Аттический стиль в красноречии и историографии. Цезарь «Записки».

Гай Юлий Цезарь (102-44 гг. до н.э) - полководец и один из основателей Римской Империи и цезаризма, был выдающимся автором военно-исторических мемуаров и написал несколько литературно-критических работ. «Записки о Галльской войне» - произведение, прославляющие его подвиги и завоевания в Галлии, и неудачные походы в Британию. «Записки о гражданской войне» в них он убеждает читателей в том, что гражданская война вызвана исключительно врагами Цезаря. Литературные труды его отличаются точностью и простотой, являясь образцами классической и лаконичной латинской прозы, совершенной по грамматическому строю и очень изысканной по лексике.

Стиль Цезаря - это стиль солдата, лаконичный и очень естественный, свободный от всего показного, бьющего на внешний эффект, потому что Цезарь стремился убедить читателей в правильности своей оценки излагаемых событий, а не просто поразить их воображение.

5.Лукреций, поэма «О природе вещей», художественное осмысление
материалистической философии античного мира.

Кар Лукреций Тит (98-55 гг. до н.э) автор поэмы «О природе вещей», написанной дактилическим гекзаметром, формально является изложением философии Эпикура. Материализм Лукреция - мир объективное бытие, существующее вне человеческого сознания и независимо от него. А, будучи материальным, он бесконечен во времени и пространстве, и его не создали никакие боги. Он управляется своими собственными законами и зависит только от самого себя. Конкретным выражением этого материалистического учения является атомизм. Проповедуемый у Лукреция атомизм ведет к научному объяснению мира и к исследованию царящих в нем законов. Философия Лукреция не полный атеизм, он лишь отрицает воздействие богов из тончайшей материи, а значит, из соответствующих атомов.

Объясняя атомистические происхождение жизни мира, он становится особенно оригинальным, когда говорит о развитии человеческого общества с первобытных времен до своей современности. Не выражая, своих социально-политических взглядов Лукреции, несомненно, был против всякого насилия.

Лукреций - автор знаменитой поэмы «О природе вещей» он обогатил римскую литературу новым жанром, и новой тематикой. Явил счастливый пример счастливого союза науки и литературы.

Его биография - сплошное белое пятно.

Творчество Лукреция получило высокую оценку у его современников. Уже тот факт, что не любивший эпикурейцев Цицерон позаботился об издании поэмы «О природе вещей», говорит сам за себя. В письме к брату Квинту, посланном в феврале 54 г. до н.э., он отмечает: «Поэма Лукреция такова, как ты пишешь: в ней много сверкающего дарования, много, однако, искусства»,

Это означает, что «искусство» и «дарование», обычно противопоставляемы в античной поэтике, у Лукреция сплавлены воедино.

 

Лекция 11. Эпоха принципата .

1. Римское общество «века Августа». Принципат - специфическая форма перехода от республики к империи .

2. Творчество Вергилия. «Буколики» - идеал частной жизни. «Георгики»- идеализация сельского труда и семейной жизни .

3. «Энеида», отношение к гомеровскому эпосу, герои и боги, эволюция образа Энея.

 

Это период «золотого» века римской литературы - между смертью Цезаря (44 г до н.э.) и смертью Августа (14 г н.э.). Принципат Октавиана Августа - переходная форма власти от республики к империи. Культура носила реставрационный характер, возрождение религии, нравственности, устоев семьи. В литературе существовало 2 течения - официальное и оппозиционное. Официальное направление поддерживало политику Августа во главе с Гаем Цильнием Меценатом, Вергилием, Горацием, Барием Руфом. Оппозиционное течение возглавлял Корвина Мессал, Овидий, Проперций, Тибулл.

Публий Вергилий Марон(70-19 гг. до н.э.) автор сборника «Безделушки», «Буколик» - пастушеских стихотворений (42-39 гг), «Эклог», «Георгик» (37-30гг) - земледельческих стихов, «Энеиды» (29-19гг). «Энеида» -эпическая поэма о приключениях троянского героя Энея, предназначенному богами остаться в живых после гибели Трои и основать Римское государство. 1 ч.- своеобразная « Одиссея», 2 ч.- «Илиада». Повествование отличается динамичностью и драматизмом, поэт стремится к созданию психологической окраски чувств героев.

 

Литература конца республики и начала империи ( «век Августа», до 14 г. н.э.);

Гражданские воины привели к созданию империи, военной диктатуры при частичном сохранении внешних республиканских форм, диктатуры, основанной на компромиссе между наиболее мощными группировками господствующего 686 класса, крупными землевладельцами и представителями торгово-ростовщического капитала и утвердившейся в борьбе италийского рабовладения с рабовладельцами эллинистических провинций. Новый режим, установленный Октавианом Августом, положил конец гражданской войне и надолго стабилизировал общественные отношения: за нобилитетом сохранилась видимость политического преобладания; сословие «всадников» служило самой верной опорой нового строя. Установление империи проходило, с одной стороны, под национально-консервативными лозунгами восстановления старинного государственного устройства и древних культов, а с другой — под лозунгом религиозного освящения новых учреждений, обожествления императора как «спасителя», победителя тьмы и носителя «благоденствия», установившего прочный «мир» после долгих междоусобий. Лозунги эти не встречали искреннего энтузиазма, хотя италийские землевладельцы приветствовали и окончание гражданских войн, и рост внешней мощи империи, и установление экономического примата Италии; более широкий отклик находила лишь идеализация римского прошлого, которую поддерживала потерявшая реальную политическую власть аристократия.

Настает золотой век Римской поэзии, век Августа, открывающий собой новый период (четвёртый). Проза отступает, в свою очередь, на задний план и всецело господствует поэзия. Вследствие государственного переворота, стеснившего участие общества в политической жизни, занятие литературой, особенно поэзией, принимает в это время огромное развитие. Входит в моду у писателей чтение своих произведений перед публикой, сначала избранной, затем и всякой. Появляется бесчисленное множество поэтов, образующих разные кружки и литературные партии. Первое место между ними занимает кружок Мецената, ближайшего друга Августа. Во главе этого кружка, решительно принявшего сторону нового порядка вещей, стояли Вергилий и Гораций. Которые не столько по творческой силе своего огромного поэтического дарования, сколько по классической законченности своих произведений, и по громадному влиянию на все последующее время литературы, справедливо считаются главными представителями всей римской поэзии. Важнейшим произведением Вергилия, хотя по характеру своего таланта он был более склонен к воспеванию пастушеского и сельского быта, является «Энеида», высшее выражение римского эпического творчества.

Сила поэтического дарования Горация является на одинаковой высоте как в сатирах (и письмах), так и в многочисленных произведениях лирической поэзии, называемых в изданиях одами: только в первых он является чисто национальным поэтом, а в лирике он находится под влиянием греческой мелики, в лице её наиболее чистых представителей Алкея, Сафо и Анакреона, в противоположность поэтам предшествующего периода, увлекавшимся александрийской поэзией.

В век Августа достигла наибольшей высоты и элегией, которая не причислялась древними к чисто лирической поэзии, примыкая по стихотворной форме своей (двустишию из гекзаметра с пентаметром, то есть сокращенным гекзаметром) к эпосу. Важнейшие представители элегии, которая была по преимуществу любовной, — Тибулл, Проперций и Овидий. В произведениях этих поэтов выразился цвет века Августа, выше которого римская поэзия никогда не поднималась. В прозе к этому веку принадлежит огромное историческое произведение Тита Ливия, из 142 книг которого до нас дошли едва 35. Важнейшими представителями ораторского искусства в веке Августа является Азиний Поллион (умер в 6 г н. э.), действовавший на разных литературных поприщах даровитый писатель, и Мессала (умер около 4 г н. э.), один из деятельнейших сподвижников Августа; оба были покровителями молодых поэтов. Но красноречие времени Августа было красноречие укрощенное; поэтому судьба ораторов, забывавших о том, что времена переменились, не была завидна. Т. Лабиен и Кассий Север, хотя и не прямо за свои речи, подверглись гонениям, и первый из них кончил жизнь самоубийством, второй — в изгнании.