит абсолютно конфиденциальную информацию. Порядок хранения этой документации, сроки ее хранения, разграничение доступа к ней для различных лиц и категорий персонала аудиторской фирмы должны быть установлены внутрифирменным регламентом.
Структура и содержание рабочих документов аудитора приведены на рис.6.3.1.1.
|