МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЙ
Задача 3. Обучить входу в вис и вису на шесте.
Задача 2. Обучить держанию шеста и технике бега с ним.
При ходьбе и беге с шестом обучаемые осваивают наиболее удобный для них способ несения шеста, который следует держать свободно, без напряжения. Каждому занимающемуся необходимо установить удобное расстояние между кистями рук.
Для осуществления этой задачи предлагаем следующие упражнения:
- практика держания шеста руками, расположенными на расстоянии 50 — 90 см одна от другой;
- ходьба и медленный бег с шестом;
- ускорения с шестом, постепенно увеличивая скорость и длину пробегаемых отрезков (30 — 50 м).
До обучения технике входа в вис на шесте, как правило, предшествует его выполнение на канате, кольцах или специальной подвеске. Основное упражнение — переход в вис, держась за канат выпрямленной правой и согнутой левой рукой. Далее упражнение можно выполнять с 2 — 3 шагов разбега. Следующие упражнения выполняются с шестом. Во время выполнения всех упражнений необходимо обязательно обеспечить место для безопасного и мягкого приземления. Место хвата на шесте можно отметить лейкопластырем или изоляционной лентой.
Вис на шесте выполняется:
- стоя на возвышенности с вертикально поставленным перед собой шестом, перейти в вис на шесте с приземлением на маты или яму с песком;
- то же, но, повиснув на шесте, перейти с возвышения на возвышение;
- поставив шест в упор и держа его под плечом, вход в вис на одной руке с возвышением на место отталкивания;
- вход в вис, держа шест двумя руками сбоку, с приземлением на обе ноги впереди справа от шеста;
- вход в вис и проход за вертикаль с разбега, выводя шест и ставя его в упор с 4—6 шагов разбега.
Упражнение вход в вис на одной руке следует выполнять со страховкой преподавателя, который держит шест. При входе в вис без толчка не следует резко выносить вверх маховую ногу, так как это может привести к падению назад.
По мере освоения техники упражнения выполняются с постепенным увеличением длины разбега, скорости и высоты хвата на шесте. Во время выполнения всех упражнений необходимо контролировать высоту хвата, место отталкивания и обеспечивать страховку.
Задача 4. Обучить маховому подъему ног с поворотом и выходом в упор.
При обучении махового подъема ног на шесте применяются такие упражнения:
- размахивание в висе на кольцах, перекладине с отвалом назад в вис согнувшись;
- вис, мах и отвал назад на неподвижно закрепленном шесте,
- то же, но с небольшого разбега (4 — 6 шагов), возвращаясь да место отталкивания или приземляясь впереди.
Освоив маховое движение ногами, переходят к обучению разгибания тела с поворотом и выходом в упор на шесте. Начинать изучение этих движений вначале следует с помощью гимнастических снарядов, а затем продолжить на подвижной опоре, т.е. на шесте.
Предлагаем следующие упражнения:
- мах и соскок дугой с поворотом на кольцах;
- переворот в упор из виса на кольцах;
- оборот назад в стойку на перекладине;
- стойка на брусьях махом и силой;
- имитация поворота из исходного положения, стоя лицом к верхнему концу, шест — у пояса;
- прыжки в длину с шестом на низком хвате с поворотом влево и переходом в упор.
Задача 5. Обучение технике перехода через планку и приземлению.
Освоение движений перехода через планку вначале выполняется в облегченных условиях с помощью следующих упражнений:
- переход через планку из стойки на руках, отталкиваясь руками и опуская ноги вниз;
- переход через планку с опорой руками о плинт;
- прыжки через планку после виса и махового подъема на канате или амортизаторе.
Основным средством закрепления двигательного навыка перехода через планку будет прыжок с шестом через планку, установленную на уверенно преодолеваемой высоте, со среднего, а затем !и с полного разбега. Вначале первые прыжки выполняются не через лежащую на стойках для прыжков планку, а через планку, поддерживаемую преподавателем. Высота планки для первых прыжков приблизительно 160—180 см, расстояние от задней стенки ящика 1 —1,5 м. По мере усвоения техники прыжков планка поднимается, ее можно установить уже на стойках, а расстояние до стенки ящика уменьшается. Соответственно повышается высота хвата на шесте. При выполнении всех упражнений нужно следить за рациональной последовательностью перенесения всех частей тела через планку по оптимальной дугообразной траектории. Преподавателю необходимо постоянно контролировать правильность приземления.
Задача 6. Обучить технике прыжков с шестом в целом и ее совершенствование.
Для решения этой задачи выполняются прыжки на различной высоте со среднего и полного разбега с уточнением техники исполнения отдельных фаз прыжка и учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
После того, как занимающиеся освоят основные элементы техники, можно переходить к обучению прыжков с эластичным шестом. При этом важно правильно подобрать шест по весу прыгуна. Использование шестов не по весу занимающихся снижает качество обучения, кроме того, может вызвать поломку шеста и привести к травме прыгунов.
При освоении прыжков с эластичным шестом занимающиеся должны заново повторить с ним всю последовательность предыдущего обучения, т. е. практиковаться в разбеге с новым шестом, постановке его в упор, висе и всех остальных элементах техники прыжка. Для облегчения условий выполнения упражнений и прыжка можно повысить место отталкивания, ставя гимнастический мостик или раскладывая резиновые плиты. Эти методы облегчают прохождение шеста вперед, а также заставляют ставить ногу на отталкивание в точно указанное место и четко сверху, без стопорящего движения. По мере отработки правильного навыка высота возвышения уменьшается и сводится на нет. Во время занятий с синтетическим шестом нужно соблюдать меры безопасности, обеспечивать страховку как во время выполнения прыжка в целом, так и отдельных его элементов.
ЛЕКЦИЯ№13