А) СИТУАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Ситуация человека - ключ к гуманистическому психоанализу
а) СИТУАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
б) ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ КОРЕНЯТСЯ
В УСЛОВИЯХ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
1.Соотнесенность через любовь, или нарциссизм
2.Трансценденция через творчество или разрушение
3.Укорененность через братство или инцест
4.Переживание самотождественности через индивидуализм
или стадный конформизм
5.Поиски ориентации и объекта самоотдачи с помощью разума или иррациональным путем.
а) СИТУАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит животному миру. Жизнь животных определяется инстинктами, некоторыми моделями поведения (детерминированными в свою очередь наследственными неврологическими структурами). Чем выше организовано животное, тем более гибки его поведенческие модели и тем более не завершена к моменту рождения структура его приспособления к окружающей среде. У высших приматов можно наблюдать даже определенный уровень интеллекта - использование мышления для достижения желаемых целей. Животное способно выйти за пределы своих инстинктов, предписанных поведенческими моделями, но основные элементы его существования остаются все те же.
Животное "проживает" свою жизнь благодаря биологическим законам природы. Оно часть природы и никогда не трансцендирует ее. У животного нет совести морального порядка, нет осознания самого себя и своего существования. У него нет разума, если понимать под разумом способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть. Поэтому животное не обладает и понятием истины, хотя оно может иметь представление о том, что ему полезно.
Существование животного характеризуется гармонией между ним и природой. Животное от природы наделено способностями, помогающими ему выжить в условиях, которым оно противопоставлено.
В определенной точке эволюции живых существ произошел единственный в своем роде поворот, который сравним только с появлением материи, зарождением жизни или появлением животных. Новый результат возник тогда, когда в ходе эволюционного процесса поступки в значительной степени перестали определяться инстинктами. В момент, когда животное трансцендировало природу, когда оно вышло за пределы предначертанной ему чисто пассивной роли тварного существа, оно стало самым беспомощным (с биологической точки зрения) - РОДИЛСЯ ЧЕЛОВЕК. Рождение человека могло длиться сотни тысяч лет, однако в конечном результате оно привело к возникновению нового вида, который трансцендировал природу. Тем самым ЖИЗНЬ СТАЛА ОСОЗНАВАТЬ САМУ СЕБЯ.
Осознание самого себя, разум и сила воображения разрушили "гармонию", характеризующую существование животного. С их появлением человек становится аномалией, причудой универсума. Он часть природы, он подвержен ее физичческим законам, которые не может изменить, и тем не менее он трансцендирует остальную природу. Он стоит вне природы и тем не менее является ее частью. Он безроден и тем не менее крепко связан с родом, общим для него и всех других тварей. Он заброшен в мир в случайной точке и в случайное время и так же случайно должен его снова покинуть. Но поскольку человек ОСОЗНАЕТ себя, он ПОНИМАЕТ свое бессилие и границы своего существования Он предвидит собственный конец - смерть.
Человек НИКОГДА НЕ СВОБОДЕН от дихотомии своего существования: он уже НЕ МОЖЕТ освободиться от своего ДУХА, даже если бы он этого захотел, и НЕ МОЖЕТ освободиться от своего ТЕЛА, пока он живет, а его тело будит в нем желание жить.
Разум, БЛАГОСЛОВЕНИЕ человека, одновременно является и его ПРОКЛЯТЬЕМ. Разум принуждает его постоянно заниматься поисками разрешения неразрешимой дихотомии. Жизнь человека отличается в этом плане от жизни всех остальных организмов: он находится в состоянии ПОСТОЯННОЙ И НЕИЗБЕЖНОЙ неуравновешенности. Жизнь не может быть "прожита" путем простого повторения модели своего вида. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ЖИТЬ САМ. Человек единственное существо, которое может с к у ч а т ь, которое может чувствовать себя изгнанным из рая. Человек - единственное живое существо, которое ОЩУЩАЕТ собственное бытие КАК ПРОБЛЕМУ, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться. ОН не может вернуться к ДОЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ гармонии с природой. Он должен РАЗВИВАТЬ свой разум, п о к а н е с т а н е т г о с п о д и н о м
н а д п р и р о д о й и н а д с а м и м с о б о й .
Но с онтогенетической и филогенетической точек зрения рождение человека в значительной мере явление НЕГАТИВНОЕ. У человека нет инстинктивной приспособленности к природе, у него нет физической силы; в момент своего рождения человек самый беспомощный из всех живых созданий и нуждается в защите гораздо дольше, чем любое из них. Единство с природой было им утрачено, и в то же время он не был обеспечен средствами, которые позволили бы ему вести новую жизнь вне природы.
Его разум в высшей степени рудиментарен. Человек не знает природных процессов и не обладает инструментами, которые, смогли бы ему заменить утерянные инстинкты. Он живет в рамках небольших групп и не знает ни самого себя, ни других. Его ситуацию наглядно представляет библейский миф о рае. В саду Эдема человек живет в полной гармонии с природой, НО НЕ ОСОЗНАЕТ САМОГО СЕБЯ. Свою историю он начинает с первого акта свободы - непослушания заповеди. Однако с этого момента человек начинает осознавать себя, свою обособленность, свое бессилие; он изгоняется из рая, и два ангела с огненными мечами препятствуют его возвращению.
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА основывается на том, что он УТРАТИЛ свою первоначальную родину - природу. Он никогда уже не сможет туда вернуться, никогда не сможет стать животным. У него ТОЛЬКО ОДИН ПУТЬ: покинуть свою естественную родину и искать новую, которую он сам себе создаст, в которой он ПРЕВРАТИТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В МИР ЛЮДЕЙ И САМ СТАНЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧЕЛОВЕКОМ.
Родившись и положив тем самым начало человеческой расе, человек должен был выйти из надежного и ограниченного состояния, определяемого инстинктами. Он попадает в положение неопределенности, неизвестности и открытости. Известность существует только в отношении прошлого, в отношении будущего она существует лишь постольку, поскольку данное знание относится к смерти, которая в действительности является возвращением в прошлое, в неорганическое состояние материи.
В соответствии с этим проблема человеческого существования - единственная своего рода проблема в природе. Человек "выпал" из природы и все же еще находится в ней. Он отчасти КАК БЫ БОГ, отчасти - ЖИВОТНОЕ, отчасти БЕСКОНЕЧЕН и отчасти КОНЕЧЕН.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСКАТЬ новые решения противоречий его существования, все более высокие формы единения с природой, окружающими людьми и с самим собой ВЫСТУПАЕТ ИСТОЧНИКОМ всех психических сил, которые побуждают человека к деятельности, а также источником всех его страстей, аффектов и страхов.
Животное довольно, когда удовлетворены его естественные потребности - голод, жажда, сексуальные потребности. В той степени, в какой человек является животным, эти потребности властны и над ним и должны быть удовлетворены. Но поскольку он существо человеческое, удовлетворение этих инстинктивных потребностей недостаточно, чтобы сделать его счастливым. Их недостаточно даже для того, чтобы сделать его здоровым. "Архимедов" пункт специфически человеческой динамики находится в этой неповторимости человеческой ситуации. Понимание человеческой психики должно основываться на анализе тех потребностей человека, которые вытекают из условий его существования.
Итак, проблема, которую необходимо решать человечеству, как и каждому индивиду, - это проблема рождения. Что касается индивида, то его телесное" рождение ни в коем случае не является столь решающим и неповторимым событием, как это может сначала показаться.
Оно действительно означает важную перемену в смысле перехода от внутриутробной жизни к внеутробной. Однако во многих отношениях ребенок после рождения не отличается от ребенка до рождения. Он еще не может узнавать окружающие предметы, не может себя прокормить; он еще полностью зависит от матери и погибнет без ее помощи. В действительности же ПРОЦЕСС РОЖДЕНИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
Ребенок начинает распознавать вещи, аффективно реагировать на них, брать предметы, координировать свои движения и бегать. Но рождение на этом не заканчивается. Ребенок учиться говорить, пользоваться вещами и понимать их назначение. Он учиться вступать в отношения с другими представителями рода человеческого, избегать наказания и завоевывать похвалу и расположение окружающих. Постепенно подрастающий человек УЧИТЬСЯ любить, совершенствовать свой разум, объективно смотреть на мир. Он начинает развивать свои силы, осознавать себя как личность и ради целостной жизни учиться противостоять соблазнам своих чувств.
Таким образом, рождение человека в обычном смысле слова есть только НАЧАЛО рождения его В ДАЛЬНЕЙШЕМ СМЫСЛЕ. Вся жизнь индивида есть не что иное как процесс САМОПОРОЖДЕНИЯ. Ф а к т и ч е с к и мы полностью рождаемся к моменту, когда умираем, НО трагическая судьба большинства людей заключается в том, что они УМИРАЮТ ЕЩЕ ДО СВОЕГО РОЖДЕНИЯ.
После всего, что мы знаем об эволюции человеческой расы, рождение человечества следует понимать в том же смысле, что рождение индивида. Когда человек переступил определенный порог минимального инстинктивного приспособления к природе, он перестал быть животным, но он был еще так же беспомощен и так же плохо приспособлен к жизни в качестве человека, как и отдельный ребенок в момент своего рождения. Рождение человечества начинается с появления первых представителей homo sapiens, а история человечества представляет собой общий процесс этого рождения. Человеку потребовалось сотни тысяч лет для того, чтобы сделать первые шаги в человеческую жизнь. Он преодолел нарциссическую фазу магически-омнипотенциальной ориентации, фазу тотемизма и поклонения силам природы прежде чем начали развиваться его совесть, его объективность, его любовь к ближнему.
За последние четыре тысячи лет человеческой истории высказывались пророчества о будущем полностью родившегося и полностью проснувшегося человека. Они были разработаны великими учителями человечества в Египте, Китае, Индии, Палестине, Греции и Мексике в формах не очень отличающихся друг от друга
При каждом новом шаге, при каждой новой стадии нашего рождения нас снова охватывает страх. Мы никогда не свободны от двух противоборствующих тенденций: с одной стороны, выбраться из лона матери, из животной формы бытия в человеческую, из рабства на свободу, а с другой - возвратиться в лоно матери, в природу, в безопасное и известное состояние.