Сводный конспект

Селективный конспект

Если конспект записан на лекции, то он должно быть для вас только первичным сырьем, материалом для дальнейшей работы. Прочтите этот механический конспект, составьте представление о теме и не поленитесь — перепишите его, создав на основе своих прежних записей новый осмысленный конспект.

Как же нужно конспектировать?

Конспектирование начинают лишь после прочтения всего текста от начала до конца. Когда вы поймете общий смысл текста и его логические взаимосвязи, начинайте конспектировать. Конспект ведите не в порядке его изложения, а в последовательности его логических взаимосвязей, уяснить суть дела можно только в его логической, а не риторической последовательности.

На первый взгляд этот способ потребует больше времени, но потеря времени восполняется реальными преимуществами:

а) Время написания конспекта сократится, т.к. вы уже представляете себе, что необходимо написать, а что нет, поэтому запись конспекта вы будете вести непрерывно.

б) Чтение материала и запись конспекта вы вели непрерывно, поэтому имеете осмысленное целостное информационное единство, которое неизмеримо легче запомнить и удержать в голове, чем набор бессвязных информационных отрезков. В результате вы не только получили конспект, но уже поняли в той или иной степени сам материал. Конспект придется теперь не столько учить, сколько повторять.

Все сказанное относится к самому простому из конспектов, цель которого — адекватно отобразить информацию, зафиксировать суть в доступном для использования и повторения виде. Именно такой конспект нужен, как правило, при подготовке к экзамену, где ваша цель — выучить текст учебника.

Он необходим, когда необходимо извлечь из текста информацию по определенной теме, являющейся для самого текста второстепенной. В этом случае прочтите текст целиком, отметив места, имеющие отношение к интересующей теме. Затем эти места перечитайте внимательно. Бывает, что информация по интересующей вас теме тесно связана с другими вопросами, изучаемого текста, поэтому для полного понимания темы освойте и эти вопросы. В итоге вы поймете общий состав, содержательные и логику имеющейся информации по вашей теме. Таким образом, вы взяли из исследуемого текста информационную подсистему, связанную с вашей темой.

При работе над рефератом или курсовой работой вы должны использовать несколько книг или первоисточников для написания текста. При этом пишутся конспекты первоисточников. Чтобы эффективно работать в таком ключе, вначале сделайте селективные конспекты каждого первоисточника, вычленяя из них необходимую для вас информацию по теме. Затем сравните конспекты. Вы увидите, что в какой-то мере они дополняют, развивают, оспаривают или противоречат друг другу. Обдумайте возникшие сопоставления. На основе проведенного сопоставления, создайте единый конспект на основе информации, полученной при изучении, написанных вами ранее, селективных конспектов. Получится сводный конспект. По нему в дальнейшем и работайте.

При составлении сводного конспекта очень важно отметить, какая информация взята из какой книги и какому автору принадлежит. Это пригодится при составлении библиографии или списка используемой литературы. Чтобы знать, откуда взят материал, запишите в каждом структурном узле темы название первоисточника. Например, запись [1:23—35], [2:44, 48] означает, что информация по теме взята из первоисточника, отмеченного в списке литературы под номером 1 на страницах 23—35 и т. д.

Чтобы совместить, взятые из разных книг части текста, вам придется провести творческую работу по их совмещению в единое целое. В процессе этой работы вы приобретаете более ясное представление о вашей теме, и вполне возможно сделаете новые наблюдения или выводы. При работе над сводным конспектом темы, часто выясняются совершенно новые повороты в развитии темы и аргументы, которые не были описаны в первоисточниках по отдельности, а были сделаны на основе изучения их комплексом.

При конспектировании желательно пользоваться общепринятыми сокращениями, можно так же использовать и свои. Понятно, что это позволит сэкономить массу времени при написании конспекта и уменьшить его объем.

С помощью сводного конспекта можно отлично подготовиться к семинару. Здесь требуется свести воедино информацию из разных источников, сделать выводы, опираясь на полученную информацию, используя некие творческие усилия. Сделайте на основе материала этих источников, сводный конспект и вы обнаружите, что, собственно, никакой иной подготовки вам и не нужно.

Переработайте письменные или диктофонные записи лекций в конспект, основанный на целостно полученной информации. Пусть вам не кажется, что это ненужная двойная работа, на самом деле это не так. Работая над конспектом легче выучить материал в ходе самого его составления.

Всю интересующую вас информацию сопровождайте точными ссылками, чтобы по ним вы всегда смогли снова ее найти. Стандартная и массовая ошибка первокурсника: увлеченный чтением и обдумыванием, он пренебрегает записью точных сносок, так как уверен, что и без того быстро вспомнит, где он все это читал. В процессе конспектирования ссылки должны быть оформлены так, чтобы вы сами могли по ним точно ориентироваться.

Не забывайте в конспекте помечать выходы из интересующей вас темы на смежные. Это может пригодиться, если в будущем понадобится работать над этими смежными темами, к тому же эти выходы указывают на естественные направления развития вашей темы.

Чтобы лучше представить логико-содержательную взаимосвязь информации в пределах вашей темы параллельно с чтением текста записывайте определения, формулировки и используемые в качестве аргументов данные. Затем окончательно устанавливайте связи между ними и соответственно перегруппировывайте. Другими словам, вначале вы сваливаете в кучу всю найденную информацию по теме, а потом, улавливая взимосвязи между ними, воссоздаете ее структуру. Когда вы сталкиваетесь с поставленным автором вопросом, проверьте, дал ли он все варианты ответа. Проверьте правильность этих вариантов и выбор, сделанный автором. Можно ли тут что-нибудь добавить или пересмотреть с вашей точки зрения?