Методика обучения технике метания диска
Задача 6. Совершенствование техники толкания ядра.
Задача 5. Обучить технике толкания ядра со скачка.
Задача 2. Обучить держанию и выталкиванию ядра.
Задача 1. Ознакомить с техникой толкания ядра.
Методика обучения технике толкания ядра
К наиболее значимым двигательным навыкам в метаниях можно отнести взаимодействие ног с опорой и между собой, очередность использования отдельных частей тела метателя в разгоне снаряда, выполнение обгона снаряда для активизации финального усилия. Для того чтобы освоить метательные движения и уметь прикладывать усилия к снаряду, необходимо начинать обучение со специальных упражнений, используя набивные мячи, мешки с песком и ядра различного веса, например:
- толкание мяча двумя руками от груди вверх, сгибая и выпрямляя ноги;
- толкание одной рукой вверх, согнув предварительно ноги;
- толкание одной рукой вперед — вверх партнеру, стоя к нему лицом, затем боком;
- бросание мяча двумя руками из различных положений (снизу—вперед—вверх, из-за головы — вперед, сбоку—вперед—вверх и др.). Изучив основы бросковых движений, можно переходить к обучению технике толкания ядра.
Правильное двигательное и зрительное представление о технике толкания ядра создается методами объяснения и показа. При этом кратко объясняется последовательность движений, включая данные о форме, весе снаряда и правилах соревнований. Обычно объяснениям предшествует демонстрация, но в зависимости от условий можно делать и наоборот.
Демонстрация техники производится преподавателем или занимающимся, хорошо ею владеющим. Кроме этого используются наглядные пособия, кинограммы, плакаты и видеофильмы.
Обучение непосредственно толканию ядра следует начинать с его держания и заключительного усилия — выталкивания. После показа и объяснения держания ядра проверяется правильность его выполнения занимающимися. Ядро кладется на основание пальцев при вертикальном положении предплечья.
Для решения этой задачи представим следующие упражнения:
- перебрасывание ядра из рук в руки;
- толкание ядра вверх на небольшую высоту, с последующей ловлей;
- толкание ядра вперед — вверх и вперед —вниз;
- толкание ядра через различные предметы.
Выталкивание ядра в этих упражнениях выполняется из положения полубоком к направлению толкания. При этом нужно следить за правильным держанием ядра, согласованным разгибанием ног с одновременным распрямлением руки и туловища. Следует толчки ядра чередовать с имитацией выталкивания.
Задача 3. Обучить технике толкания ядра с места (или финальному усилию).
Освоение толкания ядра с места можно начинать из положения стоя лицом, а затем боком к направлению метания, но с предварительным поворотом плечевого пояса направо. Эти упражнения являются переходными к толканию из исходного положения, стоя спиной к направлению метания. Ноги при этом слегка согнуты, левая нога впереди, вес тела преимущественно на правой ноге, согнутой в колене. Стопа левой ноги слегка повернута внутрь. Толчок начинается с постановки левой ноги на грунт.
Вспомогательными упражнениями для освоения техники толкания ядра с места будут толкания набивных мячей одной и двумя руками из различных исходных положений.
Задача 4. Обучить технике скачкообразного разбега.
Для овладения техникой скачка существует целый ряд имитационных упражнений.
1. Из исходного положения — стоя спиной к направлению метания:
- тело группируется к толчковой правой ноге, согнутая левая нога ставится на опору вблизи от правой на пальцы;
- выполняется взмах левой ногой вперед в направлении толчка одновременным выпрямлением правой ноги;
- левая нога возвращается в положение, близкое к исходному, но при более низкой группировке.
Данное упражнение позволяет создать условия для старта из устойчивого исходного положения (первоначальная группировка).
2. Следующее упражнение является продолжением предыдущего. После первоначальной группировки выполняются взмах левой ногой в направлении толкания с одновременным энергичным отталкиванием правой ногой и затем укороченный скачок, путем низкого скользящего продвижения на правой ноге, с активным подтягиванием отталкивающей правой ноги под туловище. Это упражнение отрабатывает старт, придает системе «толкатель — снаряд» определенную горизонтальную скорость, позволяет обогнать снаряд ногами и тазом и овладеть устойчивой группировкой к толчковой ноге.
Чтобы создать у занимающихся ощущение правильного выполнения толчка, его следует делать с помощью партнера. Для этого обучаемый занимает описанное ранее положение в наклоне вперед и в шаге с отведенной назад левой ногой. Партнер, поднимая ногу у подъема, легко тянет занимающегося по направлению толкания. Обучаемый, используя силу тяги, делает короткие скачки на правой ноге и затем подтягивает голень, ставя ногу на носок.
При обучении скачку следует избегать сильного отталкивания правой ногой, являющегося причиной высокого и далекого скачка, а часто и паузы.
На каждом занятии с обучаемыми следует повторять толкание ядра с места и имитации скачка. Кроме этого средствами для решения поставленной задачи будут следующие упражнения:
- имитация толкания ядра со скачка и без снаряда;
- толкание ядра облегченного веса со скачка;
- толкание ядра со скачка из круга, соблюдая правила соревнований, и на результат.
Особое внимание во время выполнения толкания ядра со скачка следует уделять сохранению наклона туловища во время скачка и закрытому положению после окончания этой фазы.
При совершенствовании техники толкания ядра в целом главными средствами для решения этой задачи будут:
- специальные упражнения для совершенствования отдельных фаз без снаряда, со снарядом и на тренажерах;
- толкание ядер различного веса из круга;
- толкание ядра на результат.
Овладение техникой толкания ядра следует проводить параллельно с развитием физических качеств и их совершенствованием.
В настоящее время широко используется способ толкания ядра с поворота. Применение того или иного варианта зависит от индивидуальных способностей человека к метательным движениям.
Последовательность обучения метания диска в принципе идентична последовательности обучения толкания ядра. Особенностью техники метания диска является то, что предварительные и финальные движения в нем являются вращательно-поступательными, и вследствие этого усилие наращивается в горизонтальной плоскости. Приступая к обучению метания диска, следует учесть, что подготовленность занимающихся к вращательным движениям, как правило, недостаточная, требует специальной подготовки и необходимых мер предосторожности. Так, во избежание случайных травм на занятиях диски метают только в одном направлении. Места для занятий, в том числе и круги для метаний, располагаются по возможности дальше друг от друга или ограждаются сеткой. Во время группового обучения следует четко установить очередность метаний и выход в поле за снарядами.
Задача 1. Ознакомить с техникой метания диска.
Решая эту задачу, преподаватель кратко объясняет технику метания диска и затем показывает, как нужно метать диск с полным поворотом. При повторной демонстрации движений преподаватель выполняет их в замедленном темпе и останавливается на наиболее важных моментах. Показ дополняется краткими объяснениями и просмотром наглядных пособий: кинограмм, плакатов, рисунков, фотоснимков и видеофильмов. Обучение навыкам метания диска начинается с первого же практического занятия.
Задача2. Обучить держанию и выпуску диска.
Хват и держание диска сначала объясняет и демонстрирует преподаватель. Показывает своеобразное держание диска крайними фалангами пальцев и прижимание его большим пальцем. Затем осваивается выпуск диска практически, используя упражнения:
- стоя лицом вперед, левая нога впереди, рука с диском опущена вниз. Диск выбрасывается вверх на 1 — 2 м с указательного пальца таким образом, чтобы он вращался по часовой стрелке. В момент броска ноги слегка амортизируют. Диск должен вращаться не вибрируя и падать на землю точно на ребро;
- исходное положение то же, но после приседания и замаха с диском выполняется бросок вперед так, чтобы диск катился на ребре, вращаясь вокруг своей оси;
- исходное положение то же, но диск выбрасывается вверх-вперед;
- стоя лицом по направлению метания, ноги поставить на ширине плеч, левый бок — по направлению метания, вес тела распределен на обе ноги. Производить размахивания рукой без диска и с диском в различных плоскостях, перенося вес тела с одной ноги на другую и скручивая туловище вправо. При этом вес тела полностью переносится на правую ногу, тело слегка группируется к ней, нога сгибается в коленном суставе;
- из того же исходного положения, но скручивая туловище вправо с замахом правой руки с диском (палкой, мячом с петлей) и бросок вперед. Упражнение можно выполнять после нескольких пред-
варительных взмахов руками.
Упражнения в выпуске диска, имитация движений рук в горизонтальной плоскости, динамическая группировка к правой ноге, скручивание и возвращение туловища — все эти действия являются началом овладения техникой метания диска с места.