Особенности композиционно-пространственной организации общественных центров разных типов.

 

Архитектурно-художественный облик общественных центров.Городские общественные центры включают здания и благоустроенные открытые пространства, которые являются репрезентативными для данного города и формируют его индивидуальный облик. Именно гармоничное един­ство зданий, инженерных сооружений, монументаль­ной живописи, скульптуры, зеленых насаждений, бла­гоустройства формируют ансамблевость застройки.

Первоосновой архитектурно-ху­дожественного облика городских центров является его композиционное построение. Архитектурная композиция центра должна вытекать из общей композиции горо­да, композиционного решения отдельных функцио­нальных зон, ранжирования архитектурных доминант, их взаимосвязи.

Структурность, соразмерность, гибкость, целостность и разнообразие.В связи с расширением городских территорий (особенно в больших и крупных городах), усложнением их планировочной структуры, изменяется и пространственная организация общегородских центров. Важнейшими приемами и средствами совершенствования архитектурно-художественного облика городских центров являются пять составляющих: структурность, соразмерность, гибкость, целостность и разнообразие.

Структурность – это создание своеобразного структурного построения (каркаса): системы доминант, акцентов, открытых пространств, визуальных осей.

Соразмерность – это соотнесенность пропорций и масштаба пространственных элементов с человеком и с основными характеристиками города.

Гибкость композиционных систем это создание условий, когда на каждом этапе формирования центра города сохраняется определенная завершенность застройки.

Целостность – это обеспечение возможности обобщенно представить композицию пространства.

Разнообразие среды центров это важный принцип композиционного решения, объективно вытекающий из физиологических и психологических потребностей человека. Однообразие композиционных приемов организации главных площадей в ряде малых и сред­них городов, монотонный облик многих типовых об­щественных зданий (особенно главных в ансамбле площадей) негативно воздействуют на человека.

Динамичность пространственных композиций, смена видовых кадров цвет и силуэт общегородского центра.Кроме, этого, важная роль в формировании архитектурно-художественного облика городских центров принадлежит и другим факторам. В больших и крупных городах имеет значение динамичность пространственных композиций, смена видовых кадров. Исследования показывают, что при проектировании градостроительных ансамблей следует использовать как крупномасштабные архитектурные акценты для обозрения из транспортного средства, так и элементы «человеческого» масштаба для восприятия пешеходами. Подсчитано, что для пешехода следует предусматривать смену видовых кадров через каждые 20 метров при среднем времени восприятия одного кадра 14 секунд. Обзор из транспортного средства при скорости движения 60 км/час требует смены кадра через каждые 230 метров. Необходимо учитывать и ракурсы вос­приятия ансамблей центра из высотных зданий.

Особое место в процессе достижения компози­ционной целостности застройки занимают цвет и силуэт общегородского центра.

Градостроительные композиции с применением цвета способны в значительной степени объединить разрозненные объекты, подчеркнуть форму, ритм, акценты застройки, организовать эмоциональную среду. Цветом можно радикально изменить визуальное ощущение архитектурной формы, ее пространственно-пластические характеристики, содержание. Ввод цвета требует профессионального подхода к цветовому решению ансамбля, знания закономерностей цветового восприятия. В противном случае цвет может внести в архитектуру дисгармонию.

Форми­рование силуэта, важней­шего средства пространственной ориентации и до­стижения архитектурно-художественной индивиду­альности города в целом, иг­рает организующую роль в композиции городс­кого плана. Как правило, в небольших горо­дах силуэт центра решается в ядре, а в больших и крупных создается целая система силуэтных акцентов (рис. 8.6). Классическим примером размещения доминант, выде­ляющих центральную зону города и способствую­щих ориентации в пространстве, является постанов­ка в 1950-е годы высотных зданий в Москве. Благо­даря характерным формам зданий система доми­нант создала запоминающийся силуэт. В современной практике нередки решения, когда ар­хитектурное качество высотных акцентов подменя­ется их количеством.

Учет природно-ландшафтных факторовпри композиционно-пространственной организации общественных центров. Активное использование ландшафта и средств озеленения помогает созданию разнообразной жизненной среды в центрах городов с невыразительной архитектурой зданий. В состав городских центров, как правило, входят парки, а в крупных городах - даже системы парков. При высоком уровне организации ландшафтных объектов, они не только выполняют рекреационные функции, но и оказывают большое влияние на архитектурно-художественный облик центров в целом.

При проектировании в обязательном порядке следует обеспечивать взаимосвязь общест­венных центров с озелененными территориями. Удельный вес озелененных территорий в пределах об­щественных центров должен составлять не менее 25%. Парки общегородского и районного значения долж­ны размещаться, как правило, на смежных с общественными центрами территориях и быть включены в единую систему его структурно-планировочной организации.

Формирование культурно-туристских зон. В городах, в центрах которых имеются памятники истории и культуры,формируются культурно-туристские зоны.Создание таких зон предполагает формирование развитой системы объектов туристской инфраструктуры (гостиниц, ресторанов, мест развлечений, приобретения сувениров и других), сохранение исторической среды, выявление туристско-экскурсионных маршрутов и особенностей ландшафтных условий, определение видовых точек, мест раскрытия видовых панорам. Важно обеспечить неразрывность восприятия историко-культурного наследия для сохранения целост­ности и глубины ощущений.

Градостроительные проекты населенных пунктов не должны предусматривать не обоснованный снос, перемещение или другие изменения состояния недвижимых историко-культурных ценностей, имеющих градостроительную, архитектурную, историческую или археологическую ценность. В исключительных случаях предложения по изменению состояния памятников следует представлять на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь после предварительного согласования с го­сударственными органами охраны недвижимых историко-культурных ценностей.