Методика обучения технике прыжков в длину с разбега

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

Задача 4. Обучить технике перехода через планку и приземлению.

Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

Задача 1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка.

Задача 4. Обучить технике перехода через планку и приземлению.

Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием.

Задача 2. Обучить технике отталкивания.

Задача 1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка.

Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ПРЫЖКОВ

Задача 5. Обучить технике бега в целом и ее совершенствование.

Для обучения технике бега на 3000 м с препятствиями в целом выполняется бег на различных отрезках дистанции с преодолени­ем препятствий ямы с водой, расположенных по кругу беговой дорожки в соответствии с правилами соревнований. В процессе совершенствования техники необходимо добиваться, чтобы пре­пятствия преодолевались экономно, быстро, без остановок перед ними и за ними.


ЛЕКЦИЯ№ 12

Педагогический опыт показывает, что успешному обучению технике прыжков в высоту будет способствовать предварительная подготовка, направленная на укрепление опорно-двигательного аппарата, и повышение координации движений прыжковыми упражнениями, связанных с различными отталкиваниями.

Задачи и последовательность обучения технике различных спо­собов прыжков в высоту в основном одинаковы и основываются на принципе от главного к второстепенному. Изменяются только средства при решении отдельных задач, обусловленные особен­ностями каждого вида прыжка. В связи с этим методика обучения каждому из способов прыжка раскрывается отдельно в соответ­ствии с их сложностью.

Обучение прыжку способом «перешагивание»

С помощью краткого рассказа о технике прыжка, объяснения его особенностей, демонстраций кинограмм, видеофильмов, фо­тографий и образцового показа выполнения прыжка в целом, со­здается правильное представление и понимание о прыжке изуча­емым способом.

При освоении этой фазы прыжка акцентируется внимание на согласованность маховых движений ноги и рук с работой толч­ковой ноги. С этой целью выполняется большое количество спе­циальных прыжковых, подводящих и имитационных упражне­ний:

- маховые движения свободной ногой, держась рукой за опору (гимнастическую палку, дерево, ограду);

- то же, но с маховым движением одноименной руки в сочета­нии с подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги;

- маховые движения ногой и рукой с последующим подскоком;

- сочетание маха с отталкиванием без опоры, стоя на согнутой маховой ноге, толчковая стоит впереди на пятке, руки отведены на замах;

- имитация постановки толчковой ноги — из приседа на махо­вой ноге постановка толчковой ноги с пятки на всю стопу;

- то же, но с отведением рук на замах;

- то же, но с выполнением прыжка вверх и затем с доставанием рукой, головой и маховой ногой различных предметов;

- то же, но с 3, 5, 7 беговых шагов, выполняя прыжок вверх.

По мере усвоения специальных упражнений постепенно уве­личиваются скорость их выполнения и высота преодолеваемой планки (доставаемых предметов).

При решении этой задачи важно научить ритму разбега с по­степенным увеличением скорости так, чтобы на последних трех шагах разбега она была наибольшей, а предпоследний шаг — са­мым длинным, это позволит понизить ОЦМ прыгуна и создаст удобное положение для хорошего отталкивания. Для освоения ритмом можно вести подсчет голосом, хлопками. Все движения техники перехода через планку необходимо вы­полнять строго по линии разбега и должны уточняться в каждом последующем упражнении.

Средством обучения разбегу в сочетании с отталкиванием будут следующие упражнения:

- Разбег с отталкиванием с 1,3,5 шагов по специально прочерченной прямой линии и разметкой длины шагов;

- Прыжки через планку;

- Подбор индивидуального разбега.

Сначала применяют подготовительные упражнения, имитационные и специальные прыжковые упражнения данного прыжка в полете при прыжке через планку.

Для обучения переходу через планку и приземлению применяют упражнения:- стоя боком, имитация техники движений при преодолении через намеченную линию, скамейку, низкий барьер, натянутую резинку с места и с подхода;

- стоя боком к планке (под углом 30-40 градусов) со стороны маховой ноги перенести последовательно через планку маховую, затем толчковую ноги;

- тоже самое, но в прыжке; затем с подхода шагом;

- прыжок через планку с 3-5 шагов разбега. акцентируя разворот туловища в сторону толчковой ноги. Затем с активным поворотом стопы маховой ноги внутрь при опускании ее за планку;

- то же, но с мостика для увеличения высоты прыжка с переходом через планку в высшей точке взлета;

- прыжки через планку с исправлением ошибок.

Задача 5. Обучить прыжку в высоту способом «перешагивание» в целом и совершенствование техники.

Техника прыжков в целом изучается при помощи прыжков че­рез планку с 1, 3, 5 шагов и с индивидуального разбега на высо­ту, близкую к максимальной. Совершенствование отдельных дета­лей техники прыжка происходит в сочетании с выполнением прыж­ка в целом с акцентом на изучаемый элемент. Движения при пе­реходе через планку совершенствуются по мере необходимости, все внимание уделяется прежде всего разбегу и отталкиванию. Сле­дует помнить, что разбег выполняется с постепенным увеличени­ем скорости и длины шагов, а отталкивание выполняется точно вверх.

Обучение технике прыжка способом «перекидной»

Овладев ритмом шагов подготовки к отталкиванию и умением сочетать разбег с направлением толчка, можно приступить к осво­ению более сложных способов преодоления планки. Однако, начав обучение технике прыжка способом «перекидной», не следует ис­ключать из занятий способ «перешагивание», который хорошо настраивает обучаемых на правильное отталкивание в сочетании с маховым движением свободной ногой.

При решении этой задачи применяются те же средства, что и для других способов прыжка.

Для обучения можно использовать следующие упражнения:

- прыжки с прямого и бокового разбега на высокие предметы («козел», «конь»);

- прыжки через планку с прямого разбега, подтягивая толчко­вую ногу и приземляясь на маховую (прыжок «на взлет»);

- прыжки в вис на гимнастическую стенку;

- прыжки с доставанием подвешенного предмета маховой но­гой.

Изучая технику отталкивания, следует применять разбег различной длины. Это поможет выполнять его более свободно и со­средоточивать внимание на подготовке к отталкиванию и его вы­полнению. Движение необходимо выполнять с хорошей амплиту­дой и точно вверх.

При изучении разбега применяются такие упражнения:

- бег по линии разбега с отталкиванием вверх; - разбег по отметкам;

- разбег под счет (хлопки);

- бег по разбегу с «выходом» (прыжок без перехода через планку);

- прыжки через планку с 3, 5, 7, 9 шагов разбега с приземле­нием на толчковую ногу («пистолетиком»);

- нахождение оптимального разбега.

В каждом упражнении следить за плавным понижением ОЦМ на предпоследнем шаге; обратить внимание на режим разбега, добиваясь его постепенного ускорения. Для лучшего овладения рит­мом разбега рекомендуется подсчет шагов голосом или хлопками.

Освоению техники перехода через планку «перекидным» спо­собом способствуют следующие упражнения:

  • стоя лицом к гимнастической стенке и держась за нее рука­ми, подтянуть толчковую ногу, отведя колено и стопу в сторону, с поворотом таза;
  • то же упражнение, но в упоре лежа;
  • с шагом маховой ногой подтянуть толчковую ногу пяткой к ягодице и повернуться на 180°, после чего поставить толчковую ногу на землю;
  • прыжки с 1, 3 шагов разбега с подтягиванием толчковой ноги пяткой к ягодице и поворотом на 180°;
  • то же, но через наклонно поставленную планку;
  • лежа на гимнастическом коне (бревне), подтянуть толчковую ногу стопой к ягодице, колено повернуть наружу и свалиться с «коня»;
  • прыжки способом «перекидной» через планку, установлен­ную на доступной высоте.

Задача 5. Обучить прыжку в высоту способом «перекидной» в целом и совершенствование техники.

На этом этапе обучения определяются индивидуальные особен­ности занимающихся. При совершенствовании техники прыжка необходимо коротко на каждом занятии повторить всю методику обучения — это помогает лучше усвоить технику прыжка в целом.

 

Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»

 

Обучение технике прыжка способом «фосбери-флоп» возможно производить только там, где есть специальное оборудование (мягкие поролоновые маты для приземления), и требует соблюдения мер предосторожности, страховки.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка в высоту с разбега способом «фосбери-флоп».

Средства те же, что и для других способов прыжка.

Для освоения постановки ноги на место отталкивания приме­няются следующие упражнения:

  • имитация постановки толчковой ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее рукой;
  • имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в со­четании с махом ногой и руками на месте;
  • то же, но выполняя прыжок вверх;
  • то же, но выполняя движения в ходьбе, а затем — в беге, отталкиваясь на каждый 3-й, 5-й шаг;
  • отталкивание с доставанием подвешенного предмета голо­вой или рукой.

Выполняя подводящие упражнения для обучения отталкива­ния, необходимо следить за тем, чтобы постановка толчковой ноги осуществлялась на всю стопу движением вниз —назад (под себя) с поворотом бедра маховой ноги внутрь и отведением голени пят­кой в сторону.

Задача 3. Обучить технике разбега по дуге в сочетании с оттал­киванием.

Освоению техники разбега по дуге способствуют следующие упражнения:

  • бег по кругу радиусом 10—15 м;
  • бег по прямой с переходом на бег по кругу;
  • бег по кругу с отталкиванием вверх через 1, 3, 5 шагов;
  • бегание в вираж с отталкиванием на середине виража;

 

  • имитация отталкивания у планки, сохраняя движения бега по виражу;
  • доставание предмета (рукой, головой) с полного дугообраз­ного разбега.

При выполнении разбега по дуге необходимо следить за накло­ном туловища внутрь круга и ускорением при входе в вираж. Об­ратить внимание на работу рук. Они выполняют перекрестное дви­жение — «внешняя» рука несколько больше выносится поперек туловища, а «внутренняя» больше отводится назад.

Задача 4. Обучить технике перехода через планку и призем­лению.

При изучении перехода через планку рекомендуется использовать следующие упражнения:

- выполнение «мостика» из положения лежа на спине и из положения стоя;

- запрыгивание на горку матов с места, отталкиваясь двумя ногами;

- лежа поперек гимнастического коня, занять положение пе­рехода через планку;

- прыжки через резинку, стоя спиной к ней, отталкиваясь двумя ногами;

- прыжки через резинку с места, отталкиваясь от мостика двумя ногами;

- прыжки через планку способом «фосбери-флоп» с 3, 5, 7 шагов разбега по дуге.

Только после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к прыжкам через планку, с приземлением на поролоновую подушку высотой не менее 50 см.

При выполнении прыжков в высоту способом «фосбери-флоп» с места, отталкиваясь двумя ногами, в полетной фазе необходимо голени оставить как можно ниже, подбородок прижать к груди, голову повернуть в сторону движения. После приземления на ло­патки обучающийся кувырком назад заканчивает движение.

Задача 5. Обучить технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» в целом и ее совершенствование.

На данном этапе обучения происходит определение индивиду­альных особенностей, а также функциональных и двигательных возможностей занимающихся. С этой целью применяются следую­щие упражнения:

  • прыжки через планку (резинку) с короткого и полного раз­бега с акцентом на выполнение отдельных фаз прыжка;
  • прыжки через планку в целом, оценивая технику и резуль­тат;
  • прыжки с гимнастического мостика через планку на макси­мальной высоте;
  • выполнение имитационных упражнений, сходных по струк­туре и ритму движений основному двигательному действию;
  • прыжки с индивидуального разбега на максимальный резуль­тат.

Во время совершенствования техники прыжка в целом необхо­димо постепенно поднимать планку, увеличивать скорость разбе­га и повышать эффективность ритмо-темповой структуры после­дних шагов разбега. На этом этапе полезно использовать метод поочередного сосредоточения внимания на отдельных элементах техники при выполнении прыжка в целом. Во время совершен­ствования нужно чаще применять имитационные упражнения, сходные по структуре изучаемого прыжка.


Прежде чем приступить к обучению технике прыжка в длину, необходимо пройти хорошую спринтерскую и прыжковую подго­товку, которая обеспечит стабильность разбега и умение сочетать его с мощным и быстрым отталкиванием.

Задача 1. Ознакомить с техникой прыжков в длину с разбега.

Решается эта задача с помощью краткого рассказа о технике прыжков, объяснения и просмотра фотографий, кинограмм, ви­деофильмов, плакатов и, наконец, показа техники прыжков в длину с разбега в целом.