Особенности планировки и застройки общественных центров разных типов.
ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ
Типы центров обслуживания. В городских поселениях со сложной планировочной структурой общегородской центр представляет собой полицентрическую (с множеством центров и разнообразным составом) систему, в состав которой входит:
- главный центр и его ядро (часто историческое ядро города);
- специализированные центры, которые могут размещаться как в границах города, так и в пригороде.
В Минске, как крупнейшем городе Беларуси, и крупных и больших городах на территории общегородского центра, как правило, дополнительно выделяется ядро — зона, отличающаяся наибольшей концентрацией и комплексностью объектов общественного назначения (рис.8.1). Специализированные (медицинские, учебные, спортивные и др.) центры формируются преимущественно, в Минске, крупных и больших городах за счет группировки в единый комплекс застройки зданий общественного назначения. Возможно формирование специализированных центров в средних и малых городах. В зависимости от конкретной градостроительной ситуации специализированные центры размещаются обособленно или в составе общегородских центров, центров районов, а также в виде самостоятельных планировочных элементов на главных магистралях города (примеры: размещение больничного городка, комплекса учебных зданий ПГУ в Новополоцке).
Специализированные центры (их называют еще подцентрами) формируются на основе функций, восполняющих недостающие в главном центре или дублирующих их. При этом специализированные центры включают преимущественно объекты одного вида (культура, наука, торговля и другие).
В больших и крупных городах особая роль в функционировании системы центров принадлежит общественно-транспортным центрам (рис.8.2), которые формируются на базе узлов внешнего транспорта (железнодорожный, автобусный вокзалы, аэропорт). Здесь создаются своеобразные «центры-ловушки», позволяющие маятниковым мигрантам и другим пассажирам попутно получить необходимые услуги, что способствует разгрузке ядра общегородского центра. Подобного рода общественно-транспортные узлы формируются у станций метрополитена.
Одним из современных видов специализированных центров является деловой (финансово-деловой) центр (рис. 8.3), где преобладают офисные объекты с различной степенью кооперации зданий и сооружений.
Уникальными функциональными и визуально-эстетическими свойствами обладают исторические центры (рис.8.4), которые могут входить в планировочную структуру общегородского центра в роли его ядра или в силу особенностей развития города быть пространственно обособленными.
Центры новых городов отличаются компактным размещением общественных учреждений и предприятий, отсутствием чуждых для них функций. Это способствует ослаблению, а иногда и полному разрешению ряда проблем, таких, как разделение транспортных и пешеходных потоков, отделение жилых территорий от общественных зон и других. Но при этом появляются новые проблемы: отчужденность общественных зданий от остальной части города, трудности в резервировании территории для дальнейшего развития центра и другие. При функционально-пространственной организации городских центров необходимо обеспечивать удобное использование открытых пространств для проведения народных празднеств и демонстраций. Поэтому в ряде реконструированных городов пытаются вернуться к исторической интеграции общественных и жилых функций, «оживить» центры.
Малые города и сельские поселения в основном формируются как моноцентрические структуры, где в едином центре размещается преобладающее число объектов общеселенного назначения. Особый случай представляет двухцентровая система, когда наряду с традиционным центром в старой части поселения создается новый центр во вновь формируемой планировочной зоне.
В современных условиях о понятии «центр» уже нельзя сказать, как о наиболее интенсивно освоенной территории, которая находится в геометрическом центре города и имеет особый престижный статус. По мере территориального расширения и внутренней реорганизации города, функции его центра могут сосредоточиваться на отдельных подходящих для этого участках, в т.ч. и далеко за пределами исторической части города. Поэтому правильнее говорить не о центре, как таковом, а о системе общегородского центра, которая включает жизненно важные узлы города и составляет по сути дела основу его пространственного планировочного построения.
Функциональное зонирование общегородских центров.Общественные здания на территории общегородских центров объединяются в группы на основе их социальной и композиционной значимости, общности функционального назначения, требований к транспортным коммуникациям, взаимному положению, благоустройству территории и т.д. Основными функциональными зонами общегородских центров являются:
· зона административно-деловых учреждений и общественных организаций,
· зона культурно-просветительных учреждений, объектов отдыха и развлечений,
· зона торговых и бытовых предприятий.
Каждая из них, помимо основных объектов, имеет сопутствующие—небольшие предприятия общественного питания, торговли, информации, благоустроенные места отдыха и т. п..
В общественных центрах сложившихся городов практически невозможно выделить специализированные функциональные зоны. Чем крупнее город, тем более сложны интеграция и переплетение общественных функций на территории центра. Здесь административно-общественные учреждения могут соседствовать с объектами культуры или торговыми предприятиями, жилыми зданиями, научно-исследовательскими, учебными, проектными институтами, небольшими производственными предприятиями. Одни из них не мешают друг другу, и при реконструкции центров достаточно лишь упорядочить территорию. Но такие объекты, как промышленные предприятия и больницы, следует постепенно выносить за пределы центральной зоны.