Методика обучения технике эстафетного бега

Задача 3. Обучить технике бега по повороту.

Задача 1. Ознакомить с особенностями бега и создать у обучаемых правильное представление о технике бега на короткие дистанции.

Для решения этой задачи обучаемым необходимо несколько раз с невысокой и средней скоростью пробежать отрезки 60—100 м и зафиксировать обнаруженные ошибки. Количество повторений пробежек может быть различно для каждого занимающегося. Оно зависит от того, как скоро обучаемый пробежит дистанцию в свой­ственной для него манере. При этом фиксируются те ошибки, которые повторяются в большинстве пробежек.

С целью ознакомления занимающихся с рациональной техникой бега применяются общепринятые средства: объяснение, живой по­каз, просмотр кинокольцовок, кинограмм, фотографий, рисунков.

Задача2. Обучить технике бега по прямой дистанции.

Основными средствами для решения этой задачи будут являться многократные пробежки с невысокой и средней скоростью на различных отрезках дистанции (60 — 100 м): специальные беговые упражнения на отрезках 30 — 40 м — бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с забрасыванием голени, бег прыжко­выми шагами. Все эти упражнения выполняются свободно, с по­степенно нарастающей частотой движений, с последующим пе­реходом на обычный бег. Специальные беговые упражнения вна­чале выполняются индивидуально, а затем всей группой. Много­кратное повторение этих упражнений в каждом занятии приводит к устранению типичных ошибок в технике бега: недостаточное поднимание бедра, неполное выпрямление ноги при отталкива­нии, излишнее наклонение или отклонение туловища, держание локтей далеко от туловища и др.

После каждого выполнения упражнения следует обращать вни­мание только на главные ошибки, предлагая устранить их при следующем повторении. Нецелесообразно одновременно указы­вать на 3 — 4 недостатка, так как обучаемый должен сконцентри­роваться на исправлении наиболее существенной ошибки, а за­тем приступать к исправлению следующей, иначе недостатки в беге так и не будут устранены.

Основными упражнениями для обучения технике бега по по­вороту является бег на 50-80 м с ускорением на повороте бего­вой дорожки. Сначала тренировки проходят по крайним (6 — 8) дорожкам, затем по 1-2; бег с различной скоростью по кругу радиусом 20-10 м; бег с ускорением по прямой с выходом в поворот; бег с ускорением по повороту и выходом с виража на прямую; имитация движений рук. По мере освоения занимающимися техники бега на короткие дистанции по дорожке большего радиуса следует переходить к бегу по дорожке меньшего радиуса.

В ходе обучения необходимо следить за свободой движений и своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением работы рук и ног, т. е. при более активной и широкой работе правой рукой происходит небольшой разворот стоп влево.

Задача 4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона.

Основными средствами обучения являются: практика в уста­новке стартовых колодок на прямой и повороте ; выпол­нение команд «На старт!» и «Внимание!» с различным располо­жением колодок по длине, ширине и наклону площадок; бег с низкого старта по прямой и на повороте самостоятельно, а также по команде (по выстрелу).

Бегу с низкого старта должно предшествовать большое коли­чество пробежек с высокого старта, способствующих овладению основами стартовых движений и свободному широкому бегу на первых шагах.

Задача 5. Обучить технике финиширования.

Обучение начинается с разъяснения значения финишного брос­ка и ознакомления с основными способами финиширования: грудью и плечом. Основные средства: бег на 30 — 40 м с ускорением на финише; наклон вперед на финишный створ с отведением рук назад при ходьбе и беге с различной скоростью; бросок на финиш­ный створ с поворотом плеч при ходьбе и беге с различной ско­ростью. Для успешного обучения финишированию упражнения сле­дует выполнять сначала самостоятельно, а затем группой.

Задача б. Обучить технике бега в целом с учетом индивидуаль­ных особенностей занимающихся.

На этапе овладения техникой бега в целом необходимо система­тически работать над уточнением деталей техники и закреплением правильных навыков. Важно добиться умения бежать свободно, кон­тролируя свои движения. В процессе совершенствования техники необходимо применять большее количество специальных упраж­нений, постепенно повышая уровень их сложности.

 

Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики и имеет много разновидностей. Успех в эстафете зависит от многих причин, но одна из главных — умение передавать и принимать эстафетную палочку на высокой скорости в ограниченной зоне передачи.

Техника бега по дистанции в эстафетах ничем не отличается от обычного бега по прямой и виражу. Обучение технике эстафетно­го бега целесообразно начинать после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции, отработано умение выполнять высо­кий и низкий старт на повороте.

Обучение технике эстафетного бега проводится в определен­ной последовательности, согласно поставленным задачам.

Задача 1. Ознакомить с техникой эстафетного бега.

Создание представления о технике передачи эстафеты начина­ется с рассказа о видах эстафетного бега, объяснения и показа тех­ники передачи эстафетной палочки способами «снизу» и «сверху» в 20-метровой зоне на высокой скорости. Затем необходимо объяс­нить основные правила проведения эстафетного бега и значение точности, слаженности движений в передаче эстафеты для дости­жения высокого результата.

Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки.

Обучение передачи эстафетной палочки проводится в парах — вначале на месте, затем в ходьбе и в беге с небольшой скоростью вне зоны передачи. С этой целью занимающихся строят в две ра­зомкнутые шеренги на расстоянии 1 — 2 м друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой передается эстафетная палочка. По команде преподавателя стоящие в пер­вой шеренге принимающие отводят вы­прямленную левую (правую) руку назад, а стоящие во второй шеренге передаю­щие, с небольшой паузой после коман­ды, передают палочку.

Затем обучающиеся поворачиваются кругом и производят передачу, поменяв­шись ролями. Когда отрабатывается пере­дача левой рукой в правую (а такое уп­ражнение необходимо для спринтерской эстафеты 4 х 100 м), занимающиеся пере­дающей шеренги смещаются на полшага в правую сторону. После усвоения занимающимися этих движений передача палочки производится, имитируя работу руками в беге: принимающий по команде преподавателя отводит руку с хорошей фик­сацией кисти для приема палочки, а передающий с паузой, после готовности принимающего, вкладывает по команде в нее эстафет­ную палочку.

В начале выполнения всех упражнений команду подает препо­даватель, позже — передающий эстафетную палочку. На этом эта­пе обучения необходимо следить, чтобы принимающие палочку не поворачивали головы в момент передачи эстафеты, контроли­ровали положение руки и ход передачи, не бежали с отведенной Назад рукой, а передающие палочку чтобы не торопились, выдер­живали паузу, не вытягивали руку с эстафетной палочкой до ко­манды или одновременно с ней.

При появлении этих ошибок следует указать на них и разъяс­нить, как правильно выполнить какой-либо элемент техники пе­редачи