И развития их творчества 9 страница

штампики: колпачки от фломастеров, шляпки винтиков и пр.;

банки для воды (горячей и холодной);

тряпочки влажные (для вытирания рук, защиты глины от высыхания).

Сенсорные основы лепки.

В процессе лепки, с одной стороны, требуются развитые ощущения и восприятие, а с другой – эти психические процессы совершенствуются в нём.

И. М. Сеченов отмечал, что форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, а именно – гораздо полнее, благодаря тому, что ладони рук прикладываются к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны.

Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объёмных свойств предмета. Самостоятельно этим овладеть ребёнок не может. Активное обследование предмета перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе условно выделяется четыре этапа (Н. А. Курочкина) (см. Лепка в детском саду. – М., 1986. С. 32):

первый: организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное, непрерывное движение пальцев и глаз сверху вниз и как бы по спирали;

второй этап: обследование рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей;

третий этап: выделение более мелких частей предмета, исследование его строения (пропорциональные соотношения частей и их пространственное положение по отношению к основным частям);

четвёртый этап: повторное целостное эмоционально-образное восприятие. Общее заключительное движение руки сверху вниз.

Одночастные предметы (шарик, палочка) обследуются теми же движениями, которые необходимы для лепки этих форм: скатывание, раскатывание.

Основная задача педагога – обеспечить правильное соотношение таких процессов, как анализ и синтез.

Н. А. Курочкина предлагает использовать разнообразные дидактические игры, которые развивают сенсорные процессы («Найди предмет на ощупь», «Угадай, что это?», «Знаешь ли, какой это мех?» и т. п.). При этом необходимо вербализовать отдельные названия, особенности (мех – мелкий, короткий, мягкий, длинный, упругий, пушистый и т. п.).

В 2 – 3 г. необходимо учить детей воспринимать предмет в целом, а также выделять некоторые свойства, по которым его можно узнать (форма, вес, величина).

На четвёртом и пятом годах жизни нужно учить детей восприятию предмета в целом (форма, величина, вес, фактура). Дети знакомятся с цилиндрами, конусами, шарообразными и овальными формами.

Шестилетних детей обследованию предмета начинают обучать с начала года. Детей учат различать как объёмные геометрические формы, так и плоскостные.

В подготовительной к школе группе незнакомый предмет обследуется только с опорой на зрительный анализ (без осязательного обследования).

У старших дошкольников восприятие предмета характеризуется большой слитностью этапов обследования.

Основные задачи развития детского творчества в лепке:

· развивать интерес к данному виду деятельности;

· учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путём обучения обследованию предметов, на основе самостоятельных поисков;

· подводить к использованию и комбинированию вылепленных форм. По мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;

· постепенно научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки, пользуясь впечатлениями от воспринятого посредством наблюдения окружающего, от слушания художественной литературы, рассматривания иллюстраций и восприятия произведений искусства;

· учить детей активно воспринимать указания воспитателя, проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.

Дети 2 – 3 лет жизни в основном познают свойства пластических материалов (экспериментирует с материалом), осваивает элементарные приёмы лепки (отщипывание, раскатывание, скатывание, прищипывание, вдавливание, сплющивание). Превалирует ладонная техника лепки.

На четвёртом году жизни дети осваивают формообразующие движения, учатся применять их самостоятельно. К концу года осваивают лепку многочастных предметов (пирамидка, неваляшка и др.), знакомясь с их отдельными частями, функциями. Учатся соединять части.

В средней группе особое внимание уделяется строению предмета (пропорциональное соотношение частей и их пространственное расположение относительно крупной части). Активно включаются в работу пальцы (прищипывание, вытягивание, вдавливание, заглаживание). Дети учатся сравнивать, сопоставлять, находя сходство и отличие.

В 6 – 7 лет дети овладевают скульптурным и комбинированным способами; в декоративной лепке – ленточным способом. Особое внимание уделяется качеству лепных изделий (прочность соединения частей; качество обработки поверхности, передачи объёма; использование каркаса подставки),передаче динамики. Овладевают лепкой по представлению, по памяти, с натуры.

Активный метод обучения детей лепке и развития их творчества – это творческие задания трёх типов:

первый этап: направлены на первоначальную ориентировку в творческой деятельности (сочини, найди, измени);

второй тип: стимулируют детей на целенаправленные действия и поиски (комбинирование, вариативность);

третий тип: задания, ведущие детей к самостоятельным действиям по замысливанию, планированию своих действий, отбору выразительных средств (Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. Лепка в детском саду. – М., 1986).

Авторы программы «Росинка» Л. В. Куцакова, С. И.Мерзлякова весь процесс художественно-творческого развития детей средствами изобразительной деятельности, в том числе и лепки, строят на использовании игр – экспериментов, наполняющих детей радостью открытий, чудесных превращений, увлекательных путешествий в сказку (Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. Воспитание ребёнка: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного. – М. : ВЛАДОС, 2003).

Английский педагог Мэри Энн Ф. Коль (Глина и тесто. – М., 2004 / Искусство для дошкольников) также советует активно включать ребёнка в процесс экспериментирования с материалами, формами, т. к. в творческой деятельности важен не результат, а процесс. Творческий процесс учит детей использовать, открывать мир и умело с ним общаться. С этой целью автор предлагает педагогам разнообразные рецепты приготовления теста, паст, мастики и пр. материала. Мэри Энн Ф. Коль подчёркивает, что в основе взаимодействия ребёнка со взрослым должно быть сотворчество.

Т. Г. Казакова с целью повышения образной выразительности предлагает работы детей, выполненные на занятиях разными видами изобразительной деятельности, объединять по смысловому значению. Например, вылепленные блюдце с чашкой поставить на бумажную салфетку, украшенную узорами. Образ животного (зайчик, лиса, медведь) размещается рядом с ширмой, составленной из детских рисунков на тему «Дерево» («Ёлка») и представляющей собирательный образ леса (Т. Г. Казакова. Развиваем у дошкольников творчество. – М., 1984).

Н. Б. Халезова, Ю. В. Максимов в своих исследованиях показали, что детям старшего дошкольного возраста доступна не только лепка образов по мотивам произведений народного искусства и их дальнейшее декорирование (роспись), но и лепка рельефных пластин.

Авторы подчёркивают, что основой декоративной лепки ребёнка – дошкольника обязательно должно быть народное искусство, мелкая декоративная пластика. Произведения народного искусства яркостью, условностью форм положительно влияют на детское творчество, стимулируют их активность, самостоятельность, инициативу (Н. Б. Халезова. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М., 1984).

Техника рельефной лепки на пластинах, разработанная Н. Б. Халезовой, Ю. В. Максимовым, на современном этапе дополняется новыми приёмами. Т. И. Митрохович (Использование барельефной лепки в работе с детьми // Воспитатель ДОУ, 2008, № 1. С. 69 - 85) в своём опыте работы предлагает такие приёмы, как «размазывание из столбика (шарика)», «дрань - рвань» и др. Большую выразительность детским работам придаёт использование цветного пластического материала (пластилин, тесто), а также цветной пластилиновый фон.

Опыт использования модульной лепки в работе с детьми третьего года жизни представлен в пособии Е. Г. Лопатиной, М. Е. Игнатовой «В коробке с карандашами…» (Магнитогорск : МаГУ, 2007). Основой образов животных и птиц может быть одна и та же форма (модуль). Такой вид лепки помогает подводить детей к обобщению способа лепки пластических образов определённого содержания, например, животных, птиц, что, свою очередь, стимулирует их инициативу, активность.

Основные моменты организации и методики проведения занятий

Занятия лепкой проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий зависит от возраста и соответствует нормативным требованиям.

Желательно, чтобы каждый ребёнок сидел за столом лицом к воспитателю. Поэтому, если есть возможность, столы нужно расставить полукругом или в шахматном порядке.

· Цель первой части занятия – формирование потребностно-мотивационной сферы и замысла.

Важное условие успешности работы в этой части занятия – создание атмосферы творчества. Основные приёмы: — игровая подача мотива деятельности; — неожиданная, вызывающая эмоции детей, формулировка темы; — обследование объекта изображения (части, которые лепятся ладонями, обследуются ладонями; мелкие части, требующие тонкой проработки, обследуются пальцами). При обследовании определяется объём, масса, пропорции и форма объекта, места соединения мелких частей с крупными; — стимулирование детей на выбор способа и приёмов лепки; показ используется только при знакомстве с новым способом лепки.

· Цель второй части занятия – способствовать проявлению самостоятельности активности и инициативы детей.

Важное условие – уважительное отношение к замыслу каждого ребёнка.

Основные приёмы: показ воспитателем на своём материале приёмов лепки, вызывающих затруднения у ребёнка; словесные указания, советы, индивидуальное обследование, вопросы, положительные оценки, разъяснение способов лепки.

· Цель третьей части занятия – провести анализ и оценку работы детей, в результате которых они смогут уяснить, как надо лепить, какие и почему ошибки допустили.

Важное условие – проводить анализ и оценку работ детей, исходя из тех задач, которые ставились перед занятием.

Основные приёмы: привлечение к анализу самих детей, вопросы и игровые ситуации, позволяющие увидеть ошибки, их причины и пути исправления выявленных недочётов.

· Цель проведения работы после занятия – стимулировать интерес детей к лепке; повысить эстетический уровень их работ, активизировать творчество.

Важное условие – заинтересованное отношение педагога к результатам художественно-творческого развития каждого ребёнка; формирование внимания родителей к достижениям всех детей, а не только их ребёнка.

Основные формы работы: выставка работ с одного занятия, выставка лучших работ детей с нескольких занятий, персональная выставка, беседа с детьми по результатам их работ на занятии.

 

 

Тема 3.4. Развитие детского изобразительного творчества в аппликации

 

Аппликация (от лат. слова applicatio - прикладывание)

— один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале (фоне);

— один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели и т. п.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Аппликацию от других видов плоскостного изображения (графика, живопись) отличает большая условность изображения, простота и чёткость контуров, обобщённость форм, локальность цвета.

Контур – очертание какого-либо предмета.

Силуэт – одноцветное плоскостное контурное изображение.

Локальный цвет – передача предметной окраски почти однородным цветовым пятном, лишённым цветовых оттенков.

Материалы, используемые для аппликации – бумага, текстиль (ткань, нитки), шерсть, вата, природные материалы (листья, цветы, веточки, тополиный пух, солома).

Способы прикрепления:

– клеевой (бумага, ткань, нитки и пр.);

– бесклеевой (прикрепление тополиного пуха на бархатную бумагу);

– пришивание.

В технике исполнения своеобразие аппликации заключается в:

– двухэтапности процесса выполнения: сначала подготовка форм, силуэтов, а затем – прикрепление;

– особенностях прикрепления, что зависит от а) материалов, используемых в изображении (приклеивание, пришивание), б) от степени прикрепления к фону (плоскостная, полуобъёмная, объёмная).

Специфика аппликации как вида изобразительной деятельности, доступного дошкольникам:

– сходна с рисованием, т. к. изображение плоскостное. Но в аппликации оно из бумаги (ткани и пр.), и основной инструмент – ножницы;

– близка к конструированию (вид художественного конструирования): плоскостной образ аппликации как бы конструируется из отдельных частей;

– сходна с игрой на первых порах её освоения (3-й г. жизни): плоскостные геометрические и силуэтные формы раскладываются на столе, фоне по типу игры – мозаики. Кроме того, угадывание в кусочке цветной бумаги или ткани какого-либо образа – это тоже игра для ребёнка, развивающая его воображение;

– сходна с трудом, в процессе которого ребёнок приобретает умения работать с инструментами, материалами; овладевает структурой деятельности.

В практике случается путаница в понятиях «аппликация» и «коллаж».

Н. В. Дубровская (Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. – СПб, 2002. С. 19) даёт следующие определения:

коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, гармонично дополняющих друг друга, располагающихся не только на плоскости, но и в объёме, и образующих композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения;

аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на использовании однородных материалов, фиксирующихся в одной плоскости, на какой-либо поверхности, принятой за фон, раскрывающих сочетанием формы и цвета замысел художника.

Эти две техники имеют достаточно давнее происхождение (там же, с. 19 - 22).

На современном этапе аппликация рассматривается как разновидность художественного конструировании (труда) (Г. Г. Григорьева. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. С. 306 - 307).

Видовая характеристика аппликации разнообразна:

по содержанию: предметная, сюжетная, декоративная;

по способу прикрепления: клеевая, пришивная, бесклеевая (тополиный пух на бархатной бумаге);

по особенностям расположения на плоскости: плоскостная, полуобъёмная;

по способу получения аппликативного образа: конструктивный способ (отдельные детали), силуэтный способ (отдельная форма - силуэт), мозаика (аппликация из кусочков материала), коллаж, витраж;

по материалу: из бумаги, ткани, природных материалов.

Виды аппликационных работ, доступные детям дошкольного возраста:

– вырезывание, обрывание, скатывание, раскатывание и т. п.;

– наклеивание, бесклеевой способ.

Аппликация как вид изобразительной деятельности, в отличие от рисования и лепки, на протяжении длительного времени использовалась главным образом с целью развития сенсорики, овладения техникой (В. И. Паллон, Л. Г. Суховская).

Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности в обучении аппликации в разных возрастных группах были даны в пособии И. Л. Гусаровой «Аппликация в детском саду» (1968 г.). Автор практически показал пути применения разных методов и приёмов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале, исходя из особенностей усвоения детьми приёмов вырезания, раскладывания, наклеивания.

В книге И. Л. Гусаровой аппликация рассматривается как важное средство эстетического воспитания дошкольников, формирования их конструктивных, творческих способностей и эстетического вкуса.

З. А. Богатеева (1973 г.) исследовала пути формирования декоративно-орнаментальной аппликационной деятельности старших дошкольников. Автор исследовала художественный аспект аппликации, рассмотрев её как вид декоративно-прикладного искусства и как средство эстетического воспитания. Большое внимание в исследовании было уделено растительному орнаменту, его художественным особенностям (цвет, ритм, композиция, линия). З. А. Богатеева показала, что основой декоративно-орнаментальной аппликационной деятельности детей являются целенаправленные, многократные наблюдения за объектами природы; развитие умения видеть в растительных формах симметрию, гармонию цвета, форм, величины. Автор разработала ряд приёмов вырезывания выразительных декоративных форм: кант по контуру, кант полумесяцем, раздвижка частей формы, подкладка одной формы под другую.

Таким образом, данное исследование поставило аппликацию в ряд средств художественного освоения природы.

В дальнейшем З. А. Богатеева исследовала вопросы ознакомления дошкольников с прикладным искусством разных народов, предметами их быта, особенности орнамента (см. З. А. Богатеева. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – 2-е изд. – М., 1986).

Л. С .Суховская и А. А. Грибовская составили альбом для воспитателей детских садов «Аппликация в детском саду» (1980, 1984 г.).

Е. С. Рогалёва изучила возможности развития у детей старшего дошкольного возраста способности к орнаментальной деятельности средствами таких видов декоративной деятельности, как аппликация и рисование. Исследование позволило изучить сенсорные основы орнаментальной деятельности.

Автор разработала методику использования нетрадиционных образцов – незаконченных, которые способствуют развитию у детей основных мыслительных операций (анализ, синтез), внимательности, творческой инициативы.

Д. Н. Воробьёва (1975 г.) исследовала проблему формирования у старших дошкольников умений коллективно планировать совместную аппликационную деятельность. В исследовании показана возможность формирования у детей умения коллективно выполнять творческие задания, раскрыто содержание планирования совместной деятельности:

I этап работы – определение темы работы, содержание сюжета, распределение в общих чертах обязанностей между членами рабочей группы (2 – 4 чел.);

II этап – обсуждение композиции, подбор выразительных средств, материала по разным показателям: цвет, фактура, качество. Исполнение замысла

Исследование Г. Н. Пантелеева (1976 г.) («Привлечение старших дошкольников к декоративно-оформительской деятельности») раскрыло возможности использования аппликации как вида детской оформительской деятельности (дизайна). Автор исследовал возможности использования новых форм организации коллективных работ дошкольников (совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая) и новой формы организации детской изобразительной деятельности – совместная деятельность педагога и детей.

С. В. Иванникова (1991) показала пути формирования выразительного образа в аппликации детей 6 года жизни. Заслуга автора в том, что она выделила выразительные средства передачи аппликационного образа, доступные детям дошкольного возраста:

· стилизованность, · конструктивность композиции, · декоративность колорита, · техничность прикрепления элементов аппликации.

Такой краткий обзор исследований в области аппликации показал, что возможности и особенности использования аппликации как вида декоративно-прикладного искусства и как средства художественно-творческого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста мало изучены.

Основные задачи обучения детей аппликации:

– Формировать умение составлять изображение предмета из отдельных частей; сюжетную композицию.

– Формировать умение составлять декоративный узор из геометрических и растительных элементов; составлять декоративную композицию в зависимости от формы фона, опираясь на ритм, чередование.

– Учить детей овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, а также техникой прикрепления их к основе.

– Формировать эстетические чувства (цвета, формы, композиции, пропорции, ритма).

Основное содержание работы в разных возрастных группах

I младшая группа. Дети овладевают разными действиями с бумагой: сминают, разрывают, скатывают, раскатывают. Некоторые авторы (Д. Н. Воробьёва) предлагают детям ножницы в 2,5 года. Таким образом, процесс разнообразных действий с бумагой представляет собой экспериментирование, развивающее сенсорные процессы; инициативность и активность детей. Разнообразные действия – это своеобразная гимнастика рук (работают ладонь, пальцы, вся кисть, кончики пальцев).

«Опредмечивание» разнообразных объёмных форм (жгутики, шарики, комочки разной формы) развивает воображение ребёнка; учит передавать специфику изображаемого объекта. Дети учатся наклеивать формы.

II младшая группа. Дети учатся составлять из готовых форм простые объекты (домик, ёлочка, снеговик), элементарные сюжеты (домик с ёлочкой); узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

При условии имеющегося опыта резания ножницами дети продолжают учиться правильно их держать, разрезать узкие полоски бумаги; согнутые пополам по сгибу; затем более широкие несколькими взмахами ножниц.

Закрепляется техника наклеивания форм на фон: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем их края.

Фиксируется осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить образ предмета (сюжет, узор) на фон, затем поочерёдно брать формы и наклеивать их.

Учатся ориентироваться на изобразительный плоскости (фоне): находить середину, углы, стороны; выполнять узоры в «тёплых» и «холодных» тонах.

Средняя группа. Закрепляется умение резать по прямой. Дети учатся разрезать квадраты по диагонали; пополам; срезать углы; вырезать круг и овал из прямоугольных форм.

При хорошем овладении ножницами к концу среднего возраста можно давать ткань для украшения образных форм: скатерть, ковёр, полотенце и пр. Основа: драп, мешковина, плотная ткань.

В 4,5 – 5 лет можно учить аппликации из сухих листьев: составить узор на основе ритма, симметрии, чередования по форме, цвету, величине. В работе с этим материалом развивать у детей воображение: учить видеть в природных формах ассоциативный образ (И. Лыкова. Летняя мастерская. Время развивать воображение // Дошк. восп. 2006, № 7. С. 79).

С целью усиления выразительности образов можно использовать смешанную технику: аппликацию из бумаги дополнять рисованием мелких деталей, а также использовать семена, веточки, листья. Изображение может быть плоскостное, полуобъёмное.

В старшем возрасте (6 – 7 лет) дети овладевают более сложной техникой вырезывания: приёмы симметричного, силуэтного (см. З. Богатеева. Силуэтное вырезывание // Дошк. восп. 1983, № 7), многослойного вырезывания; из бумаги, сложенной в несколько раз (снежинки, венчики лепестков цветов), «гармошкой». Изображение может быть плоскостное, полуобъёмное (частичное приклеивание деталей или подкладка под них ваты). Используются техники коллажа, мозаики, витража. Выполняют многослойные сюжетные композиции в определённой последовательности: сначала фон (земля, небо, вода), затем задний план, потом средний и передний. Перед выполнением такого изображения дети могут делать карандашный эскиз будущей работы.

Продолжается работа по развитию воображения: лист берёзы, тополя на заднем плане сюжетной композиции могут выглядеть как целые деревья и т. п.

Основные методы и приёмы обучения детей аппликации и развития их творчества (И. Л. Гусарова, З. А. Богатеева, Л. А. Рогалёва и др.):

наблюдение, беседа, обследование (справа налево, т. е. как впоследствии будет вырезаться форма), творческие задания трёх типов, вопросы, показ приёмов вырезывания (новых – воспитатель; известных - ребёнком); анализ образца, выполненного педагогом, художественное слово, игровые приёмы разных видов (Г. Г. Григорьева), рассматривание технологических карт, фотографий, составление эскизов (см. Г. Г. Григорьева. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000. С. 317 – 323; С. Розова. Путешествие в мир мозаики // Ребёнок в детском саду, 2001, № 6, с. 81; Т. Жарова. Развивающий эффект аппликации // Дошк. восп. 2007, №1).

 

Тема 3.5. Развитие детского изобразительного творчества в рисовании

 

Рисование – вид изобразительной деятельности, в процессе которой на бумаге создаётся плоскостное изображение.

Деление рисования на виды по содержанию (предметное, сюжетное, декоративное) в какой-то мере условно, т. к., например, в предметном рисунке ребёнка используются выразительные средства и декоративного. Поэтому актуальна проблема отбора содержания рисования.

Принципы отбора тем изображения:

принцип учёта эмоционально- интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и семье. Опыт дошкольников формируется в процессе освоения мира природы, рукотворных вещей, в том числе искусства. На основе опыта формируется мотивационно-потребностная сфера личности дошкольника. Один из доминирующих мотивов жизнедеятельности дошкольника – потребность «пережить значимые для него стороны действительности» - реализуется в игре. Он является одним из ведущих мотивов в детской изобразительной деятельности;

принцип отбора содержания: формирование обобщённых способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т. е. типичных;

– учёт последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощённого в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступных детям задачам изображения. При отборе тем и ознакомлении с соответствующими предметами для изодеятельности важны не все доступные связи, а те, что выявляют внешние признаки предмета и могут быть переданы детьми в рисунке;

– учёт необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и всё большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений;

– учёт сезонных явлений, местного окружения – природного и социального, социальных явлений, календарных дат и т. п.;

– учёт индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а следовательно, и творческих проявлений дошкольников.

Предметное рисование – создание изображений отдельных предметов с передачей их характерных признаков.

Не имея достаточно развитых изобразительных умений и навыков, ребёнок затрудняется в передаче всех характерных признаков предмета (форма, пропорции и т. п.).

По определению психологов (Е. И. Игнатьев, Н. Н.Волков и др.), основным признаком предметов является форма как носитель содержания, помогающая отличить один предмет от другого.

Форма является ведущим признаком предметов не только в рисовании, но и в других видах изобразительной деятельности.

Работу над рисунком художник начинает с наброска основной, общей формы, переходя к изображению частного (частей), а затем вновь возвращается к общему. Ребёнок дошкольного возраста не способен к такому целостному представлению предметов. Аналитическую деятельность его мышления в процессе предметного рисования облегчает конструктивный способ изображения: начав с основной части, наиболее крупной, ребёнок переходит к рисованию других. Такой способ облегчает ему работу над изображением предметов на первом этапе. Следует подчеркнуть, что конструктивный способ в создании изображения используется и в лепке, и в аппликации.

Первые изображения упрощены и схематичны, т. е. дети передают в рисунке малое количество частей (деталей) предмета. При этом, как показали исследования Е. Игнатьева, Е. Флёриной и др., в основном ребёнок передаёт в рисунке не главные признаки предметов, а те, которые сильно воздействовали на его чувства, воображение.

Дети порой увлечены рисованием одной части, совершенно не обращая внимания на другие, или не выдерживают пропорциональных соотношений этих частей. Особенно увеличиваются в размере те части предмета, которые для них значимы, поразили их воображение.

Передача пропорций в рисунке даётся детям с трудом. Эта способность в основном развивается к старшему дошкольному возрасту, что связано с развитием аналитико-синтетического восприятия, умения сравнивать, сопоставлять.