Особенности планировки и застройки общественных центров разных типов.

ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ

 

 

Типы центров обслуживания. В городских поселениях со сложной планировочной структурой обще­городской центр представляет собой полицентри­ческую (с множеством центров и разнообразным составом) систему, в состав которой входит:

- главный центр и его ядро (часто историческое ядро города);

- специализированные центры, которые могут размещаться как в границах города, так и в пригороде.

В Минске, как крупнейшем городе Беларуси, и крупных и больших городах на территории общегородского цен­тра, как правило, дополнительно выделяется ядро — зона, отличающаяся наибольшей концентрацией и комплексностью объектов общественного назначения (рис.8.1). Специализированные (медицинские, учебные, спортивные и др.) центры формируются преимущественно, в Минске, крупных и больших городах за счет группировки в единый комплекс застройки зданий общественного назначения. Возможно формирование специализированных центров в средних и малых городах. В зависимости от конкретной градостроительной ситуации специализированные центры размещаются обособленно или в составе общегородских центров, центров районов, а также в виде самостоятельных планировочных элементов на главных магистралях города (примеры: размещение больничного городка, комплекса учебных зданий ПГУ в Новополоцке).

Специализированные центры (их называют еще подцентрами) формируются на основе фун­кций, восполняющих недостающие в главном центре или дублирующих их. При этом специ­ализированные центры включают преимущественно объекты одного вида (культура, наука, торговля и другие).

В больших и крупных городах особая роль в функционировании системы центров принадлежит общественно-транспортным центрам (рис.8.2), которые формируются на базе узлов внешнего транспорта (железнодорожный, автобусный вокзалы, аэропорт). Здесь создаются своеобразные «цен­тры-ловушки», позволяющие маятниковым мигран­там и другим пассажирам попутно получить необ­ходимые услуги, что способствует разгрузке ядра общегородского центра. Подобного рода обще­ственно-транспортные узлы формируются у стан­ций метрополитена.

Одним из современных видов специализирован­ных центров является деловой (финансово-дело­вой) центр (рис. 8.3), где преобладают офисные объекты с различной степенью кооперации зданий и сооруже­ний.

Уникальными функциональными и визуально-эс­тетическими свойствами обладают исторические центры (рис.8.4), которые могут входить в планировочную структуру общегородского центра в роли его ядра или в силу особенностей развития города быть про­странственно обособленными.

Центры новых городов отличаются компактным размещением общественных учреждений и предпри­ятий, отсутствием чуждых для них функций. Это спо­собствует ослаблению, а иногда и полному разреше­нию ряда проблем, таких, как разделение транспорт­ных и пешеходных потоков, отделение жилых террито­рий от общественных зон и других. Но при этом появ­ляются новые проблемы: отчужденность обществен­ных зданий от остальной части города, трудности в ре­зервировании территории для дальнейшего развития центра и другие. При функционально-пространствен­ной организации городских центров необходимо обес­печивать удобное использование открытых про­странств для проведения народных празднеств и де­монстраций. Поэтому в ряде реконструированных го­родов пытаются вернуться к исторической интеграции общественных и жилых функций, «оживить» центры.

Малые города и сельские поселения в основном формируются как моноцентрические структуры, где в едином центре размещается преобладающее число объектов общеселенного назначения. Особый случай представля­ет двухцентровая система, когда наряду с традици­онным центром в старой части поселения создает­ся новый центр во вновь формируемой планировоч­ной зоне.

В современных условиях о понятии «центр» уже нельзя сказать, как о наиболее интенсивно освоенной территории, которая находится в геометрическом центре города и имеет особый престижный статус. По мере территориального расширения и внутренней реорганизации города, функции его центра могут сосредоточиваться на отдельных подходящих для этого участках, в т.ч. и далеко за пределами исторической части города. Поэтому правильнее говорить не о центре, как таковом, а о системе общегородского центра, которая включает жизненно важные узлы города и составляет по сути дела основу его пространственного планировочного построения.

Функциональное зонирование общегородских центров.Общественные здания на территории общего­родских центров объединяются в группы на основе их социальной и композиционной значимости, общ­ности функционального назначения, требований к транспортным коммуникациям, взаимному положе­нию, благоустройству территории и т.д. Основными функциональными зонами общегородских центров являются:

· зона административно-деловых учрежде­ний и общественных организаций,

· зона культурно-просветительных учреждений, объектов отдыха и раз­влечений,

· зона торговых и бытовых предприятий.

Каждая из них, помимо основных объектов, имеет со­путствующие—небольшие предприятия обществен­ного питания, торговли, информации, благоустроенные места отдыха и т. п..

В общественных центрах сложившихся городов практически невозможно выделить специализирован­ные функциональные зоны. Чем крупнее город, тем более сложны интеграция и переплетение обществен­ных функций на территории центра. Здесь админис­тративно-общественные учреждения могут сосед­ствовать с объектами культуры или торговыми пред­приятиями, жилыми зданиями, научно-исследователь­скими, учебными, проектными институтами, небольши­ми производственными предприятиями. Одни из них не мешают друг другу, и при реконструкции центров достаточно лишь упорядочить территорию. Но такие объекты, как промышленные предприятия и больни­цы, следует постепенно выносить за пределы цент­ральной зоны.