Недепозитные операции коммерческого банка
К недепозитным источникам привлечения ресурсов относят долговые обязательства в виде выпускаемых банками облигаций, векселей и межбанковские кредиты (МБК).
Выпуск облигации регламентируется теми же нормативными документами, что и выпуск акций, в частности Инструкцией Банка России от 10.03.2006 N 128-И (ред. от 02.06.2010) "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.04.2006 N 7687)
Коммерческий банк должен опубликовать проспект эмиссии и зарегистрировать выпуск в установленном порядке.
Кредитная организация может выпускать следующие облигации: именные и на предъявителя, обеспеченные залогом собственного имущества (или имущества третьих лиц); облигации без обеспечения (не ранее третьего года деятельности и не выше суммы уставного капитала); процентные и дисконтные; конвертируемые в акции; с единовременным сроком погашения или со сроком погашения по сериям в определенные сроки.
Выпуск векселей регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», В целях привлечения средств банки выпускают простые процентные и дисконтные векселя с номиналом в рублях и валюте.
Основание для выдачи векселя банком — договор купли- продажи при наличии визы главного бухгалтера банка, подтверждающей поступление средств на счет банка. При приобретении векселя клиент вносит за процентный вексель его номинальную стоимость, за дисконтный вексель — цену реализации. Полученный банковский вексель покупатель может использовать как средство накопления и сбережения денег, предоставлять его в качестве залога, передавать другому держателю посредством индоссамента (передаточной надписи на обороте векселя, означающей передачу права по этому документу другому лицу).
Коммерческие банки могут предоставлять друг другу ресурсы при посредничестве бирж и аукционов, а также путем установления прямых договорных отношений. Следует выделить несколько разновидностей межбанковских кредитов (МБК).
1. МБК, полученные от других коммерческих банков. Получение кредита сопровождается заключением договора, в котором отражаются все необходимые условия для подобных сделок: срок, сумма кредита, наличие обеспечения, размеры процентных ставок. МБК — довольно дорогой ресурс, поэтому считается, что уровень МБК в объеме ресурсов не должен быть больше 20%.
2. Кредитование путем подкрепления корреспондентского счета. Кредит выдается в форме пополнения корреспондентского счета одного банка в другом на основе договора о корреспондентских отношениях. При этом прямой договор о предоставлении МБК не составляется, проценты за пользование ресурсами не выплачиваются, а вознаграждением является плата за остаток на корреспондентском счете. Данный вид перераспределения ресурсов используется в основном дружественными или связанными между собой иными отношениями коммерческими банками.
3. Кредитные ресурсы, полученные от других филиалов (в пределах одного и того же коммерческого банка). Ресурсы, предоставляемые другими филиалами, удобны тем, что для их привлечения не требуется залог, оформление и обмен договорами происходит уже после сделки, операции осуществляются день вдень. Для покупки ресурсов достаточно телефонного звонка, а гарантией совершения oперации служит подтверждение, отправленное по электронной почте или по факсу. Все это позволяет привлекать с минимальными затратами требуемую сумму средств на любой срок от одного дня до месяца и по минимальной цене.
4. Овердрафт головного банка (для филиалов коммерческого банка). По данному виду ресурсов процентная ставка привлеченных средств устанавливается головным банком директивно.
5. Кредиты ЦБ РФ: ломбардный кредит сроком до 30 дней под залог государственных ценных бумаг и однодневный расчетный кредит при недостаточности денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков для осуществления платежей и др.
Выводы
1. Пассивные операции — это операции, посредством которых формируются банковские ресурсы.
2. Формирование собственных ресурсов происходит по следующим основным пассивным операциям: эмиссия обыкновенных и привилегированных акций, образующих уставный капитал акционерных банков; внесение паев участниками для образования уставного капитала паевых банков; создание прибыли и др.
3. Формирование пассивных операций и увеличение ресурсов коммерческих банков гарантируются рядом факторов: устойчивой их работой, ростом доверия к банкам со стороны потенциальных инвесторов, разнообразием видов вкладов, расширением банковских услуг, эффективной процентной политикой.
Вопросы для самостоятельной работы
1. В чем суть пассивных операций коммерческого банка?
2. Перечислите источники формирования уставного капитала акционерного и паевого банка.
3. Что такое капитализация уставного капитала?
4. Каковы условия формирования резервного и других фондов коммерческого банка?
5. Назовите условия получения субординированного кредита.
6. Как влияют страховые резервы на величину собственного капитала?
7. Что представляют собой депозитные операции коммерческого банка и их депозитная политика?
8. Приведите группировки депозитов по разным принципам.
9. Каковы условия выпуска долговых обязательств?
10. Каковы разновидности МБК?