Методика обучения технике метания диска

Задача 6. Совершенствование техники толкания ядра.

Задача 5. Обучить технике толкания ядра со скачка.

Задача 2. Обучить держанию и выталкиванию ядра.

Задача 1. Ознакомить с техникой толкания ядра.

Методика обучения технике толкания ядра

К наиболее значимым двигательным навыкам в метаниях мож­но отнести взаимодействие ног с опорой и между собой, очеред­ность использования отдельных частей тела метателя в разгоне снаряда, выполнение обгона снаряда для активизации финального усилия. Для того чтобы освоить метательные движения и уметь прикладывать усилия к снаряду, необходимо начинать обучение со специальных упражнений, используя набивные мячи, мешки с песком и ядра различного веса, например:

  • толкание мяча двумя руками от груди вверх, сгибая и вып­рямляя ноги;
  • толкание одной рукой вверх, согнув предварительно ноги;
  • толкание одной рукой вперед — вверх партнеру, стоя к нему лицом, затем боком;
  • бросание мяча двумя руками из различных положений (сни­зу—вперед—вверх, из-за головы — вперед, сбоку—вперед—вверх и др.). Изучив основы бросковых движений, можно переходить к обучению технике толкания ядра.

Правильное двигательное и зрительное представление о тех­нике толкания ядра создается методами объяснения и показа. При этом кратко объясняется последовательность движений, включая данные о форме, весе снаряда и правилах соревнований. Обычно объяснениям предшествует демонстрация, но в зависимости от условий можно делать и наоборот.

Демонстрация техники производится преподавателем или за­нимающимся, хорошо ею владеющим. Кроме этого используются наглядные пособия, кинограммы, плакаты и видеофильмы.

Обучение непосредственно толканию ядра следует начинать с его держания и заключительного усилия — выталкивания. После показа и объяснения держания ядра проверяется правильность его выполнения занимающимися. Ядро кладется на основание пальцев при вертикальном положении предплечья.

Для решения этой задачи представим следующие упражнения:

  • перебрасывание ядра из рук в руки;
  • толкание ядра вверх на небольшую высоту, с последующей ловлей;
  • толкание ядра вперед — вверх и вперед —вниз;
  • толкание ядра через различные предметы.

Выталкивание ядра в этих упражнениях выполняется из поло­жения полубоком к направлению толкания. При этом нужно сле­дить за правильным держанием ядра, согласованным разгибанием ног с одновременным распрямлением руки и туловища. Следует толчки ядра чередовать с имитацией выталкивания.

Задача 3. Обучить технике толкания ядра с места (или финаль­ному усилию).

Освоение толкания ядра с места можно начинать из положе­ния стоя лицом, а затем боком к направлению метания, но с предварительным поворотом плечевого пояса направо. Эти упраж­нения являются переходными к толканию из исходного положе­ния, стоя спиной к направлению метания. Ноги при этом слегка согнуты, левая нога впереди, вес тела преимущественно на пра­вой ноге, согнутой в колене. Стопа левой ноги слегка повернута внутрь. Толчок начинается с постановки левой ноги на грунт.

Вспомогательными упражнениями для освоения техники тол­кания ядра с места будут толкания набивных мячей одной и двумя руками из различных исходных положений.

Задача 4. Обучить технике скачкообразного разбега.

Для овладения техникой скачка существует целый ряд имита­ционных упражнений.

1. Из исходного положения — стоя спиной к направлению ме­тания:

- тело группируется к толчковой правой ноге, согнутая левая нога ставится на опору вблизи от правой на пальцы;

- выполняется взмах левой ногой вперед в направлении толчка одновременным выпрямлением правой ноги;

- левая нога возвращается в положение, близкое к исходному, но при более низкой группировке.

Данное упражнение позволяет создать условия для старта из ус­тойчивого исходного положения (первоначальная группировка).

2. Следующее упражнение является продолжением предыдущего. После первоначальной группировки выполняются взмах левой ногой в направлении толкания с одновременным энергичным отталкиванием правой ногой и затем укороченный скачок, путем низкого скользящего продвижения на правой ноге, с активным подтягиванием отталкивающей правой ноги под туловище. Это упражнение отрабатывает старт, придает системе «толкатель — снаряд» определенную горизонтальную скорость, позволяет обо­гнать снаряд ногами и тазом и овладеть устойчивой группировкой к толчковой ноге.

Чтобы создать у занимающихся ощущение правильного выпол­нения толчка, его следует делать с помощью партнера. Для этого обучаемый занимает описанное ранее положение в наклоне впе­ред и в шаге с отведенной назад левой ногой. Партнер, поднимая ногу у подъема, легко тянет занимающегося по направлению тол­кания. Обучаемый, используя силу тяги, делает короткие скачки на правой ноге и затем подтягивает голень, ставя ногу на носок.

При обучении скачку следует избегать сильного отталкивания правой ногой, являющегося причиной высокого и далекого скачка, а часто и паузы.

На каждом занятии с обучаемыми следует повторять толкание ядра с места и имитации скачка. Кроме этого средствами для ре­шения поставленной задачи будут следующие упражнения:

  • имитация толкания ядра со скачка и без снаряда;
  • толкание ядра облегченного веса со скачка;
  • толкание ядра со скачка из круга, соблюдая правила сорев­нований, и на результат.

Особое внимание во время выполнения толкания ядра со скач­ка следует уделять сохранению наклона туловища во время скачка и закрытому положению после окончания этой фазы.

При совершенствовании техники толкания ядра в целом глав­ными средствами для решения этой задачи будут:

  • специальные упражнения для совершенствования отдельных фаз без снаряда, со снарядом и на тренажерах;
  • толкание ядер различного веса из круга;
  • толкание ядра на результат.

Овладение техникой толкания ядра следует проводить парал­лельно с развитием физических качеств и их совершенствовани­ем.

В настоящее время широко используется способ толкания ядра с поворота. Применение того или иного варианта зависит от ин­дивидуальных способностей человека к метательным движениям.


Последовательность обучения метания диска в принципе иден­тична последовательности обучения толкания ядра. Особенностью техники метания диска является то, что предварительные и фи­нальные движения в нем являются вращательно-поступательными, и вследствие этого усилие наращивается в горизонтальной плоскости. Приступая к обучению метания диска, следует учесть, что подготовленность занимающихся к вращательным движени­ям, как правило, недостаточная, требует специальной подготов­ки и необходимых мер предосторожности. Так, во избежание слу­чайных травм на занятиях диски метают только в одном направ­лении. Места для занятий, в том числе и круги для метаний, рас­полагаются по возможности дальше друг от друга или ограждают­ся сеткой. Во время группового обучения следует четко установить очередность метаний и выход в поле за снарядами.

Задача 1. Ознакомить с техникой метания диска.

Решая эту задачу, преподаватель кратко объясняет технику метания диска и затем показывает, как нужно метать диск с пол­ным поворотом. При повторной демонстрации движений препо­даватель выполняет их в замедленном темпе и останавливается на наиболее важных моментах. Показ дополняется краткими объяснениями и просмотром наглядных пособий: кинограмм, пла­катов, рисунков, фотоснимков и видеофильмов. Обучение навы­кам метания диска начинается с первого же практического заня­тия.

Задача2. Обучить держанию и выпуску диска.

Хват и держание диска сначала объясняет и демонстрирует преподаватель. Показывает своеобразное держание диска край­ними фалангами пальцев и прижимание его большим пальцем. Затем осваивается выпуск диска практически, используя упраж­нения:

  • стоя лицом вперед, левая нога впереди, рука с диском опуще­на вниз. Диск выбрасывается вверх на 1 — 2 м с указательного пальца таким образом, чтобы он вращался по часовой стрелке. В момент броска ноги слегка амортизируют. Диск должен вращаться не виб­рируя и падать на землю точно на ребро;
  • исходное положение то же, но после приседания и замаха с диском выполняется бросок вперед так, чтобы диск катился на ребре, вращаясь вокруг своей оси;
  • исходное положение то же, но диск выбрасывается вверх-вперед;
  • стоя лицом по направлению метания, ноги поставить на ши­рине плеч, левый бок — по направлению метания, вес тела рас­пределен на обе ноги. Производить размахивания рукой без диска и с диском в различных плоскостях, перенося вес тела с одной ноги на другую и скручивая туловище вправо. При этом вес тела полностью переносится на правую ногу, тело слегка группируется к ней, нога сгибается в коленном суставе;

- из того же исходного положения, но скручивая туловище вправо с замахом правой руки с диском (палкой, мячом с петлей) и бро­сок вперед. Упражнение можно выполнять после нескольких пред­-
варительных взмахов руками.

Упражнения в выпуске диска, имитация движений рук в гори­зонтальной плоскости, динамическая группировка к правой ноге, скручивание и возвращение туловища — все эти действия явля­ются началом овладения техникой метания диска с места.