Власть и общество в эпоху Николая I.

Особенности политики николаевской эпохи

На содержание внутренней политики Николая I оказали влияние обстоятельства вхождения на престол (восстание декабристов), а также ситуация в Европе во второй четверти XIX в. Европу в 1830 г. и в 1848 г. сотрясли революционные волны. Николай – убежденный монархист – видел своей задачей недопущение проникновения в Россию революционных идей.

Необходимым условием упрочения строя император считал усиление своего личного контроля за работой государственного аппарата. Николаевское царствование – время предельной централизации управления империей, апогей самодержавия. Возросло значение Собственной его императорского величества канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой.

Собственная его императорского величества канцелярия - орган государственного управления России в конце XVIII в. - 1917 г. С 1826 г. центральное звено системы отраслевого управления. Состояла из 6 отделений (I - собственно канцелярия; II - систематизация законов; III - политический сыск; IV - женское высшее образование; V - разработка реформы государственных крестьян; VI - разработка административной реформы на Кавказе); деятельность координировалась императором и госсекретарем. Во второй половине XIX в. утратила прежнее значение.

Вступив на престол в условиях дворянского восстания, Николай начинает свое правление с ужесточения контроля над обществом.

С 1826 г. обеспечивать «безопасность престола и спокойствие в государстве» стало III отделение (руководитель А.Х. Бенкендорф) Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Россия была поделена на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тысяч нижних чинов. Кроме того, III отделение располагало обширной сетью тайной агентуры. С помощью имеющихся средств отделение организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п.

Политика в сфере печати и образования

Предметом особых забот Николая I были печать и образование, где могла укорениться «революционная зараза». В 1826 г. был издан новый цензурный устав (т.н. «чугунный устав»), который своими жесткими нормами наложил весьма тяжкое бремя на издателей и авторов. В 1828 г. новый устав несколько смягчил крайности «чугунного устава», тем не менее, мелочный и жесткий надзор за печатью сохранялся.

Пристальному надзору подвергались и учебные заведения. Николай I стремился сделать школу сословной, а преподавание вести в строгом православно-монархическом духе.

С 1827 г. было запрещено допускать крепостных крестьян (за редким исключением) в средние и высшие учебные заведения.

Согласно новому школьному уставу 1828 г. между существовавшими типами школ (одноклассное приходское училище для крестьян, трехклассное уездное училище для мещан и купцов, семиклассная гимназия для дворян) уничтожалась какая-либо преемственная связь, поскольку в каждом из них могли обучаться лишь выходцы из соответствующих сословий.

В 1833 г. министром народного просвещения С.С. Уваровым была сформулирована теория официальной народности, которая служила целям идеологической борьбы со свободомыслием. В духе этой теории, обосновывавшей соответствие существующих порядков русской национальной традиции, строилось преподавание в учебных заведениях. Теория официальной народности активно пропагандировалась в прессе и литературе.

Устав 1835 г. лишил университеты значительной части их прав и внутренней самостоятельности.

Попытки обновления государственной системы

Добиваясь укрепления существующего строя, Николай I не был чужд идеям его модернизации. 6 декабря 1826 г. был образован Секретный комитет, призванный рассмотреть ситуацию в государстве и разработать программу необходимых реформ. Комитет действовал в течение трех лет. Им была намечена программа преобразований, предусматривавшая некоторое ограничение помещичьей власти над крестьянами, перестройку центральной и местной администрации в духе принципа разделения властей и т.п. Однако восстание в Польше, «холерные бунты» 1830–1831 гг. не позволили осуществить большинство начинаний этого Комитета.

Для обеспечения законности в Российской империи большое значение должна была иметь кодификация законов, завершенная к 1833 г. Результатом этой обширной работы по систематизации законов, появившихся после Соборного уложения 1649 г., стало издание 45-томного «Полного собрания законов Российской империи» и 15-томного «Свода законов Российской империи». В полное собрание вошли все законы, принятые в России с 1649 по 1825 гг., а в свод законов были включены только действующие законы. Руководил работами по кодификации законодательства М.М. Сперанский.

Сословная политика Николая