Живопись

Вторую половину XIV — начало XV в. называют «золотым веком» стенной живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек (1340–1405), для творчества которого было характерно абстрактно-психологическое, внешне экспрессивное представление о духовности человека. В 1378 г. он «подписывает» церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде, а также вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца участвует как один из авторов иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Наиболее ярким представителем русской национальной школы живописи был гениальный художник Андрей Рублев (ок. 1360–1430). В творчестве А. Рублева, величайшего иконописца мира, канонизированного церковью в ранг «преподобного», представление о духовности человека более гармонизировано, умиротворенно, основано на евангельских образах и сюжетах. Его кисти принадлежат росписи и иконы старого Благовещенского собора Кремля; фрески «Страшного суда» Успенского собора во Владимире, погибшие в XVII в.; фрески Спасского собора Андроникова монастыря; иконостас со знаменитой «Троицей» для Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре.

Традиции Андрея Рублева продолжил Дионисий (1440–1503). Им создаются фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря близ города Кириллова на Белом озере, иконы «Спас в силах», «Святой митрополит Петр с житием» и «Святой митрополит Алексий с житием», «Воскресение Христа».

В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Одно из новшеств XVI в. — широкое распространение зеленых фонов. Значительные произведения этого периода — икона «Никола Зарайский с житием», написанная по заказу в Новгороде, и икона «Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», вклад Ивана Грозного в Стефано-Махрищенский монастырь.

Новые тенденции в живописи и прежде всего в иконописи зарождаются в XVII вв. «Живость» изобразительного искусства была достигнута в творчестве царского изографа Симона Ушакова (1626–1686), создавшего целую живописную школу. У него икона утрачивает религиозно-мистический характер, а небожители начинают походить на живых людей. Центральное место в творчестве занимало изображение человеческого лица (как правило, Христа). Наиболее известные его работы — иконы «Спас Нерукотворный» и «Богоматерь Владимирская, или Насаждение древа государства Российского».

В XVII в. в искусстве живописи был распространен декоративный стиль, для которого характерны праздничность, интерес к деталям повседневной жизни. Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII в. портреты («парсуны») писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе — масляными красками на холсте. Известны изображения царя Федора Ивановича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и др.