Лекция 3. Типология культуры

 

 

1. Типология культуры как способ научного познания

2. Восток – Запад как проблема культурологии

3. Социокультурный код и проблема типологии культур

 

Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа. Существуют различные основания для типологии культуры. Максом Вебером были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, некий образ – схемы, прямого аналога в действительности не имеющие. Т.е. идеальные типы – это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления логического связывания объектов, встречающиеся в различные эпохи в различных культурах. Эта идеальная конструкция позволяет упорядочить эмпирический материал. Выделение таких типов господства как рациональный и традиционный, эмоциональный, или тоталитарные культуры, демократические.

Суть формационного подхода к человеческой истории и его культуре состоит в следующем. Развитие человеческого рода, есть единый культурно-исторический процесс, т.е. все человеческое общество развивается по единым законам и проходит через сходные стадии, которые Маркс называет общественно-экономическими формациями. Формация - это конкретно-исторический, социально-экономический тип общества, в основе которого лежит определенный способ материального производства. Каждая такая формация порождает особый тип культуры со своей системой материальных и духовных ценностей и способов деятельности для их создания. В основу классификации и типов общества и культуры кладутся объективные критерии. Выделяются следующие исторические типы культуры: первобытная культура, культура рабовладельческого строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального общества, культура националистического общества, социалистическая культура.

 

Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» разработал концепцию обособленных , локальных культурно-исторических типов или цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Это положительные деятели в истории человечества. Есть и отрицательные деятели такие как гунны, монголы, турки, несущие гибель. И те, что составляют этнографический материал для новых народов, не создавая сами исторической индивидуальности.

Н. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов, исчерпавших возможности своего развития: египетская культура, китайская культура, ассирийско-вавилонская, индийская культура, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, европейская.

Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному, а затем к цивилизации. Цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа другому. Под цивилизацией Данилевский понимал «время, в течение которого народы, составляющие тип проявляют свою духовную деятельность во всех тех направлениях, в которых они способны проявить себя.

Данилевский выделяет направления культурной деятельности человека как основания для типологии: это религиозная деятельность, культурная, политическая, экономическая. В сооответствии с этим основанием он выделяет культуры одноосновные, двуосновные, трехосновные и гипотетические четырех основные. Идеи Данилевского развиты О.Шпенглером.

В ХХ веке получает распространение альтернативный цивилизационный подход или теория локальных культур, замкнутых цивилизацией. Основы этих идей в XIX в. были сформулированы русским славянофилом и почвенником Николаем Данилевским (1822-1855), а в ХХ столетии разрабатывались немецким философом О. Шпенглером (1880-1936) и английским историком А. Тойнби (1889-1975). Особое место в культурологических концепциях 19- пер. пол. 20 века занимает тема кризиса культуры, центральное место в этих концепциях занимают культурологические идеи О. Шпенглера, его книга «Закат Европы» стала сенсацией в гуманитарном знании. С точки зрения Шпенглера культуры – это живые организмы, которые рождаются, растут и умирают.

Под непосредственным влиянием I Мировой войны Шпенглер выпустил книгу "Закат Европы", ставшую бестселлером на многие десятилетия, где сформулировал свою концепцию типологии или морфологии культуры. Его теория - критическая реакция на основные постулаты западной исторической науки XIX в. - европоцентризм, панлогизм, историзм, "линейную направленность". Шпенглер противопоставляет им учение о множестве равноценных по уровню достигнутой зрелости культур. Таких культур восемь - египетская, индийская, вавилонская, китайская, «апполоновская» (греко-римская), "фаустовская" (западноевропейская) и культура майи. Их существование, по Шпенглеру, есть свидетельство не единого процесса мировой истории, а единства проявлений жизни во Вселенной. Культура есть отличающее эпоху внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, ре­лигиозной, практической, художественной жизни.

Шпенглер отказывается от идеи единого исторического процесса и трактует исторические и региональные культуры как равноценные "культурные организмы", переживающие следующие стадии: мифосимволическую, раннюю культуру, метафизико-религиозную высокую культуру и позднюю окостеневшую культуру, переходящую в цивилизацию. По­следняя есть везде симптом отмирания целого культурного организма. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития техники, науки, огромным ростом городов, упадком искусства и философии. Народ теряет "душу культуры". Цивилизация формирует стремление к миро­вому господству - это внутренний источник гибели культуры, погибающей от войн в борьбе за мировое господство.

Примерно эти же позиции цикличности развития цивилизации и_ ее локальности, независимо от других цивилизаций отстаивал и Арнольд Тойнби. Но в отличие от Шпенглера, Тойнби не считает, что цивилизация - всегда упадок и деградация. Он называет цивилизацией характеристику конкретного общества, особый социокультурный фено­мен, ограниченный пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического развития.

Тойнби выделяет 13 цивилизационных типов в человеческой истории, каждому типу цивилизации предшествует первобытное состояние, потом в "ответ" на "вызов" исторической ситуации (человеческие + природные факторы) возникает цивилизация, развивается, потом переживает надлом, упадок, возможно гибель, В современном мире параллельно развиваются 5 цивилизаций:китайская, индийская, исламистская, русская и западная. Если в рамках формационного подхода в основу классификации культур кладется объективный материальный критерий (способ материального производства), у Шпенглера - духовный (внутреннее единство форм мышления (ментальность)), то Тойнби старается совместить объективный (технологический) характер цивилизации как реакции на географические условия и духовный своеобразная система ценностей).

К. Ясперс полемизирует и с Марксом, и со Шпенглером, полагая, что существует историческое единство культуры. В полемике с Марксом он отстаивает мысль о том, что в культуре решающим является не экономический, а духовный фактор. В мировой истории Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: «прометеевская эпоха», эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники.

Прометеевская эпоха началась в пятом тысячелетии. до н.э. Это время формирования человека как вида.

Второй период это возникновение великих цивилизаций древности, возникших в 4 тыс до н.э. почти одновременно.

Третий период – осевое время - это эпоха духовного основоположения всех тех типов культур, которые в настоящее время составляют дихотомию – Восток- Запад. Этот процесс длился с 800 до 200 гг. до н.э. Возникает философия, возникают основы мировых религий, формируются категории, которыми мы мысли и в настоящее время. Если до осевого времени развитие человека, общества и культуры происходило локальным путем, то после него открылась возможность универсального, единого развития человечества.

Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской, Она создает принципиально новые информационные технологии и источники энергии. Эта эпоха готовит возникновение новых великих цивилизаций.

 

В основу типологии культур можно положить и географический принцип, точнее выделить два региона - Запад и Восток. Это различие ясно уже понимали древние греки, сравнивая свою цивилизацию с персидской. Это деление не столько территориальное, сколько оно связано с генеральной направленностью культурных свершений, по сути можно выявить особенности западных культур и их отличие от традиционных обществ.

Эти отличия выделяются по нескольким основаниям: экономическим, политическим, отношения человека и социальной группы, стилю мышления.

Так, экономическую основу восточных цивилизаций составляет власть-собственность. Власть –собственность – это не столько собственность, сколько власть, поскольку отношение к собственности опосредовано отношением к власти. Экономическую основу западных цивилизаций составляет частная собственность.

Государство восточных цивилизаций полностью подчиняет индивида, государство западных цивилизаций обслуживает интересы собственника

Традиционные цивилизации отличаются отсутствием прогресса, неизменностью социально-экономического уклада. Новаторство в данных цивилизациях играет подчиненную роль, что обеспечивает стабильность существования социума. Приверженность традиционному типу отношений лишает общество изменений, которые могут привести к нестабильности существования цивилизации, и ее гибели.

В восточных обществах человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека почти всецело определяется принадлежностью к социальной группе, за которой закрепляются определенный вид трудовой деятельности и профессия. Личностное общение между социальными группами резко ограничено.

В восточных культурах доминирующим является созерцательное отношение к миру. Познание природы, общества и человека мыслится возможным лишь через самопознание. Характерной особенностью европейского мировоззрения является активное отношение человека к миру (активно-преобразовательная деятельность). Природа рассматривается в контексте европейской культуры как объект, а человеку как субъекту предписывается активно-преобразовательное отношение к ней.

Европейское искусство рационально, подчинено разуму, на Востоке развивались образная и символическая стороны искусства.

В основу типологии культуры можно положить различия между мужским и женским началом. Еще Иоганн Бахофен в книге «Материнское право» отмечал существование матриархального типа культуры, ведущими ценностями которой выступали связь с землей и кровные узы, а также пассивное восприятие и отношение к природе. Для материнской культуры характерно равенство всех людей и стремление к их всеобщему счастью.

В дальнейшем происходит смена ценностной парадигмы: мужчины становятся правящей силой в семье и обществе. Установился патриархальный уклад, для которого характерна моногамная семья, безусловное главенство отца в семье и общественная иерархия. В религии мужские божества сменяют женские. Для патриархального типа культуры характерно деятельное начало: изменение природного окружения, преобладание рационального мышления и приоритет подчинения законам. Важнейшая ценность – подчинение власти.

Лео Фробениус разделял культуры по признаку мужского и женского начла. Так, к матриархальной культуре он относит русскую, немецкую культуры, а также культуры африканских народов, к патриархальной принадлежат англосаксы, арабы-берберы, романские народы. Патриархальным народам присуще мировоззрение из «пещеры»: активность в покорении природы, животное начало, рациональность и магия. Для мировоззрения матриархальных культур характерно растительное начало и единство с природой, эмоциональное мировосприятие. В истории попеременно господствуют эти начала. Мужское начало обуславливает приоритет власти, ценности вещей, независимости, амбиций. Женское начало обеспечивает культуре качество жизни, человечность, взаимозависимость.

 

Ф. Ницше предложил для различения типов культур мифологические образы Аполлона и Диониса. Аполлон – выражение покоя и порядка, Дионис – нарушение меры, экстаз.

Аполлоническое начало Дионисийское начало
рациональность иррациональность
мера Безмерное буйство
Иллюзорно-оптимистическое Трагико-героическое
Состояние покоя Беспокойство, неудовлетворенность
индивидуальность Уничтожение индивидуальности через мистическое единство

 

Культура представляет собой борьбу двух начал, с ними и связано поступательное развитие в культуре.

 

Проблема принципов классификации типов культур рассматривается в целом ряде своеобразных теорий XX столетия. Американский философ, социолог русского происхождения П. Сорокин различает культуры по их "ментальности" (идеационная, чувственная, идеалистическая), Ф. Нортон выделяет ментальный критерий различных способов и форм познания. Восток и Запад,

М. Маклюэн классифицирует типы культур по способу передачи информации (традиционный, письменный, экранный), Д. Белл - по типу производственной технологии (традиционный, индустриальный, постиндустриальный).

Все эти подходы, имея сильные и слабые стороны, помогают постичь сложность и уникальность реальных явлений мирового куль­турно-исторического процесса.