Дворянская политика

Крестьянский вопрос

Николай I неоднократно возвращался к мысли о необходимости урегулирования вопроса о крепостном праве. Различные варианты решения этой проблемы разрабатывались в 8 секретных комитетах, которые в разное время создавались в России.

Анализируя действия властей по решению крестьянского вопроса, нужно различать политику в отношении государственной деревни и политику в отношении частной деревни.

Во второй половине 1830-х гг. была проведена реформа государственной деревни (реформа П.Д. Киселева). Киселев провозгласил своей целью приблизить положение государственных крестьян к положению "свободных сельских обывателей". Было изменено управление государственной деревней. Значительно увеличились земельные наделы государственных крестьян. Подушная подать стала постепенно превращаться в земельно-промысловую. Появились больницы и школы, крестьяне получили агротехническую помощь, смогли пользоваться кредитом. С другой стороны, реформа обернулась для казенной деревни усилением административной опеки со стороны чиновничества, ростом произвола начальства.

По отношению к частной деревне в николаевскую эпоху был принят ряд указов.

1833 г. - запрет перевода крестьян в дворовых с лишением их надела; запрет продажи крестьян с раздроблением семейств.

1842 г. - указ "Об обязанных крестьянах": помещик мог заключить с крестьянином договор, по которому последний получал личную свободу и участок земли в пользование за исполнение установленных повинностей.

1847 г. - право крестьян выкупаться в случае продажи имения с торгов (с 1849 г. - с разрешения помещика).

1847-1848 гг. - инвентарная реформа (Украина, Белоруссия): в специальных документах - "инвентарях" - фиксировались крестьянские наделы и повинности, которые не могли быть изменены помещиком.

1848 г. - разрешение крепостным крестьянам покупать на свое имя незаселенные земли.

Декабристское восстание продемонстрировало, что не все дворяне являются надежной опорой трона. По мере разложения крепостнической системы проявлялся процесс постепенного экономического оскудения дворянства. В этой ситуации власть стремилась упрочить положение высших и средних слоев помещиков, жертвуя интересами слабевших экономически, а потому казавшихся и политически ненадежными представителей дворянства.

Меры:

манифест 6 декабря 1831 г. допускал к участию в выборах на дворянские общественные должности только тех помещиков, которые имели не менее 100 душ крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли;

для затруднения проникновения в дворянскую среду выходцев из податных сословий в 1845 г. были внесены изменения в «Табель о рангах»: теперь на военной службе потомственное дворянство приобреталось лишь по достижении старшего офицерского чина, а на гражданской – чина V, а не VIII класса, как раньше;

в этом же ключе (не допустить размывания дворянства!) следует рассматривать создание института «потомственных почетных граждан» (манифест 10 апреля 1832 г.);

для укрепления материальной базы первого сословия и недопущения разорения дворянских имений в 1845 г. был создан институт заповедных наследственных имений (майоратов). Они не подлежали дроблению и, составляя собственность дворянского рода, переходили по наследству к старшему сыну.

Итоги царствования Николая I

В конце тридцатилетнего царствования Николая I началась Крымская война (1853–1856 гг.), показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Достигшее апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование государственной машины.

В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.

Контрольные вопросы:

1. Проект М. М. Сперанского предусматривал…

2. Автор «теории официальной народности»…

3. В основе «теории официальной народности» лежат принципы…

Тема 8: Буржуазное реформирование России в XIX в.

Цель: рассмотреть особенности развития Российской империи во второй половине XIX в.

План:

1. «Великие реформы» 60 – 70-х гг.

2. Александр III. Политика «контрреформ» в России в 80–90-е гг. XIX в.

1.Великие реформы 60–70 гг. XIX в.

Великие реформы связаны с личностью царя Александра II, который вступил на престол в 1855 г.

Предпосылки реформ

Внутренние предпосылки

Внутренние предпосылки реформ могут быть сведены к понятию «кризис крепостнической системы». Он проявился в следующих факторах:

сохранение крайне низких темпов развития при крепостничестве: работник не был заинтересован в результатах своего труда; следствием этого становилась низкая производительность труда;

начавшийся промышленный переворот требовал рынка свободной рабочей силы и емкого внутреннего рынка сбыта, чему препятствовало крепостное право;

попытка помещиков интенсифицировать труд крепостных (месячина) вела к нарастанию социальных конфликтов в деревне;

Месячина - в России XVIII - первой половины XIX вв. шестидневная барщина крепостных, лишенных наделов, за месячный продовольственный паек; наиболее жесткая форма крепостной зависимости.

рост помещичьей задолженности государству;

осознание частью общества аморальности крепостничества.

Внешние предпосылки

Основная внешняя предпосылка преобразований – поражение России в Крымской войне. Именно оно вскрыло все недостатки крепостнической системы. Стало ясно, что Россия не может противостоять европейским странам. Война привела к активизации общественно-политического движения.

Правительство осознало, что если Россия хочет остаться великой державой и играть активную роль на мировой арене, то необходимы глубокие модернизирующие реформы.

Крестьянская реформа

Самой значительной реформой стала крестьянская.

Подготовка отмены крепостного права проходила в условиях столкновений либерально и консервативно настроенных чиновников.

К числу консерваторов можно отнести В.А. Долгорукова, М.Н. Муравьева и др.

Либералы: С.С. Ланской, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, Я.И. Ростовцеви др.

Подготовка реформы заняла довольно длительное время, на протяжении которого уточнялись и корректировались различные аспекты освобождения крестьян.

В ходе работы губернских дворянских комитетов помещики максимально пытались отстоять свои интересы. В черноземных губерниях они выступали за освобождение без земли. В нечерноземных губерниях помещики соглашались на освобождение крестьян с землей, но за большой выкуп.

Создавая проект реформы, разработчики полагали, что после отмены крепостного права рядом с крупным помещичьим хозяйством должно возникнуть мелкое крестьянское. Либералы считали, что при таком условии помещики смогут перестроить свое хозяйство на капиталистический лад. Но в то же время в России не возникнет массы безземельных пролетариев, что позволит избежать революций, через которые прошла Европа. Члены комиссий пытались найти компромиссное решение, которое примирило бы интересы государства, помещиков и крестьян, что удавалось не всегда.

Наконец, 19 февраля 1861 г. императором было подписано два документа: «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест об отмене крепостного права». Эти документы кардинально меняли положение бывших крепостных.

Согласно "Положению" и "Манифесту":

· крестьяне получали личную свободу и большинство общегражданских прав (имели право заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия);

· власть помещиков заменялась крестьянским самоуправлением: сельские общества (создаваемые на основе общины) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) избирали на сходах начальство - сельских старост, волостных старшин, волостной суд. Крестьянское самоуправление ведало сбором податей и мелкими судебными делами;

· крестьяне получили землю. При определении размеров наделов учитывалось качество земли (земли делились на три полосы: черноземные, нечерноземные, степные).

Особый интерес представляет анализ выкупной операции.

Поскольку земля была дворянской собственностью, то, получая надел, крестьянин должен был выплачивать выкуп. Выкуп рассчитывался по формуле "капитализация оброка из 6 %", то есть крестьянин должен был помещику такую сумму, которая, будучи положенной в банк под 6 %, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Расчет стоимости надела по этой формуле позволил помещикам компенсировать как потерю земли, так и потерю крестьянских рабочих рук.

Посредником при осуществлении выкупа стало государство. Крестьяне платили помещику лишь 20-25 % стоимости земли. Чтобы помещики могли получить большую часть выкупа единовременно, правительство взяло на себя выплату остальных 75-80 % выкупных сумм. Крестьяне должны были возвращать их казне на протяжении 49 лет в виде ежегодных платежей. В то же время из средств, выданных государством помещикам, была вычтена их задолженность казне.

В 1858–1863 гг. была проведена реформа удельных, в 1866–1886 гг. – государственных крестьян.

Итоги и значение крестьянской реформы.

Отмена крепостного права стала величайшим событием, положившим начало ускоренной модернизации России.

Реформа дала свободу миллионам крестьян. В результате ухода бедных крестьян из деревни в город фабрики и заводы получили постоянный приток дешевой рабочей силы. Вследствие разрушения натурального хозяйства более емким стал всероссийский внутренний рынок. Это дало мощный импульс развитию промышленного производства.

Освободив крестьян с наделом, монархия укрепила социальную базу. Выкупная операция стабилизировала финансы государства.

В то же время, в ходе реформы учитывались в основном интересы помещиков и государства. Сохранилось крупное землевладение и, как следствие, малоземелье крестьян: от дореформенного крестьянского надела было отрезано в среднем 20 %. Поэтому крестьянам приходилось брать землю в аренду, а в качестве арендной платы работать на земле помещика, что мало отличалось от барщины.

Крестьянское хозяйство, ослабленное выкупными платежами, не стала очагом развития капитализма.

Реформа 1861 г. предполагала обязательное развитие (доработку) – ликвидацию сословной обособленности крестьян, ослабление власти общины, решение проблемы малоземелья и т.д.

Земская и городская реформы

После отмены крепостного права в стране появляется слой граждан, для которых необходимо было создать новую систему управления. Для этой цели учреждались всесословные выборные органы местного самоуправления – земства (1864 г.).

В основу земских выборов был положен имущественный ценз и куриальная система. Земства, созданные на уездном и губернском уровнях, имели распорядительные органы – собрания гласных (заседали 1 раз в год) и исполнительные органы – земские управы (действовали постоянно; состояли из 3–7 человек).

На выборах избиратели делились на курии. Первая курия (землевладельческая) составлялась из землевладельцев уезда, владевших от 200 десятин земли или собственностью в 15 тысяч рублей. Вторая курия (городская) составлялась из горожан с оборотом капиталов 6 тысяч рублей в год. Третья курия (крестьянская) избиралась многоступенчато. На сельских сходах избирались выборщики на волостной сход, на нем - выборщики в курию на уездный съезд.

Компетенция земств. Они имели право собирать налоги на свои нужды, ведали школами, медициной, почтами, благоустройством дорог, местным хозяйством, благотворительностью. Земства формально не подчинялись губернаторам, однако они наблюдали за законностью их деятельности.

Выборность, независимость от администрации, всесословность органов самоуправления – все это являлось большим прогрессом. Но правительство искусственно создавало перевес в земствах дворян. Современники называли земство «зданием без фундамента и крыши»: у него не было органов ниже уезда; также пойти на введение общероссийского представительства власть не решилась. Земство вводилось лишь в европейской части России.

Большое значение в земской деятельности приобрели благотворительность, меценатство; земства сыграли свою роль в социальной сфере (земские врачи, учителя), улучшилась ситуация с народным образованием, санитарией, борьбой с эпидемиями.

В 1870 г. было принято «Городовое положение», по которому создавалось городское самоуправление – городские думы – с хозяйственной компетенцией (вопросы городского хозяйства и благоустройства: градостроительство, содержание городских объектов, освещение, продовольствие, здравоохранение, защита от пожаров).

Думы формировали городские управы. Руководил городской думой и управой городской голова.

Городские думы избирались каждые 4 года на основе достаточно высокого имущественного ценза (в зависимости от уплачиваемого налога избиратели делились на три курии). Доля избирателей в городах равнялась 5–7 %, в больших городах – еще меньше (например, в Москве – 21 тысяча избирателей при населении в 660 тысяч человек, т.е. 3,4 % от числа горожан).

Городовое положение распространялось на 509 городов европейской части России.

Судебная реформа

Судебную реформу 1864 г. (см. табл.) исследователи считают наиболее последовательной и продуманной из всех Великих реформ. По реформе суд стал бессословным. Вводились новые принципы судопроизводства – устный, гласный и состязательный процесс. Подсудимого в присутствии публики защищал адвокат (присяжный поверенный). Решение о виновности подсудимого выносили присяжные (представители общества, привлекаемые по жребию).

Судебные учреждения делились на мировые, общие и военные.

Таблица

Система судебных учреждений в России по уставам 1984 г.

СУД
Мировой Общий (коронный) Военные
Незначительные уголовные и гражданские дела (ущерб не более 500 рублей), решались единолично мировым судьей. Инстанции: мировой судья – съезд мировых судей. Более сложные дела (уголовные–с участием присяжных). Инстанции: окружные суды – судебные палаты – Сенат. Дела военнослужащих, военные преступления. Инстанции: полковой – военно-окружной – главный военный суд.

Принципы, заложенные судебной реформой в середине XIX в., в целом соответствуют современным представлениям о судопроизводстве.

Реформа армии

Реформа армии связана с именем нового военного министра Д.А. Милютина. К реформе относится серия мероприятий.

Упорядочивание управления войсками. Страна была разделена на 15 военных округов, непосредственно подчиненных военному министру.

Появление нового рода войск – железнодорожные войска.

Изменения в сфере военного образования: вместо закрытых военных корпусов учреждались военные гимназии, близкие по программе к средней школе (классические и реальные гимназии) и открывавшие путь в любое высшее учебное заведение.

В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность, заменившая рекрутчину. Ежегодно из лиц, достигших 20-летнего возраста, по жребию выбиралось 20–30 %. В армии служили 6 лет и 9 лет состояли в запасе, на флоте – 7 лет и 3 года соответственно. Льготы давались с учетом образования. Выпускник начальной школы служил 3 года, гимназии – 1,5 года, университета – 0,5 года. Служба из сословной повинности превращалась в исполнение общегражданского долга.

Просвещение

Перемены в стране требовали большого количества образованных людей, поэтому реформы затронули и систему образования. Устав 1863 г. вернул университетам автономию (выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет сам стал решать научные, учебные, административно-хозяйственные вопросы).

Принимаются новый гимназический устав (1864 г.), положение о начальных училищах (1864 г.). Согласно этим документам сложилась следующая система учебных заведений (см. табл.).

Таблица

Система учебных заведений

высшая ступень ВУЗ
университет классический институт (горный, технический и др.)
средняя ступень Гимназия
классическая реальная
низшая ступень Начальная школа
государственная земская церковно-приходская воскресная
         

Значение Великих реформ

В 1860–1870-х гг. облик России значительно изменился. Реформы открыли путь интенсивному развитию капитализма, изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Миллионы крепостных получили гражданские права и включились в общественную жизнь. Был сделан важный шаг к равенству всех сословий, к становлению правового государства.

Проводя реформы, власть шла в ногу со временем, так как 60–70-е гг. XIX в. для многих стран стали временем модернизации (отмена рабства в США, начало европеизации Японии, объединение Италии и Германии). Административный и общественный строй России стал гораздо ближе к европейскому укладу. Новый суд укреплял чувство законности. Благодаря земствам в деревне появились врачи, агрономы, учителя. Расширение свободы слова, преподавания стимулировали успехи науки, рост политической культуры.

Но путь преобразования «сверху» был в то же время противоречив. Он не затронул основы государственной власти, то есть самодержавие как форму правления.


2. Александр III. Политика «контрреформ» в России в 80–90-е гг. XIX в.

Смена правительственного курса в 1880-е гг.

В начале 1880-х гг. М.Т. Лорис-Меликов разрабатывал проект созыва в России представительного совещательного органа. Утром 1 марта 1881 г. Александр II принципиально одобрил этот проект, но уже через несколько часов император был убит. Смерть царя подорвала влияние либералов и сделала неизбежным свертывание реформ.

На престол взошел сын Александра II – Александр III.

Новый император выдел причину всех существующих противоречий в обществе (приведших к гибели отца) в том, что преобразования, проводимые на протяжении двух предшествующих десятилетий, разбалансировали, дезориентировали Россию. Советниками царя стали публицист М.Н. Катков и обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев.

В первые дни после цареубийства возле престола развернулась борьба между сторонниками и противниками реформ. Лорис-Меликов настаивал на созыве представительного органа. Победоносцев доказывал, что это будет гибелью для России. В конечном итоге, 29 апреля 1881 г. Александр III без совета с министрами утвердил манифест «О незыблемости самодержавия» (составлен К.П. Победоносцевым). Лорис-Меликову и его сторонникам (военный министр Д.А. Милютин, министр финансов А.А. Абаза) пришлось уйти в отставку.

Преемником Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел стал граф Н.П. Игнатьев. Он пытался найти средний путь между реформами и реакцией. При Игнатьеве был принят ряд законов либерального толка (были понижены выкупные платежи, началась отмена подушной подати, вводилась фабричная инспекция). Будучи противником парламентаризма, Игнатьев пытался найти некие самобытные формы союза власти и общества. Он разработал план созыва органа, напоминающего Земский собор образца XVI в. Однако под давлением Каткова и Победоносцева проект был отвергнут, и Игнатьев был вынужден уйти в отставку (май 1882 г.). С 1882 по 1889 гг. должность министра внутренних дел занимал Д.А. Толстой, с чьим именем связано понятие «контрреформ».

Усиление полицейского надзора

В августе 1881 г. было принято «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». В соответствии с ним губернатор при введении этого положения мог:

· закрывать учебные заведения,

· закрывать печатные органы,

· арестовывать в административном порядке на срок до 3 месяцев,

· предавать военному суду любого жителя,

· высылать нежелательных лиц и т.д.

«Положение» принималось как временная мера, но просуществовало до 1917 г. Некоторые местности десятилетиями находились на режиме чрезвычайного положения.

Ужесточался суд над революционерами. Они нередко приговаривались к смертной казни или пожизненной каторге. Неблагонадежных лиц ссылали в административном порядке, без суда. Охранные отделения практиковали внедрение агентов в ряды революционеров.

Ограничение судебной реформы

В 1880-х гг. было проведено ограничение судебной реформы, что выразилось в следующих мерах:

· была ограничена несменяемость судей;

· сузился круг лиц, из которых могли выбираться присяжные (путем увеличения имущественного и образовательного ценза);

· из ведения суда присяжных был изъят ряд дел (дела против порядка управления, по должностным преступлениям);

· была ограничена гласность суда.

Все же целостной контрреформы суда не состоялось.

Ограничение земской и городской реформ

В 1889 г. было издано «Положение об участковых земских начальниках».

Земский начальник (1889-1917 гг.) - должностное лицо из дворян, которое контролировало деятельность органов крестьянского общественного самоуправления и являлся первой судебной инстанцией для крестьян. Земскому начальнику подчинялись деревенские сходы, старосты, волостные суды; они могли отменять решение сходов, смещать старост, штрафовать крестьян. С введением этого закона перестал действовать выборный мировой суд.

В 1890 г. было принято новое «Положение о земстве»:

· земские органы оказались строже подчинены надзору губернатора;

· число крестьянских гласных заметно уменьшилось;

· крестьянские гласные стали назначаться губернатором из числа кандидатов, выбранных на волостных сходах.

«Городовое положение» 1892 г. ввело высокий имущественный ценз, сократив число избирателей в три-четыре раза. Например, в Петербурге число избирателей сократилось с 21 тысячи до 6 тысяч, в Москве с 21 тысячи до 7 тысяч.

· роль дворян в земствах была усилена (для дворян-землевладельцев имущественный ценз был понижен, для горожан – повышен); 4.4.5.

Контрреформы в области просвещения и печати

В августе 1882 г. были приняты «Временные правила о печати». В соответствии с ними создавалось Особое совещание четырёх министров (внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурор Синода), которое устанавливало контроль за печатью.

Отныне редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами. Любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания.

В 1880-е гг. был закрыт ряд оппозиционных изданий («Московский телеграф», «Голос», «Отечественные записки»). Из публичных читален были изъяты журналы 60-х гг. («Современник», «Русское слово»). Под запретом оказались некоторые темы, обсуждение которых на страницах печати не допускалось (25-летие отмены крепостного права, проблемы учебных заведений, рабочий вопрос).

Новый университетский устав (1884 г.; разработчик – министр народного просвещения И.Д. Делянов) покончил с автономией высшей школы. Выборы профессоров, деканов, ректоров отменили; университетские советы присуждали только степени и медали. При поступлении в университет необходима была справка о благонадежности. Плата за обучение в университетах повысилась с 10 до 50 рублей в год. Высшее образование ставилось под контроль попечителя учебного округа.

В это же время был открыт новый университет – Томский (1888 г.).

На несколько лет были закрыты высшие курсы для женщин (в Петербурге, Москве, Киеве, Казани). Духовные семинарии и кадетские корпуса, которые в 1860-70-х гг. сблизились с обычными гимназиями, вновь превратились в специальные, закрытые заведения. В 1887 г. министр просвещения издал так называемый «циркуляр о кухаркиных детях» (вопреки уставу в гимназии запрещалось принимать детей поваров, прачек, мелких лавочников). Для крестьянских детей усиленно создавались церковно-приходские школы, призванные воспитать их в «простоте мысли».

Понимая, что одними запретами и ограничениями настроение общества не изменить, власть взяла на вооружение идеологические средства. По всей России воздвигались храмы в древнерусском стиле, напоминающие о национальной самобытности. Устраивались грандиозные торжества в честь церковных юбилеев (900-летие крещения Руси). Издавались сотни церковных изданий для народа. Либеральным идеям оставалось все меньше места.

На окраинах империи усилилась русификация (Прибалтика, Польша). Усилилась деятельность православных миссионеров.

Итоги контрреформ

Современниками и исследователями по-разному оценивалось время правления Александра III. Для одних он – царь-миротворец (Россия не вела войн), для других – «душитель» эпохи Великих реформ.

Во всяком случае, полицейский надзор, усилившийся в 1880–90-е гг., бил не только по революционерам, но и по либеральной оппозиции, готовой идти на сотрудничество с властью. Попытка законсервировать положение вещей оказалась утопией: дворянство разорялось, община тормозила развитие сельского хозяйства, приводя его в упадок. «Замораживая» устои в деревне, правительство поощряло развитие индустрии: нарастал опасный перекос между резким ростом промышленного производства и малопродуктивным сельским хозяйством. Национальные и религиозные гонения также не укрепили Россию.

В научно-исследовательской и учебной литературе время царствования Александра III часто определяется как период «контрреформ». Это выражение не совсем удачно. Можно утверждать, что «контрреформа» произошла лишь в сфере образования (лишение университетов автономии, «циркуляр о кухаркиных детях»). В других сферах произошло ограничение реформ 1860–70-х гг. Таким образом, скорее, следует говорить не о контрреформах, а о корректировке либерального курса Александра II.

Контрольные вопросы:

1. В каком году вышел манифест об отмене крепостного права?

2. Что такое земства?

3. Суть политики контрреформ Александра III

 

Тема 9: Проблемы модернизации России на рубеже XIX-XXвв.

Цель: рассмотреть I русскую революцию 1905 – 1907 гг. и проблемы модернизации России

План:

1. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, ход и итоги

2. Деятельность П.А. Столыпина и общественно-политическая обстановка в 1911–1914 гг.

1. Революция 1905 – 1907 гг.: причины, ход и итоги

Предпосылки революции

Говоря об обстоятельствах, вызвавших первую русскую революцию, можно разделить их, с одной стороны, на проблемы, копившиеся в обществе годами, а, с другой стороны, на те факторы, которые непосредственно приблизили революцию в начале XX в. (см. табл.)

Таблица

Накопившиеся противоречия Факторы 1905 г.
1. Социально-экономические: · крестьянский вопрос · малоземелье · отрезки · выкупные платежи · ограничение свобод · рабочий вопрос · отсутствие рабочего законодательства · система штрафов · низкая заработная плата · тяжелые условия труда · экономический кризис 1900–1903 гг., депрессия 1904–1908 гг. · неурожаи · поражение в русско-японской войне (1904–1905 гг.)
2. Политические: · сохранение самодержавия, вступающего в объективные противоречия с капиталистическим укладом; стремление буржуазии получить возможности влияния на управление страной · отсутствие свобод (слова, печати, собраний и др.)
3. Национальные: · очень острый национальный вопрос в Финляндии, Польше, Закавказье

Ход революции

Восходящая линия: январь – сентябрь 1905 г.

Начало революции – трудовой конфликт на Путиловском заводе, который привел к событию 9 января 1905 г., вошедшего в историю под названием «Кровавое воскресенье» (возглавил поп Гапон) 15 мая 1905 г. в Иваново-Вознесенске возник I совет (первый) рабочих уполномоченных. Во главе – М. Фрунзе.

Летом 1905 г. – крестьянские восстания, выступления в армии (июнь 1905 г., броненосец «Потемкин Таврический»).

Пик революции: октябрь – декабрь 1905 г.

Апогей революции - октябрь–декабрь 1905 г. - Всероссийская октябрьская политическая стачка.

17 октября 1905 г. – Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», который содержал:

1. Дарование населению России политических свобод (свобода слова, печати, неприкосновенности личности и т.д.)

2. Образование Государственной Думы в качестве законодательного органы

3. Привлечь к выборам все слои населения–

Декабрьское вооруженное восстание в Москве.

Беспрецедентная по числу (около 2 млн. человек) и категориям (студенты, служащие, рабочие) участников октябрьская политическая стачка заставила власть пойти на серьезные уступки обществу – появляется Манифест 17 октября. Появление этого документа было по-разному встречено в обществе: либеральная часть прежних сторонников революции Манифестом была удовлетворена и отошла от сопротивления властям; другая, более радикальная часть революционеров, не нашла в Манифесте удовлетворения своих требований (свержение монархии). Отсюда – попытка поднять общество на новое противостояние (московское декабрьское вооруженное восстание). Однако эта попытка провалилась.

Нисходящая линия: январь 1906 г. – июнь 1907 г. Медленное затухание революции.

Итоги революции

События 1905–1907 гг. открыли новую страницу в истории России:

·сменилась форма правления: Россия из абсолютной монархии превратилась в монархию ограниченную (парламентскую, думскую);

·появился парламент;

·были легализованы политические партии;

·появились профсоюзы;

·исчезла предварительная цензура.

После революции несколько улучшилось положение широких народных слоев:

·крестьяне перестали платить выкупные платежи;

·выросла зарплата промышленных рабочих;

·усовершенствовалось их социальное обеспечение;

·рабочий день сократился до 9–10 часов.

Революция в России оказала влияние на антифеодальное движение в Турции, Иране, Китае (1907–1913 гг.).

Манифест 17 октября 1905 г. Учреждение Государственной думы

В августе 1905 г. был опубликован закон о представительстве – совещательной Государственной думе («булыгинский проект»). Но это уже никого не устраивало. Под руководством С.Ю. Витте была разработана программа политического переустройства. По Манифесту 17 октября Россия получила законодательную Думу. За императором оставалась исполнительная власть.

В России появился парламент, состоящий из двух палат: верхняя палата – Государственный совет; нижняя палата – Государственная дума.

Половина состава Государственного совета назначалась царем, а половина избиралась корпорациями (организациями): земствами, дворянскими собраниями, университетами и т.д.

Дума созывалась на 5 лет. При выборах избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов. 1 голос помещика = 3 буржуа = 15 крестьянам = 45 рабочим. Но даже при этом депутаты от крестьян могли составить 40 %. На это правительство пошло сознательно, рассчитывая на веру крестьян в царя.

Депутаты имели право обсуждать законопроекты, бюджет, а также делать запросы министрам. Вне контроля парламента остались военные дела, внешняя политика и вопросы императорского двора. Отныне законопроект становился законом в том случае, если он пройден через Думу, затем – через Госсовет и, наконец, подписан императором.

Накануне введения представительства было учреждено объединенное правительство – Совет министров (теперь министры должны были сообща обсуждать законопроекты и важные мероприятия).

Программы политических партий

Октябрьский Манифест легализовал существование политических партий в России. Уже до конца 1905 г. было официально зарегистрировано около 50 партий. Рассмотрим программы наиболее влиятельных политических партий, возникших в России в начале XX в. (см. табл.)

Таблица

Партия Тактика Политическая программа Рабочий вопрос Аграрный вопрос Национальный вопрос
РСДРП
Год основания – 1898. Лидеры: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Г.В. Плеханов, Л. Мартов Сочетание легальных (печать, выборы в Госдуму) и нелегальных (подготовка вооруженного восстания) методов Свержение самодержавия Рабочий контроль. 8-часовой рабочий день. Свобода стачек и забастовок.Улучшение условий быта и труда У большевиков национализация земли. У меньшевиков-муниципализация Большевики: «Право наций на самоопределение вплоть до отделения»
ПСР
Год основания – 1902. Лидер В.М. Чернов Террор Свержение самодержавия. Установление демократической республики 8-часовой рабочий день. Свобода стачек и забастовок.Улучшение условий быта и труда Социализация земли Федеративное устройство страны
ПКД
Год основания – 1905. Лидер П.Н. Милюков Легальные методы Конституционная монархия или республика Совершенствование рабочего законодательства. Запрещение сверхурочных работ для женщин и детей Создание государственного земельного фонда за счёт государственных земель + отчуждение за рыночную цену у помещиков земли, сдаваемой в аренду Культурно-национальная автономия. Более широкие права для Польши и Финляндии
Октябристы
Год основания – 1905. Лидер А.И. Гучков Легальные методы, использование личных связей Думская монархия Совершенствование рабочего законодательства Переселение. Ликвидация общины Культурно- национальная автономия.Более широкие права для Финляндии
Монархисты
«Союз русского народа» (А.И. Дубровин), «Союз Михаила Архангела»(В.М.Пуришкевич) Террор против революционного террора Восстановление неограниченной монархии Совершенствование рабочего законодательства Сохранение помещичьего землевладения Сохранение единой, неделимой России

 

Деятельность I и II Государственных дум

Деятельность I Государственной думы (27 апреля – 8 июля 1906 г.). В I Думу было избрано 448 депутатов. По партийному составу они распределялись следующим образом: кадетов – 153, октябристов – 13, беспартийных – 105, крестьян-трудовиков – 107, «автономистов» (депутаты национальных окраин) – 63 и 7 – прочих. Таким образом, кадетов и примыкавших к ним оказалось 43 %, трудовиков – 23 %, представителей националистических групп – 14 %, пятую часть депутатов представляли беспартийные. Расчеты правительства на патриархальность крестьян не оправдались. Деревня послала в думу политиков левого и либерального толка. Дума оказалась оппозиционной.

Председателем I Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

Важнейшим вопросом обсуждения был аграрный.

Кроме того, трудовики требовали объявления политической амнистии, упразднения Государственного совета, расширения прав Думы (установления ответственности правительства не перед царём, а перед Думой).

8 июля 1906 г. правительство приняло решение о роспуске Думы и о проведении новых выборов.

Деятельность II Государственной думы (20 февраля – 3 июня 1907 г.). Выборы проходили в начале 1907 г. на основе старого избирательного закона, поэтому ситуация во II Думе в общих чертах напоминала ситуацию в I Думе.

Избирательный закон 1905 г.: при выборах избиратели делились на курии, выдвигавшие разное количество депутатов.

1 голос помещика = 3 буржуа = 15 крестьянам = 45 рабочим.

В Думу было избрано 518 депутатов, из них 66 социал-демократов, 37 эсеров, 104 трудовика, 16 народных социалистов. 99 мест получили кадеты, 44 – октябристы, 10 – крайне правые. Председателем II Государственной думы был избран кадет Ф.А. Головин. Эта Дума проработала 102 дня.

По-прежнему аграрный вопрос оставался центральным.

В силу оппозиционности Думы законопроекты, поступавшие не ее рассмотрение из правительства, проваливались во время голосования, точно так же, как предложения, принятые депутатами, не могли пройти голосования в Госсовете.

3 июня 1907 г. было объявлено о роспуске II Государственной Думы и изменении системы выборов.

С прежней ставкой на крестьянина было покончено, значительно сократилось представительство рабочих и национальностей. Новое соотношение голосов выглядело следующим образом. 1 голос помещика = 4 крупным буржуа = 68 мелких городских хозяев = 260 крестьян = 543 рабочих.

Именно события 2–3 июня считаются окончанием революции. Дело в том, что в эти дни власть фактически идет на государственный переворот, нарушив закон (монарх не имел право без Думы менять избирательный закон). Однако никакой реакции общества не последовало, что позволяет делать вывод о том, что революция сошла на нет.

Третьеиюньская монархия

Внутриполитический курс, установившийся в стране после роспуска II Государственной думы и изменения избирательного закона, принято называть третьеиюньской монархией, ставшей последней фазой эволюции российского самодержавия. В политической системе этого периода сочетались элементы нового и старого, черты парламентаризма и черты классического самодержавия. Преобразования, проведенные в период революции (создание Госдумы и пр.), знаменовали собой движение к правовому государству. Вместе с тем в политической жизни страны огромную, во многом ведущую роль продолжали играть институты и нормы, унаследованные от прошлого. Двойственностью отличалась и социальная природа третьеиюньской монархии. Хотя дворянство сохраняло статус первого сословия империи, преобразования, осуществленные в 1905–1907 гг., открыли российской буржуазии более широкие возможности для воздействия на управление страной, чем это было раньше (влиять через Думу). Воплощением третьеиюньской системы стала III Государственная дума, собравшаяся осенью 1907 г.

По итогам выборов правые (черносотенцы) получили 146 депутатских мест, октябристы – 155, кадеты – 108, социал-демократы – 20, трудовики – 13 мест. Председателями III Госдумы были: Н.А. Хомяков (до марта 1910 г.), А.И. Гучков (март 1910 г. – март 1911 г.), М.В. Родзянко (март 1911 г. – 9 июня 1912 г.).

В III Думе сложился своеобразный механизм парламентского октябристского маятника, позволявший правительству проводить нужную ему линию, лавируя между правыми и левыми.

"Октябристский мятник". В политическом центре III Государственной думы оказалась фракция октябристов. Её устраивала политика правительства, и от позиции её депутатов во многом зависела судьба принимаемых решений. При голосовании проправительственных проектов фракция октябристов голосовала вместе с фракциями правых и националистов ("маятник" клонился вправо), а при голосовании проектов реформ буржуазного характера октябристы блокировались с кадетами и примыкавшими к ним фракциям ("маятник" клонился влево).

За всё время работы Дума обсудила и приняла 2432 законодательных акта. III Госдума проработала весь положенный ей срок и завершила свою работу в 1912 г.

2. Деятельность П.А. Столыпина и общественно-политическая обстановка в 1911–1914 гг.

Творцом новой политической системы, безусловно, следует считать П.А. Столыпина.

Столыпин был сторонником сильной монархии, влиятельного поместного дворянства. Выступая за скорейшее подавление революции, он понимал, что при этом нельзя ограничиваться одними репрессиями, нужны реформы. Для этого ему была необходима Дума, способная сотрудничать с правительством.

Известны слова Столыпина: «Сначала успокоение, потом реформы». Именно по этой формуле он и действовал. В 1906 г. ужесточилась борьба с революционным движением. .

Способы борьбы с революционным движением в 1906-1907 гг.:

· вводились военно-полевые суды (в них разбирательство велось несколькими офицерами в ускоренном порядке без защиты);

· широко использовалось внедрение полицейских агентов в революционные организации;

· урезались права окраин.

Но при этом вскоре после своего прихода к власти Столыпин выдвинул обширную программу преобразований (он не был автором всех предложений, но поддержал их, заняв высокий пост), реализация которой должна была, по его мнению, сделать невозможным новый революционный взрыв.

Центральное место в программе Столыпина занимали планы решения аграрного вопроса.

Аграрная реформа П. А. Столыпина:

Цель:

1. Создать крепкого хозяина на земле.

2. Отвлечь крестьян от революции

Программа:

1. Разрешить свободный выход крестьян из общины.

2. Создание хуторов и отрубов

3. Создание крестьянского кредитного банка

4. Переселение малоимущих крестьян в Сибирь, на Дальный Восток и за Урал.

Однако этим столыпинский «пакет реформ» не исчерпывался.

Предложения П.А. Столыпина:

реорганизация системы местного самоуправления.

Предлагалось реорганизовать местное управление с тем, чтобы увеличить долю крестьян в земствах и урезать власть предводителя дворянства в уездах. В министерстве внутренних дел был подготовлен проект земской реформы, предусматривавший ослабление жесткого бюрократического контроля над местным самоуправлением. Преобразования должны были коснуться и судебной сферы, восстановив институт мировых судей и усовершенствовав систему местной юстиции. Уже в 1906 г. ликвидировались некоторые ограничения, существовавшие для сельского населения (паспортные, в поступлении на гражданскую службу).

изменения в конфессиональной сфере. .

По конфессиональному вопросу планировалось:

· облегчение положения старообрядцев;

· отмена ограничений, установленных для инославных церквей;

· разрешение перехода из православия в другие христианские веры;

· облегчение смешанных браков.

Названные элементы в случае их реализации должны были способствовать модернизации страны.

Однако столыпинская программа встретила серьезную оппозицию, в первую очередь, со стороны дворянства: отстаиваемые Столыпиным предложения грозили покончить с одной из последних привилегий российской аристократии – их преобладанием в местном управлении.

В итоге противостояния удалось реализовать лишь мизерную часть программы Столыпина (не считая аграрных преобразований). 1 сентября 1911 г. П.А. Столыпин был смертельно ранен.

Смерть П.А. Столыпина, нарастание противоречий внутри третьеиюньской политической системы, замораживание решения социальных и политических проблем привели к оживлению на рубеже 1910/1911 гг. массового забастовочного движения в стране. Существенное влияние на развитие внутриполитической ситуации в стране оказал расстрел мирного шествия рабочих Ленских золотых приисков в апреле 1912 г. Если в 1912 г. число забастовщиков в стране составило 1463 тысяч человек, то в 1913 г. – уже 2 млн.

Осенью 1912 г. прошли выборы в IV Думу. Дума, избранная по избирательному закону 1907 г., мало отличалась по составу от своей предшественницы. Однако IV Думе пришлось работать в иных условиях, чем Думе 3-го созыва (Первая мировая война, предреволюционные годы), и она оказалась гораздо менее лояльной монарху и правительству.

Столыпина на посту председателя Совета министров сменил В.Н. Коковцов. Министром внутренних дел в 1912 г. стал Н.А. Маклаков, монархист по политическим убеждениям. Уже в начале 1914 г. В.Н. Коковцов был уволен в отставку, а новым главой правительства стал И.Л. Горемыкин, также придерживающийся правых взглядов.

Тем временем в стране не утихало забастовочное движение.

Серьезное влияние на общественно-политическую обстановку в стране оказала начавшаяся в июле 1914 г. Первая мировая война.

 

Контрольные вопросы:

1. Итоги и значение революции 1905 – 1907 гг.?

2. Цель аграрной реформы П. А. Столыпина?

3. Основанием для создания многопартийности в России послужило…

Тема 10: Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

Цель: раскрыть внутриполитическое развитие страны в период первой мировой войны и революций.

План:

1. Россия в условиях Первой мировой войны