Закон синергии

Вопрос 4.

Синергия (от греческого synergia – сотрудничество, содействие) означает совместное и однородное функционирование элементов системы.

Процесс резкого повышения или снижения потенциала компании (эффект синергии) аналогичен резонансу, то есть резкому росту или снижению производительности.

Формулировки закона синергии

Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (технологии, персонала, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше этой суммы [6].

В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов[8].

В деловой литературе данное понятие также называется эффектом “2+2=5” для того, чтобы подчеркнуть, что фирма ищет товарно-рыночные комбинации, в которых эффект от суммы больше, чем сумма эффектов составных частей [14].

Потенциал - источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели (Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. M. Прохоров / Изд. 4-е. - M.: Сов. энциклопедия, 1987. - 1600 с.).

Потенциал организации — это возможности достижения организационных целей, проистекающие из ее источников: производственных мощностей, финансов, сотрудников и т.д.

Виды потенциала организации:

· осязаемый (все то, что входит в имущественный комплекс или отображено в каких-либо документах: денежные средства, оборудование, должностные инструкции, технология производства);

· неосязаемый (научная, производственная и информационная ауры, созданные работниками во внешней и внутренней среде: имидж, организационная культура).

 

Практическая реализация закона синергии

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти нужный набор элементов организации и так организовать работу, чтобы синергия носила созидательный, а не разрушительный характер. Здесь возникают следующие специфические задачи, вытекающие из природы рассматриваемых организационных элементов:

во-первых, это сочетание ресурсов компании: людей, оборудования, технологии, территории и служебных помещений, финансов и т.д.;

во-вторых, это сочетание различных направлений бизнеса, продуктов, которое должно обеспечить максимальное раскрытие потенциала компании, а возможно приведет и к увеличению нематериальных активов компании;

в-третьих, это сочетание сотрудников и подразделений, связанных общими работами.

В отношении сочетания направлений бизнеса, можно привести рекомендации Хироюки Итами и Игоря Ансоффа.

Так, Хироюки Итами рассматривает раскрытие потенциала организации сквозь достижение синергетического и комплементарного (дополняющего) эффекта.

Комплементарный эффект достигается за счет полного использования производственных мощностей, персонала и финансовых ресурсов. Комплементарный эффект может рассматриваться в трех проявлениях: во-первых, если на предприятия не загружены мощности, можно изыскать вариант их загрузки новым продуктом, то же касается и финансов, если получаемую прибыль нельзя инвестировать в тот же бизнес, он уже максимально разработан, то нужно изыскать новое направление; во-вторых, если наблюдается неравномерное использование мощностей в течение дневного или сезонного циклов, а также финансов, то их необходимо устранить; в-третьих, если общая емкость рынка стабильна, а сегменты подвержены колебанию, то компания, использующая общие производственные мощности для обслуживания всех сегментов, будет застрахована от спада при уменьшении одного из сегментов, поскольку увеличится другой, та же логика применима и к финансовым ресурсам.

Синергетический эффект достигается за счет использование невидимых, нематериальных, активов. В отличие от производственных мощностей, персонала и финансов, нематериальные активы, например, новые способы выполнения работ, позволяющие увеличить продуктивность, могут быть использованы везде, где они уместны, одновременно. Более того, нематериальные активы при синергетическом сочетании направлений бизнеса, подразделений, сотрудников могут не только не уменьшаться, но и увеличиваться.

Комплементарный эффект является залогом получения высокой прибыли, однако он, как правило, не уникален, а значит может быть легко скопирован конкурентами. Синергетический эффект достигается хотя и сложнее, но обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность организации.

Игорь Ансофф, приводит рекомендации по изысканию синергии, рассматривая ключевой показатель бизнеса - уровень возврата инвестиций:

,

где S – объем продаж, O – текущие расходы, I – инвестиции.

Соответственно синергию он предлагает искать по следующим четырем направлениям:

1. Синергизм продаж.

Данный тип синергизма может иметь место, когда для товаров используется одни и те же каналы распределения, управление процессом продаж происходит из единого центра или используются одни складские помещения. Если весь ассортимент продукции состоит из взаимосвязанных товаров, они реализуются совместно, что повышает эффективность работы торгового персонала. Общая реклама, стимулирование сбыта, имеющаяся репутация – все это способно привести к увеличению дохода, полученного на один вложенный доллар.

2. Оперативный синергизм.

Результат более эффективного использования основных средств и персонала, распределение накладных расходов, совместного проведения обучения, крупных закупок.

3. Инвестиционный синергизм.

Данный вид синергизма появляется вследствие совместного использования производственных мощностей, общих запасов сырья, переноса исследований и разработок с одного продукта на другой, общей технологической базы, совместной обработки изделий, использования одного и того же оборудования.

4. Синергизм менеджмента.

Хотя данный тип синергизма не следует напрямую из формул, он способен оказать большое влияние на величину эффекта в целом. Если при входе в новую отрасль руководство фирмы обнаруживает, что возникающие проблемы во многом схожи с теми, что встречались раньше, оно имеет неплохие шансы эффективно управлять «покорением неизведанных территорий».

 

В таблице 3 представлена матрица, позволяющая оценить возможности получения положительного или отрицательного синергетического эффекта при освоении предприятием новых продуктов.

В таблице 3 приняты следующие сокращения:

ОУ – Общее управление;

ИР – Исследования и разработки;

ПР – Производство;

М – Маркетинг.

 

Таблица 3 — Матрица для оценки возможности перехода в новую отрасль

 

  Новая отрасль
Текущая отрасль Функциональное подразделение Оборонно-космическая Производственная Потребительская
Оборонно- космическая ОУ ИРО ПР М Высокий Высокий Высокий Высокий Низкий Средний Низкий Низкий Отрицательный Низкий Отрицательный Отрицательный
Производственная ОУ ИР ПР М Высокий Средний Низкий Низкий Высокий Высокий Высокий   Средний Низкий Низкий Низкий
Потребительская ОУ ИР ПР М Отрицательный Низкий Отрицательный Отрицательный Низкий Низкий Низкий Низкий   Высокий Высокий Высокий Высокий

 

 

Признаки достижения синергии

Синергию нельзя оценивать по какому-либо одному показателю, лишь наблюдая комплекс показателей организации, можно сделать заключение об ее существовании.

Основные показатели созидательного синергетического эффекта:

· высокий уровень показателей экономической деятельности;

· использование прибыли в целях расширения собственного бизнеса;

· использование замороженных ресурсов;

· инновационная деятельность;

· внесение предложений по совершенствованию производства и управления;

· приобретение акций организации сотрудниками предприятия;

· сознательное отношение к труду;

· усиление исполнительской дисциплины;

· повышение уровня профессиональной подготовки;

· переход к групповым формам оплаты труда и гибкая система поощрений трудовой деятельности;

· доверительные отношения между сотрудниками;

· снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;

· хорошее настроение в коллективе;

· улыбчивость работников.