Организация безопасной среды для пациента.

План.

Санитарно-противоэпидемический режим МО.

  1. Санитарно-противоэпидемический режим различных помещений МО.

 

Санитарная обработка поверхностей в помещениях МО является одним из звеньев в цепи санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничной инфекции (ВБИ).

Чистота в помещениях МО является его своеобразной "визитной карточкой". Это первое, на что обращает внимание пациент, посещая поликлинику или поступая в стационар на лечение.

Под санитарной обработкой поверхностей в помещениях МО подразумевается их очистка от грязи, пыли, субстратов биологического происхождения и дезинфекция, т.е. уничтожение на поверхностях микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний. Санитарная обработка помещений МО проводится с применением моющих или дезинфицирующих с моющим эффектом средств. Для санитарной обработки помещений МО можно применять только те дезинфицирующие средства, которые официально разрешены Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России, зарегистрированы в Бюро по регистрации лекарственных средств и имеют свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия и методические указания по применению, утвержденные Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России.

Средства для дезинфекции поверхностей в помещениях МО должны соответствовать следующим требованиям:

1. Обеспечивать гибель возбудителей внутрибольничных инфекций: бактерий, вирусов, грибов - при комнатной температуре;

2. Обладать моющими свойствами или хорошо совмещаться с моющими средствами;

3. Иметь относительно низкую токсичность (4-3 класс опасности) и быть безвредными для окружающей среды;

4. Быть совместимыми с различными видами материалов (не портить обрабатываемые поверхности);

5. Быть стабильными, неогнеопасными, простыми в обращении;

6. Не оказывать фиксирующего действия на органические загрязнения.

Анализ свойств современных дезинфицирующих средств, проведенный в соответствии с перечисленными критериями, показал, что для проведения дезинфекции поверхностей в помещениях МО пригодны, в первую очередь, средства, относящиеся к группе катионных ПАВ (четвертичные аммониевые соединения, третичные амины, производные гуанидинов) и композиции на их основе. Приемлемо применение хлорактивных и кислородактивных средств при наличии у них моющих свойств или при возможности добавления к ним моющих средств непосредственно перед их использованием. Дезинфицирующие средства из других химических групп по тем или иным причинам для обработки поверхностей в помещениях менее пригодны.

Порядок проведения санитарной обработки поверхностей в помещениях (пол, стены, двери и др., жесткая мебель, поверхности аппаратов, приборов, оборудования и т.д.), необходимость использования моющих или дезинфицирующих средств, частота проведения обработок зависят от профиля МО и функционального назначения конкретного помещения. Наиболее жесткие требования предъявляются к санитарному состоянию и, соответственно, к проведению санитарной обработки, инфекционных, хирургических, акушерских стационаров, процедурных, перевязочных, смотровых, стоматологических кабинетов, отделений для больных с ослабленной иммунной системой и интенсивной терапии, детских отделений, где имеется наибольший риск возникновения ВБИ, обусловленный высокой степенью обсемененности объектов микроорганизмами или повышенной восприимчивостью к инфекциям находящегося в помещениях контингента.

В помещениях МО любого профиля, в соответствии с действующими нормативными документами, два раза в сутки проводится влажная уборка с применением моющих или моюще-дезинфицирующих средств. Мытье оконных стекол должно проводиться по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Устранение текущих дефектов отделки (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и других) должно проводиться незамедлительно. Администрация МО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.

Поверхности в помещениях (пол, стены, двери и т.д.), жесткую мебель, поверхности аппаратов, приборов обеззараживают способом протирания ветошью, смоченной в растворе дезинфицирующего средства или способом орошения.

Для обработки поверхностей в помещениях МО более приемлем способ протирания, позволяющий сочетать процесс дезинфекции с мытьем объекта. Для этих целей целесообразно использовать средства, обладающие наряду с антимикробными также моющими свойствами. Для дезинфекции небольших, трудно доступных поверхностей, а также для экстренной обработки небольших по площади поверхностей применяют дезинфицирующие средства способом распыления с помощью ручного распылителя типа "Росинка" или средства в аэрозольной упаковке. При необходимости проведения заключительной дезинфекции в МО, при перепрофилировании МО, иногда при проведении генеральных уборок поверхности обрабатывают способом орошения из гидропульта или другого распыляющего устройства, позволяющего обработать помещение большого объема. При использовании для дезинфекции способа орошения медицинский персонал должен строго соблюдать все рекомендуемые меры предосторожности: защитную одежду, респиратор, защитные очки, резиновые перчатки. Такую обработку следует проводить в отсутствие больных.

Воздух и дополнительно поверхности в помещениях МО обеззараживают ультрафиолетовым облучением с помощью бактерицидных облучателей, которые по месту расположения могут быть потолочными, настенными и передвижными, а по конструкции - открытого (применяют в отсутствие больных), закрытого (возможно применение в присутствии людей) и комбинированного типа. Разновидностью закрытого облучателя являются рециркуляторы воздуха с естественным или принудительным прохождением потока воздуха через камеру, внутри которой расположены бактерицидные облучатели, рекомендованные для непрерывного режима облучения в помещениях с постоянным пребыванием людей и высокими требованиями асептики, например, операционные, перевязочные, стерильная зона ЦСО. Режим дезинфекции зависит от мощности облучателя, объема помещения, критериев эффективности его обеззараживания, связанных с его функциональным назначением.

Санитарно-техническое оборудование протирают ветошью или чистят щетками (ершами), смоченными в дезинфицирующем растворе.

Уборочный инвентарь: ветошь, салфетки, губки, мочалки и т.д. - после уборки помещения и обработки объектов замачивают в дезинфицирующем растворе, по истечении экспозиции стирают или моют, прополаскивают водопроводной водой, высушивают и хранят в определенном месте. Использованные ветошь, салфетки и т.д. можно продезинфицировать также способом кипячения. Емкости, из которых производилась обработка помещений, освобождают от использованного дезинфицирующего раствора, моют и высушивают. Ерши, щетки замачивают в дезинфицирующем растворе на определенный срок, после чего споласкивают водопроводной водой. Все средства для уборки помещений должны находиться в отдельной комнате, каждое на своем, для него отведенном месте, и быть промаркированы в соответствии с тем, для обработки какого объекта и какого помещения они предназначены. Для каждого помещения и для отдельных объектов должен быть отдельный уборочный инвентарь.

В процедурном, манипуляционном, перевязочном, диагностическом кабинетах, проводят текущую уборку 2 раза в день с применением дезинфицирующих средств. Цель уборки заключается в ликвидации любых загрязнений помещении, скопившихся в течение рабочего времени. Утром, перед началом работы проводят - предварительную, в конце рабочего дня – заключительную уборку. Все поверхности предметов, мебели протираются двукратно ветошью, смоченной дезинфекционным раствором с интервалом 15 минут. Полы моются с применением дез. средств специально выделенным для каждого помещения уборочным инвентарём (чёткой его маркировкой). Исключением является приемное отделение инфекционных стационаров, где влажная уборка с применением дезинфицирующих средств проводится после приема каждого больного. Перед любым видом работ необходимо приготовить ёмкости с дезинфицирующим раствором; ветошь для обработки поверхностей, стен, пола, имеющая маркировку с указанием вида уборочных работ и названием кабинета. Маркированный уборочный инвентарь хранится в строго установленном месте и использоваться только по прямому назначению Медицинская сестра одевает халат для проведения уборок в кабинете, маску и резиновые перчатки.

Периодичность текущих уборок помещений в МО

Объект уборки Функциональные помещения: манипуляционные, перевязочные Палаты интенсивной терапии, послеоперационные палаты Палаты Коридоры, ступеньки Туалеты
Полы 2 раза в день 2 раза в день 1 раз в день 2 раза в день 2 раза в день
Стены 2 раза в день 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в 3 месяца 1 раз в день
Двери 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в день
Ручки дверей 2 раза в день 2 раза в день 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в день
Окна 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в месяц 1 раз в 3 месяца 1 раз в 3 месяца
Подоконники 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в день
Радиаторы (верхняя часть) 1 раз в день 1 раз в день 1 раз в неделю 1 раз в месяц 1 раз в неделю
Шкаф для медикаментов (внутр. часть) 1 раз в день 1 раз в день      
Раковина для мытья рук 2 раза в день 2 раза в день     1 раз в день
унитазы - - - - Не менее 2 раз в день по необходимости

 

Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных кабинетов, манипуляционных, диагностических кабинетов и т.д. проводится 1 раз в неделю, в помещениях палат, кабинетов и т.д. - 1 раз в месяц, в помещениях инфекционных стационаров - 1 раз в 7-10 дней, в ванных комнатах, туалетах, подсобных и вспомогательных помещениях - 1 раз в 10-15 дней.

Генеральные уборки в УЗ проводятся в соответствии с планом-графиком.

Алгоритм проведения генеральной уборки операционного блока, процедурного , манипуляционного, перевязочного, диагностического кабинетов, операционного блока (1раз в неделю). В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.

Подготовительный этап проведения генеральной уборки (выполняет медицинская сестра)

1. Медицинская сестра готовит кабинет к уборке, освобождает его от предметов, оборудования, инструментов, медикаментов. Столы и шкафы должны быть свободны и доступны обработке.

2. Отключаются от сети УФ-облучатели и другие электроприборы.

3. Медицинская сестра (или специальный персонал) в специально оборудованном месте готовит рабочие растворы дезинфицирующего средства.

4. Проверяется наличие уборочного инвентаря и спецодежды.

Емкость для обработки мебели.

Емкость обработки для стен.

Ведро для полов.

Штатив для стен, штатив для полов.

Чистая ветошь для нанесения ДС на мебель и стены.

Салфетки для обработки УФ - облучателей.

Стерильная ветошь (хранится в биксе вместе со стерильным халатом для уборки).

Чистая ветошь для полов.

Чистая ветошь для вытирания досуха и полировки поверхностей (мебель, зеркало).

Контейнер для использованной ветоши.

2 набора спецодежды (халат, маска, шапочка, перчатки). Один из наборов спецодежды, который используется для отмывки кабинета - стерильный, в биксе.

Рабочий раствор ДС в ручном распылителем для обработки трудно доступных мест.

 

Первый этап уборки

1. Из кабинета удаляют отходы класса А и Б, использованные изделия медицинского назначения однократного применения (после их дезинфекции).

2. Наливают приготовленный рабочий раствор ДС в емкости, используемые для уборки, вносят уборочный инвентарь в кабинет.

4. Лицо, осуществляющее генеральную уборку (младший медицинский персонал или медицинская сестра), моет руки и надевает спецодежду: халат, шапочку, маску, резиновые перчатки.

5. Чистой ветошью (ветошь для нанесения ДС на мебель и стены), смоченной дезинфекционным раствором из емкости для мебели, протирают внутренние поверхности шкафов и другой мебели.

6. Мебель (при возможности) отодвигают от стен к центру.

7. Чистой ветошью (ветошь для нанесения ДС мебель и стены), смоченной дезинфицирующим раствором из емкости для стен, протирают стены (плавными движениями сверху вниз), окна, подоконники, радиаторы, двери. При этом уделяют особое внимание местам, прилегающим к выключателям, дверным ручкам, наличникам, крану и раковине для мытья рук. Трудно доступные места обрабатывают с помощью ручного распылителя.

8. Чистой ветошью (ветошь для нанесения ДС для мебели и стен), смоченной дезинфекционным раствором из емкости для мебели, протирают горизонтальные поверхности мебели и оборудования, начиная с верхних. Затем переходят к обработке вертикальных поверхностей. Ветошь меняют при появлении ее видимых загрязнений.

9. Отключенные от сети УФ-облучатели протирают салфеткой, смоченной дезинфицирующим раствором из емкости для мебели, лампы - салфеткой, смоченной 70% этиловым спиртом (салфетка должна быть хорошо отжата), затем сухой салфеткой.

Лампы в открытых и комбинированных облучателях протирают при каждой генеральной уборке. Внутренние поверхности закрытых облучателей и колбы ламп обрабатывают ежемесячно, если иное не предусмотрено инструкцией по эксплуатации облучателя, марлевой салфеткой, смоченной 70% этиловым спиртом (салфетка должна быть хорошо отжата), затем сухой салфеткой.

Подготовку рециркулятора к обработке осуществляет техническая служба согласно графику.

10. В последнюю очередь дезинфицирующим раствором из емкости для мебели обрабатывают контейнеры для сбора мусора и отходов. После их обработки ветошь сразу сбрасывают в контейнер для использованной ветоши.

11. По окончании обработки, перед тем как вылить из емкостей для мебели и для стен использованный рабочий раствор ДС, им смачивают ветошь, чтобы обработать внутреннюю и внешнюю поверхности этих емкостей. Вылив ДС, обрабатывают обе емкости.

12. Ветошь (тряпье) для уборки пола смачивают дезинфицирующим раствором из ведра для пола и протирают ею пол.

13.Использованную во время уборки ветошь сбрасывают в контейнер с ДС для сбора ветоши. Контейнер выносят в санитарную комнату.

14. Халат, шапочку, маску, снимают и помещают в мешок для грязного белья.

15. Снимают перчатки, моют руки, обрабатывают антисептиком.

Обработанное помещение закрывают на время проведения дезинфекции.

 

Второй этап уборки

1. После окончания времени дезинфекции персонал моет руки, надевает чистый стерильный халат, шапочку, маску, перчатки, протирает обувь дезинфицирующим раствором.

2. Емкости для мебели и для стен, обработанные ДС, споласкивают, а затем в них наливают водопроводную воду. Стерильной ветошью, смоченной водопроводной водой, отмывают все поверхности в той же последовательности, что и при нанесении дезинфицирующего раствора.

3. Внутреннюю поверхность окна, другие стеклянные поверхности, зеркало после удаления дезинфицирующего раствора следует вытереть насухо и отполировать.

4. В последнюю очередь чистой ветошью для мытья полов моется пол чистой водопроводной водой из ведра для пола.

5. По окончании генеральной уборки обеззараживают воздух.

Длительность облучения воздуха в кабинете должна быть определена расчетным путем. Для открытых и комбинированных облучателей время облучения должно находиться в пределах 0,25 - 0,5 часа, закрытых облучателей - 1 - 2 часа.

6. Уборочный инвентарь, ветошь, тряпки для мытья пола обеззараживают дезинфицирующим раствором, время дезинфекции указано в инструкции по применению дезинфицирующего средства. После окончания дезинфекции уборочный инвентарь, тряпки для мытья пола прополаскивают и сушат. Ветошь направляют в стирку. Ветошь, используемую при отмывке, направляют на стерилизацию (вместе с халатом для уборки).

7. Сотрудник, проводивший уборку, снимает спецодежду, складывает в мешок.

Производит гигиеническую обработку рук.

8. Делает запись в журнале генеральных уборок и журнале бактерицидных ламп с четким заполнением граф.

9. При неудовлетворительных результатах посева воздуха, смывов с объектов внешней среды в перевязочных, операционных, процедурных, барозалах - генеральная уборка проводится вне графика с отметкой в журнале регистрации генеральных уборок.

10. Генеральная уборка перед наступлением осенне-зимнего сезона должна включать обязательное двухстороннее мытье стекол и проверку плотности закрытия рам.

Для проведения уборки (кроме помещений класса А) допускается привлекать профессиональные уборочные (клининговые) компании, работающие в круглосуточном режиме, для которых необходимо предусматривать отдельные помещения.