Архитектура

Литература

Наука

Система образования

В конце XIX — начале XX в. большинство населения России оставалось неграмотным, особенно крестьяне. Однако развитие капитализма требовало грамотных и профессионально подготовленных людей. Царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки требованиям о расширении народного образования. Если к 1860 г. (по данным переписи) было грамотным всего около 6% населения, то к 1897 г. уже более 21% населения умело читать (среди женщин число грамотных было ниже — 13%.

В 80–90-е гг. возросло количество воскресных школ, которые много делали для распространения образования среди городского населения. Основным звеном начального образования были государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2–3 лет обучали письму, чтению, счету, закону Божьему.

Средними учебными заведениями оставались гимназии, реальные и коммерческие училища, причем в университет можно было поступить только из гимназии. Государственных гимназий (мужских и женских) функционировало очень мало. Высокая плата за обучение в частных гимназиях делала образование недоступным для широких масс населения. С 1896 г. на средства торговой и промышленной буржуазии стали создаваться коммерческие училища.

После подавления революции 1905–1907 гг. министр народного просвещения А.Н. Шварц (1908–1910), а затем Л.А. Кассо (1910–1914) провели ряд реакционных мероприятий: отменили университетскую автономию, запретили прием женщин-вольнослушательниц в высшие учебные заведения. На преподавателей составлялись политические характеристики, запрещалось все прогрессивное в образовании, исключались студенты, закрывались важнейшие кафедры, многие учителя подверглись увольнению.

Развитию культуры способствовали разнообразные средства просвещения и самообразования. В Москве были открыты Исторический и Политехнический музеи, Третьяковская галерея, в Петербурге — Русский музей. Возросло число общественных и частных библиотек. Освобождение (в ходе революции 1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет и росту численности их тиражей (если в конце XIX в. существовало 105 ежедневных газет, то в 1912 г. издавалась 1131 газета на 24 языках). Крупнейшие издательства И. Д. Сытина, А.С. Суворина, «Знание», выпускавшие дешевые издания, сыграли большую роль в просвещении.

Конец XIX — начало XX в. — период выдающихся открытий в русской науке. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. Выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог И.И. Мечников явился основоположником новой отрасли знания — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе («пожирающих клетках»). Его труды (совместно с П. Эрлихом), в 1908 г. были отмечены Нобелевской премией. И.М. Сеченов стал основоположником русской физиологической школы и естественно-научного направления в психологии, положил начало научному исследованию нервной деятельности человека. Его учение об условных рефлексах получило свое продолжение в трудах великого физиолога И.П. Павлова. Он создал подтвержденное опытами учение о высшей нервной деятельности, разработал современные представления о процессах пищеварения и кровообращения, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская премия.

Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев. Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растения под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру. И.В. Мичурин работал в области пчеловодства. Методом гибридизации он создал большое количество новых сортов плодово-ягодных сельскохозяйственных культур.

Труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

Создатель современного генетического почвоведения В.В. Докучаев изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. Важные исследования в геологии севера России, Урала и Кавказа были проведены А.П. Карпинским и А.А. Иностранцевым.

Продолжали исследования малоизвестных регионов земли русские географы. Во время путешествий П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других исследователей были созданы карты Индонезии, Филиппин, Эфиопии, Тибета и др., собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал С.О. Макаров, совершив два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Г.Я. Седов продолжил изучение Арктики, начатое экспедициями Э.В. Толля и А.В. Колчака.

Открытия ученых в физике и механике также приобрели мировую известность. В 1895 г. А.С. Попов сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов и продемонстрировал работу радиоприемника. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа) и А. Н. Лодыгина (лампа накаливания). П.Н. Лебедев подтвердил электромагнитную природу света, измерил его давление на твердое тело и газы.

Основателями российского самолетостроения являются Н.Е. Жуковский и И. И. Сикорский. В 1916 г. вышла книга Н.Е. Жуковского «Теоретические основы воздухоплавания», в которой были изложены законы аэродинамики. По проекту И.И. Сикорского в 1913 г. построен первый в мире самолет-биплан, т. е. имеющий два крыла (две несущие поверхности), расположенные на некотором расстоянии друг от друга.

К.Э. Циолковский всю свою жизнь посвятил работе над тремя проблемами: строительство большого управляемого цельнометаллического дирижабля, создание самолета и проектирование ракет для межпланетных сообщений. Научные открытия и исследования Циолковского на многие годы опередили подобные исследования за рубежом и легли в основу советской космонавтики.

Продолжается развитие российского обществоведения. Начало XX в. отмечено появлением ряда философских работ, авторы которых — С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Е.Н. Трубецкой, П.Б. Струве, Л.И. Шестов, С.Л. Франк и др. — стремились осмыслить исторический путь и будущее России. С 1909 г. Бердяевым, Булгаковым, Струве, Франком и др. стал издаваться сборник статей о русской интеллигенции «Вехи». Радикальное направление общественной мысли связано с работами русских марксистов — Г. В. Плеханова, В. И. Ульянова-Ленина. Значительный вклад в историю отечественной философии внесли представители религиозного направления российской философской мысли — В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, В. В. Розанов, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и др.

Развитие русской исторической науки было продолжено В.О. Ключевским («Курс русской истории»), П.Н. Милюковым («Очерки по истории русской культуры»), Н.Я. Данилевским («Россия и Европа»).

В художественной литературе сосуществовали две главные тенденции того времени: реалистическая и авангардистская.

Традиции критического реализма — гуманизм, народность и гражданственность — развивали И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, А. М. Горький, Л.Н. Толстой и др.

Авангардистское направление, связанное с отходом от устоявшихся норм и поиском новых художественных решений, представлено творчеством символистов, футуристов и акмеистов.

Символизм (фр. symbolism, греч. symbolon — знак, символ) — художественное течение и философско-эстетическая концепция конца XIX — начала XX в. Проникнуто мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь новые высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений. Зародившись как литературное направление во Франции в 70–80-е гг., позднее перерос в общеевропейское культурное явление. В России символизм возник в 90-е гг. (Н. М. Минский, Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб, З. Н. Гиппиус), в начале XX в. он получил воплощение в творчестве А. А. Блока, Вяч. И. Иванова, И.Ф. Анненского и др. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей. Заслугой символизма является обогащение литературы новыми поэтическими формами, выработка новых художественных средств, высокая языковая культура.

Футуризм — одно из авангардистских течений в европейском искусстве, сформировавшееся в Италии. В литературе футуристы призывали к обессмысливанию словесной формы поэзии (деформация слова, «телеграфный язык», разрушение синтаксиса, введение в текст математических и музыкальных знаков и т. п. ). В России литературный футуризм возник с выходом альманахов «Садок судей» (1910) и «Пощечина обыкновенному вкусу» (1913). К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный и др. Их поэтический язык — это не обычный, понятный всем, старый и умный, а непонятный, новый и заумный язык («творяне» — творцы, «могатырь» — богатырь, «смехач» — смеющийся человек, «чареса» — чудеса и др.).

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) — течение в русской поэзии начала XX в. Его представители — Н. С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин — выступили против символизма, его стремления к «идеальному», многозначности и текучести образов; отстаивали возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. Объединились в «Цех поэтов», вокруг журнала «Аполлон» и издательства «Гиперборей». Они полагали, что в результате ухода от символизма поэзия станет свободной. Однако все записанное ими в манифестах не было выполнено, течение прекратило свое существование.

Поиски нового стиля продолжаются и в архитектуре, где в начале XX в. оформились три направления: модерн, неорусский стиль, неоклассицизм.

В стиле модерн архитекторы подчиняли внешний вид здания его внутреннему содержанию. Делались попытки выявить и показать свойства новых строительных материалов — бетона, железа, кафеля, стекла. Художественное решение стиля было связано с эстетикой символизма: линии вялые, прихотливо изогнутые, цвета приглушенные, рисунок деталей усложненный. Крупнейшими представителями стиля модерн стали Ф. О. Шехтель, автор особняка Рябушинского в Москве (ныне дом-музей А. М. Горького), В. Ф. Валькот, автор гостиницы «Метрополь».

В неорусском стиле использовались элементы готики и мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (архитектор А. В. Щусев, Казанский вокзал). Иногда неорусский стиль соединялся со стилем модерн (архитектор Ф.О. Шехтель, Ярославский вокзал в Москве).

В строительстве особняков и зданий общественного назначения широко применялся стиль неоклассицизма, воспроизводивший принципы и внешний вид архитектуры начала XIX в. Его рациональность и математическая точность особенно хорошо сочетались с новыми строительными материалами. Монументальность, парадность, строгая симметрия были характерны для Киевского вокзала, здания Музея изобразительных искусств, почтамта (архитектор И.И. Рерберг), здания Госбанка (архитектор И.В. Жолтовский).