Французский театр

Несмотря на то, что сценическое искусство в течение всего средневековья оставалось непрофессиональным, в актерской среде появлялись целые династии и таким образом формировался слой артистов-профессионалов. Среди имен театральных деятелей первой половины XVI столетия стоит назвать Пьера Гренгора (1475—1540), талантливого французского поэта и драматурга. Виктор Гюго попытался воссоздать в своем знаменитом романе «Собор Парижской Богоматери» образ драматурга Гренгора, однако изображенный им бродячий поэт Гренгуар оказался очень далек от своего исторического прототипа.

Вторая половина XVI века ознаменовалась появлением во Франции регулярного профессионального театра. В связи с этим возникла необходимость в стационарных залах для показа спектаклей, специальном сценическом оборудовании и новом репертуаре. Первый национальный театр, получивший название «Бургундский отель», был построен в Париже братством Страстей Господних в 1548 году.

XVII век стал временем расцвета классического искусства во Франции. Возникшая здесь сценическая школа во многом определила стиль драматургии и актерской игры театров всего мира: практически во всех спектаклях того периода прослеживается торжественность и подчеркнутая величавость поз, движений и жестов исполнителей, высокое декламационное мастерство. Принцип «облагороженной природы», благородство декламационного искусства исполнителя, то есть его l’art de declamation. Актеры эпохи классицизма действовали, переживали на сцене, но не перевоплощались. Это обстоятельство вынуждало подбирать на ту или иную роль исполнителей, близких по психическим и физическим характеристикам герою. Таким образом, возникали всевозможные актерские амплуа.

Постепенно была выработана серия условных, так называемых страстных жестов. Каждая страсть имела не только определенную пластическую форму, но и естественное выражение в голосе: «Так, любовь требует нежного, страстного голоса; ненависть – строгого и резкого; радость – легкого, возбужденного; гнев – стремительного, быстрого, нечленораздельного; презрение – легкого, как бы насмешливого; удивление – потрясенного, наполовину умолкающего, наполовину слышного; жалоба – кричащего, сварливого, страдальческого». При этом следовало соблюдать закон о благородном и ясном произношении текста. Нормой трагедийного языка в XVII веке считалась возвышенная поэтическая речь определенного стихотворного размера, так называемый александрийский стих. Он требовал от актера особой постановки голоса и развитого сильного дыхания.

Сценический костюм определялся вкусами взыскательной великосветской публики: обычно исполнители ролей в пьесах на античный сюжет облачались в огромные парики, бархатные камзолы, перчатки и украшались яркими бантами. Платья актрис должны были соответствовать моде. Костюмы актеров претерпели существенные изменения во второй половине XVII века. К тому времени было создано стандартное римское одеяние.

Особое значение для французского театра эпохи классицизма имела деятельность прославленных драматургов XVII столетия: Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана Батиста Мольера, пьесы которых и сегодня с успехом ставятся на сценах театров мира.

 

Темы сообщений на следующий раз:

1. Шеридан.

2. Театр «Друри Лейн».Актер Гаррик.

3. Актеры и актрисы «Комеди Франсез».

4. Вольтер – драматург.

5. Учение Дидро о театре.

6. Гольдони и Гоцци – противостояние.

 


Тема 6. Театр епохи Просвіти.

Розвиток теоретичних засад театрального мистецтва. Шерідан, Д.Дідро. Просвітницький класицизм, реалізм т сентименталізм в театрі.

Англійський театр. «Комедія норовів», «весела» та «сентиментальна» комедії. Театр «Друрі Лейн». Д.Ґаррік.

Французький театр. «Комеді Франсез». Бульварні театри. Просвітницька драматургія: Вольтер, Бомарше.

Італійський театр. Реформування «комедії норовів». К.Гольдоні. Зародження жанру ф`яби. К.Гоцци.

Німецький театр. «Буря і натиск». «Фауст» Гете. Шиллер.

 

В XVIII веке началась эпоха Просвещения, основным содержанием которой стала решительная борьба с феодализмом. В разных странах Просвещение прошло свой путь развития. В середине XVII века в Англии свершилась буржуазная революция, но затем монархия возродилась. Французская революция полностью уничтожила феодальные основы в Европе. Это случилось потому, что французская революция идеологически была подготовлена учеными-просветителями. За те сто лет, что прошли с 1689 (английская революция) до 1789 года (французская революция), Просвещение проделало громадный путь. В Германии Просвещение развивалось совсем иначе. Дело в том, что буржуазное законодательство попало в страну с армией Наполеона, поэтому немцы могли опираться на опыт англичан и французов. В Германии тоже была революция, но не политическая, а художественная и философская. В Италии у Просвещения был наиболее узкий характер. Но и в этой стране на первые роли выдвинулись многие мыслители и художники.

Свои идеи о свободе личности просветители черпали из эпохи Возрождения. Первый период просветительского искусства назывался периодом просветительского классицизма. В это время разум явно преобладал над чувством. Следующим этапом стал период просветительского реализма. Последний, третий, этап – период сентиментализма – прошел под знаком чувства (причем не обязательно «сентиментального», чувством мог быть и пафос, и гнев, и сатира.

В идеологических сражениях против старых устоев просветители на первое место ставили театр. XVIII век стал одной из великих эпох развития этого вида искусства, и многие произведения этой эпохи вошли в репертуар мирового театра.