Проблема выбора веры и крещение Владимира I

Приведенные выше предпосылки объясняют причины отказа от язычества, однако Руси еще предстояло выбрать одну из монотеистических религий.

В летописи приводится рассказ о выборе веры киевским князем.

Летописный рассказ о выборе веры. В "Повести временных лет" рассказывается о том, как к Владимиру приходили религиозные миссии из мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии, из немецких земель, где утверждалось христианство римского толка (по легенде, мусульмане соблазняли тем, что, приняв их веру, можно узаконить многоженство. Однако, узнав, что ислам запрещает есть свинину и пить вино, Владимир якобы заявил, что Русь "не может без того быть". От иудаизма князь отказался по причине отсутствия у иудеев родины и т.д.).

Выбирая веру, Владимир, очевидно, искал пример среди соседей, когда бы религия могла укрепить государственную власть. Такой пример давала Византия. Она являлась образцом внутренней стабильности и могущества. Власть императора была практически не ограничена, а церковь ее подкрепляла. Греческая церковь, в отличие от римской, была включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора.

Отношения с Византией нельзя было назвать дружескими. Однако в конце Х в. появились обстоятельства, которые должны были отношения улучшить.

В Малой Азии (часть Византийской империи) постоянно вспыхивали восстания военачальников. В августе 987 г. один из них, Варда Фока, провозгласил себя императором и двинул свои отряды на Константинополь. Император Василий II обратился за помощью к Владимиру, который согласился оказать помощь и послал 6-тысячный отряд. Но помощь оговаривалась двумя условиями: 1) император должен был отдать князю в жены свою сестру Анну; 2) Владимир обещал со своим народом принять христианство.

Мятеж Варды Фоки был подавлен (988 г.). Однако Василий не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир двинул свои войска в Крым и осадил византийскую крепость Херсонес (Корсунь). Это и решило вопрос. Анну отправили Владимиру, а вместе с ней приехали епископы и митрополиты.

В Херсонесе Владимир принял крещение. В христианстве он взял имя Василия в честь императора Василия II, с которым Владимир становился номинально вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины.

Владимир вернулся в Киев, взяв с собой из Херсонеса иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников и увезя мощи святых Климента и Фива.