МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЙ

Задача 3. Обучить входу в вис и вису на шесте.

Задача 2. Обучить держанию шеста и технике бега с ним.

При ходьбе и беге с шестом обучаемые осваивают наиболее удобный для них способ несения шеста, который следует держать свободно, без напряжения. Каждому занимающемуся необходимо установить удобное расстояние между кистями рук.

Для осуществ­ления этой задачи предлагаем следующие упражнения:

  • практика держания шеста руками, расположенными на рас­стоянии 50 — 90 см одна от другой;
  • ходьба и медленный бег с шестом;
  • ускорения с шестом, постепенно увеличивая скорость и длину пробегаемых отрезков (30 — 50 м).

До обучения технике входа в вис на шесте, как правило, пред­шествует его выполнение на канате, кольцах или специальной подвеске. Основное упражнение — переход в вис, держась за ка­нат выпрямленной правой и согнутой левой рукой. Далее упраж­нение можно выполнять с 2 — 3 шагов разбега. Следующие упраж­нения выполняются с шестом. Во время выполнения всех упраж­нений необходимо обязательно обеспечить место для безопасного и мягкого приземления. Место хвата на шесте можно отметить лейкопластырем или изоляционной лентой.

Вис на шесте выполняется:

  • стоя на возвышенности с вертикально поставленным перед собой шестом, перейти в вис на шесте с приземлением на маты или яму с песком;
  • то же, но, повиснув на шесте, перейти с возвышения на возвышение;
  • поставив шест в упор и держа его под плечом, вход в вис на одной руке с возвышением на место отталкивания;
  • вход в вис, держа шест двумя руками сбоку, с приземлением на обе ноги впереди справа от шеста;
  • вход в вис и проход за вертикаль с разбега, выводя шест и ставя его в упор с 4—6 шагов разбега.

Упражнение вход в вис на одной руке следует выполнять со страховкой преподавателя, который держит шест. При входе в вис без толчка не следует резко выносить вверх маховую ногу, так как это может привести к падению назад.

По мере освоения техники упражнения выполняются с по­степенным увеличением длины разбега, скорости и высоты хва­та на шесте. Во время выполнения всех упражнений необходимо контролировать высоту хвата, место отталкивания и обеспечивать страховку.

Задача 4. Обучить маховому подъему ног с поворотом и выхо­дом в упор.

При обучении махового подъема ног на шесте применяются такие упражнения:

- размахивание в висе на кольцах, перекладине с отвалом назад в вис согнувшись;

- вис, мах и отвал назад на неподвижно закрепленном шесте,

- то же, но с небольшого разбега (4 — 6 шагов), возвращаясь да место отталкивания или приземляясь впереди.

Освоив маховое движение ногами, переходят к обучению раз­гибания тела с поворотом и выходом в упор на шесте. Начинать изучение этих движений вначале следует с помощью гимнасти­ческих снарядов, а затем продолжить на подвижной опоре, т.е. на шесте.

Предлагаем следующие упражнения:

  • мах и соскок дугой с поворотом на кольцах;
  • переворот в упор из виса на кольцах;
  • оборот назад в стойку на перекладине;
  • стойка на брусьях махом и силой;
  • имитация поворота из исходного положения, стоя лицом к верхнему концу, шест — у пояса;
  • прыжки в длину с шестом на низком хвате с поворотом вле­во и переходом в упор.

Задача 5. Обучение технике перехода через планку и приземле­нию.

Освоение движений перехода через планку вначале выполня­ется в облегченных условиях с помощью следующих упражнений:

  • переход через планку из стойки на руках, отталкиваясь руками и опуская ноги вниз;
  • переход через планку с опорой руками о плинт;
  • прыжки через планку после виса и махового подъема на ка­нате или амортизаторе.

Основным средством закрепления двигательного навыка пере­хода через планку будет прыжок с шестом через планку, установ­ленную на уверенно преодолеваемой высоте, со среднего, а затем !и с полного разбега. Вначале первые прыжки выполняются не че­рез лежащую на стойках для прыжков планку, а через планку, под­держиваемую преподавателем. Высота планки для первых прыжков приблизительно 160—180 см, расстояние от задней стенки ящика 1 —1,5 м. По мере усвоения техники прыжков планка поднимается, ее можно установить уже на стойках, а расстояние до стенки ящи­ка уменьшается. Соответственно повышается высота хвата на шесте. При выполнении всех упражнений нужно следить за рациональ­ной последовательностью перенесения всех частей тела через планку по оптимальной дугообразной траектории. Преподавателю необ­ходимо постоянно контролировать правильность приземления.

Задача 6. Обучить технике прыжков с шестом в целом и ее со­вершенствование.

Для решения этой задачи выполняются прыжки на различной высоте со среднего и полного разбега с уточнением техники ис­полнения отдельных фаз прыжка и учетом индивидуальных осо­бенностей занимающихся.

После того, как занимающиеся освоят основные элементы тех­ники, можно переходить к обучению прыжков с эластичным шестом. При этом важно правильно подобрать шест по весу прыгуна. Использование шестов не по весу занимающихся снижает каче­ство обучения, кроме того, может вызвать поломку шеста и при­вести к травме прыгунов.

При освоении прыжков с эластичным шестом занимающиеся должны заново повторить с ним всю последовательность преды­дущего обучения, т. е. практиковаться в разбеге с новым шестом, постановке его в упор, висе и всех остальных элементах техники прыжка. Для облегчения условий выполнения упражнений и прыж­ка можно повысить место отталкивания, ставя гимнастический мостик или раскладывая резиновые плиты. Эти методы облегчают прохождение шеста вперед, а также заставляют ставить ногу на отталкивание в точно указанное место и четко сверху, без стопо­рящего движения. По мере отработки правильного навыка высота возвышения уменьшается и сводится на нет. Во время занятий с синтетическим шестом нужно соблюдать меры безопасности, обеспечивать страховку как во время выполнения прыжка в це­лом, так и отдельных его элементов.

 

ЛЕКЦИЯ№13