Мифологический характер первобытного мышления и освоения мира.
Для первобытных людей миф был первой формой познания окружающего мира. С его помощью пытались объяснить различные явления природы и общества. Кроме того, он выполнял важнейшие социальные функции. Обосновывал устройство общества, его законы, моральные ценности, руководил практической деятельностью. Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, регулировал взаимоотношения между соплеменниками, объяснял различные явления природной и социальной жизни.
Мифологическая символика выражалась в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки, украшения оружия, предметов домашнего обихода. Его устная передача устанавливала единство взглядов всех представителей племени на окружающий мир. Накопленный в мифах опыт передавался из поколения к поколению и сохранялся в социальной памяти. В результате, образовавшийся в мифе первичный уровень знаний способствовал появлению философии.
Для мифа характерны следующие особенности:
а) отсутствие временных границ: прошлое, настоящее и будущее в нем были неразрывно связаны между собой;
б) синкретизм основных областей духовной культуры: искусства, религии, зачатков научных знаний;
в) наличие художественных приемов: аллегории, гиперболы, метафоры;
г) сочетание фантастических и реальных представлений.
К еще одной форме практического и духовного освоения мира человеком следует отнести религиозные верования.
Главной причиной появления религиозного мировосприятия было то, что первобытные люди не выделяли себя из окружающей среды и находились в постоянном страхе перед необъяснимыми явлениями природы. Пытаясь освободиться от этих страхов, человек пришел к обожествлению природы, созданию ее культа.
Наиболее распространенной и универсальной формой религиозных верований является анимизм – (с лат. дух, душа). Это вера в существование духов и души у всех природных явлений и процессов. На основе анимистических представлений возникли культы предков и культы духов природы.
Вера в существование разного рода духовных существ получила свое выражение в том, что предметы, обладающие душой, стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши – служащие местом пребывания духов. Вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов, которые выступали посредниками между людьми и богами, получила название фетишизм - (с фр. идол, талисман).
В первобытной культуре единство человека с природой и отождествление его с ее различными проявлениями приняла форму тотемизма, т.е. убежденности в то, что каждая группа людей произошла от какого-либо животного или растения (тотема) и находится с ними в родственных отношениях.
Еще одной древней формой первобытных верований является магия. В ее основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. А поскольку первобытный человек не отличал смысловую связь от причинной, то был убежден, что можно влиять на вещи с помощью мистической силы.
Вместе с мифологией и религиозными верованиями у древнего человека формировалась способность к художественно-образному восприятию и отображению действительности. Наиболее значительным проявлением была наскальная живопись, которая служила средством выражения космологических мифов.