Общественная мысль и социальные движения

Общественная мысль второй половины XVIII в. была представлена достаточно широким спектром социально-политических концепций:

  • официально-охранительная теория;
  • консервативно-аристократическая идеология;
  • либерально-дворянское направление;
  • умеренное просветительство;
  • революционное просветительство.

Официально-охранительное направление получило разработку в трудах самой Екатерины II. В публицистическом сочинении «Антитод», написанном в полемике с французским автором Шаппом д’Оттрошем, утверждалось, что просвещенное правительство Екатерины II не собирается менять порядки в государстве, ибо все в России обстоит благополучно. Концепция «Антитода» получила в XIX в. свое логическое завершение в теории официальной народности.

Аристократическо-консервативное направление представляли воззрения М.М. Щербатова. Историк и публицист, он активно защищал дворянские привилегии в Уложенной комиссии, был придворным историографом. Будучи монархистом, Щербатов предъявлял самые высокие требования к монарху как к носителю высшей власти. Его не устраивало ни одно из правлений в XVIII в. Подсчитано, что в своих трудах (в особенности в остром публицистическом памфлете «О повреждении нравов в России») он 3 раза высказывал недовольство самой системой правления, 5 раз — законами, 7 раз — правительством, 10 раз — вельможами и более всего — 50 раз — монархами. Монархическое начало в концепции Шербатова осложнялось идеей дворянских привилегий (по отношению к другим сословиям). Кроме того, Щербатов был убежденным крепостником, искренне верующим в благодетельность крепостного права для крестьян и заботливое отеческое отношение к ним помещиков.

Дворянско-либеральное направление представляли: Н.И. Панин, русский посланник в Дании и Швеции, а с 1760 г. — воспитатель великого князя Павла Петровича; А.Р. Воронцов — полномочный министр, представитель России в Англии, в 1773–1794 гг. — президент Коммерц-коллегии; княгиня Е.Р. Дашкова — директор Академии наук и президент Российской академии в 1783–1796 гг.; А.А. Безбородко — фактический руководитель внешней политики России с 1784 г., канцлер при Павле I. Представители дворянского либерализма, испытавшие сильное влияние идей Просвещения, выдвигали проекты смягчения крепостного права и даже его постепенной отмены в будущем, однако при условии сохранения дворянской собственности на землю. Кроме того, не посягая на саму идею монархии, дворянский либерализм стремился к устранению произвола верховной власти и ее конституционному ограничению.

Представители умеренного просветительства:

  • Н.И. Новиков, журналист, книгоиздатель, выпустивший 1000 изданий и боровшийся с бюрократическим произволом, казнокрадством, взяточничеством. Не выступал за немедленное освобождение крестьян, а связывал уничтожение крепостного права с постепенным просвещением народа, искоренением помещичьих злоупотреблений и гуманными реформами;
  • Д.И. Фонвизин, автор сатирических басен, перевода сочинений французского просветителя Тома «Похвальное слово Марку Аврелию», самобытных комедий «Недоросль» и «Бригадир». Обличал пороки административной и общественной жизни, осуждал политику Екатерины II;
  • Д.А. Голицын, выступал во второй половине 60-х гг. XVIII в. с серией писем, в которых излагался план решения крестьянского вопроса. Он указывал на крепостное право как на главный тормоз в развитии страны, который следовало устранить путем реформ общегосударственного масштаба (но земельная собственность должна оставаться в руках помещика, который сдавал бы ее на выгодных условиях в аренду крестьянину). Как и большинство проектов, этот проект остался на бумаге.

Революционная традиция просветительства тесно связана с деятельностью А.Н. Радищева, автора оды «Вольность», сочинений «Путешествие из Петербурга в Москву», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске» и др. В своих произведениях А.Н. Радищев говорил о праве народа свергать недостойных или не выполнивших своего долга перед подданными правителей. В этом состояло принципиальное отличие Радищева от остальных просветителей, ограничившихся требованием просвещенной конституционной монархии. Революционность позиций Радищева воплощалась в призыве к сокрушению строя насилия и несправедливости путем крестьянского восстания. Конечной целью борьбы провозглашалось установление власти народа в форме буржуазной республики.

Вторая половина XVIII в. была связана с заметной активизацией социальных движений. Главная причина крестьянских выступлений коренилась в усилении феодальной эксплуатации в условиях разложения крепостнической системы и прокрепостнической политики правительства.

Основные крестьянские движения:

  1. 1) крупные народные движения конца 60-х — начала 70-х гг.: «колиивщина» (названо по главному оружию, которым были наделены восставшие, — кол), распространилось на Украине; «Чумной бунт» в Москве в 1771 г.;
  2. 2) крестьянская война в России в 1773–1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева.

Таким образом, во второй половине XVIII в. получают распространение различные социально-политические концепции, значительное влияние на которые оказывают идеи европейского Просвещения и социальные движения в России.