Особенности развития русской культуры в XIV–XVII вв.

Развитие культуры Московского государства (XIV-XVII вв.)

Влияние ордынского владычества на русскую культуру

Расцвет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся ордынским владычеством. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или увезены в плен.

Многие виды ремесел были утрачены. Прекращено каменное строительство, уникальное искусство резьбы по белому камню, приостановилось развитие фресковой живописи. Особенно сильно пострадали письменные источники. Во время многочисленных набегов погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы.

Утраченные ценности восстанавливались с трудом: сказывался не только недостаток средств, но, и, самое главное, специалистов. Ведь секреты мастерства передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от мастера к ученику, и смерть мастера нередко приводила к утрате целых направлений в искусстве и ремесле. Монгольское владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.

На рубеже XIII–XIV вв. в условиях ордынского завоевания начинается процесс формирования русского централизованного государства. На русскую культуру этого периода оказали влияние следующие факторы:

  • были ликвидированы прежние городские вольности;
  • московские правители, освобождаясь от власти ханов Золотой Орды, перенимали их политическую культуру, методы управления;
  • постепенно усиливалась зависимость всех слоев населения от государства; шел процесс складывания крепостного права.

Со второй половины XIV в. начинается возрождение русской культуры. Оно было вызвано успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над завоевателями в Куликовской битве.

Подъем культуры на рубеже XIV–XV вв., совпавший с ростом национального самосознания, приобрел настолько широкие масштабы, что некоторые исследователи проводят сопоставление с Возрождением или его элементами. Д.С. Лихачев, ориентируясь на модель западноевропейского Ренессанса, определяет этот подъем как Предвозрождение, так и не перешедшее в Возрождение. Игумен И. Экономцев развивает теорию восточного Возрождения, у истоков которого находилось учение исихазма.

  1. 1. Распространение идеи единства русской земли и борьбы с ордынским владычеством.
  2. 2. Возрастание значения Москвы как одного из главных культурных центров. Московское царство, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. После захвата турками Византии в 1455 г. Москва вынужденно стала третьим Римом. Теория псковского старца Филофея «Москва — третий Рим» более известна сейчас. В те времена было распространено понятие «Святая Русь».
  3. 3. Процессы, происходившие в социально-экономическом развитии Российского государства — интенсивное расширение экономических связей между регионами страны, длительные войны с внешними врагами, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь в поисках воли, объединение больших масс людей в ходе социальных движений — способствовали консолидации русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных местных традиций вело к развитию общности русской культуры.
  4. 4. Освобождение единой русской культуры от византийского влияния и приобретение ею самобытных национальных черт. Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и искусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время значительный интерес проявляется к семье, к человеку, к его внутреннему миру.
  5. 5. Главной особенностью культуры России XVII в. стал активно протекавший процесс ее «обмирщения» — освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы жизни и способствовало рождению новых жанров литературы, стилей архитектуры и живописи. Литературный язык максимально сближается с разговорной речью.
  6. 6. Рост международных связей способствует преодолению национальной замкнутости русской культуры.